«Наверное, буду программистом: прибыльно и большого труда не требует». Чем живут школьники XXI века

Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка
04 ноября 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Во вторник повезло резко омолодиться. С географом Максимом Александровичем и десятком его учеников из столичной школы №151 мы встретились на платформе вокзала и, как в далекие времена, отправились в путешествие на электричке. Учитель хотел показать детям работу пары предприятий для профориентирования, школьники весело проводили один из каникулярных дней, ну а мы попытались проникнуть в их головы, чтобы понять — какая она, молодежь, родившаяся в XXI веке.

Читать на Onlíner

Забегая вперед, скажем: школьники, с которыми мы вас познакомим, являются обычными подростками из обычных семей и даже из детского дома. И все же их с натяжкой можно назвать срезом поколения. Они из тех детей, которым нужно чуть больше, — поэтому, собственно, и ездят с Максимом Александровичем в рамках придуманного им проекта.

— Мне хочется, чтобы дети попали на разные предприятия, познакомились с их работой и еще раз подумали о выборе профессии. Если честно, для них самих такие поездки — это, скорее, развлечение. Но что-то же остается в голове. Рано или поздно оно пригодится, — уверен географ. — Сегодня детей сложно удивить. Каждый раз я отправляюсь с ними в дорогу и боюсь, что их ждет разочарование из-за слишком высоких ожиданий. Но в результате дети обычно остаются довольны.

По дороге туда и обратно (в Молодечно нам предстояло посетить фабрику игрушек «ЛЭМ» и парфюмерное производство «Дилис») мы разговаривали со школьниками. Что их тревожит, чем они гордятся и какие цели перед собой ставят? Время (а мы к ним еще вернемся) покажет, насколько честными были сегодняшние ответы.

Вот они — взрослые будущего. Среди них три Полины и две Насти. Обозначим их как царских особ.

Полина I, 8-й класс:

— Я хочу стать педагогом начальных классов. У меня хватает вопросов к нынешней молодежи… Слишком много они тратят времени не на то, утыкаясь в телефоны и компьютеры. Мама у меня экономист, папа — водитель. Родители говорят, если буду плохо учиться, пойду в хабзу.

После этого мы вместе «гуглим», что это значит.

Аня, 8-й класс:

— Мне много чего нравится — география, например. Как связать ее с работой, я пока не знаю. Толком не определилась. До 9-го класса решу.

Аня увлекается танцами и волейболом (даже рука в гипсе). Мама занимается бизнесом, папа работает на телевидении. Средний бал — 8,4.

Ира, 8-й класс:

— Я хочу в журналистику пойти, чтобы работать с людьми. Моя мама тоже с ними работает (в поликлинике), но мне хочется творчества. Или буду фитнес-тренером. Сейчас занимаюсь чирлидингом: спорт люблю. Но даже для фитнеса нужно высшее образование. Учусь в среднем на 8 баллов — еще есть время подтянуть то, что понадобится.

Настя I, 9-й класс:

— С профессией пока не определилась. Все задают вопросы. Мама хочет отдать на банковское дело, а я сомневаюсь. Я ближе к спорту (занимаюсь волейболом), но там как-то невыгодно совсем получается.

Настя II, 9-й класс:

— Хочу стать милиционером, но не хочется ждать окончания 11-го класса. Присматриваюсь к колледжу, где готовят таможенников. В общем, мне эта тема нравится. Кажется, и форма мне пойдет, и злодеев поймать хочется, и быть окруженной вниманием тоже.

Милана, 9-й класс:

— Я мечтаю стать стюардессой. Но это нелегко, не знаю, получится ли. Каждый год летаю и со стороны любуюсь ими. Да и страны разные можно увидеть. Не выходят из самолета? Ну, это зависит от маршрутов. Я смотрела не одно интервью — командировки есть разные. Останусь в школе до 11-го класса и буду поступать в вуз. Куда именно, еще не определилась.

Полина II, 9-й класс:

— Я уже все решила: учеба у меня получается так себе, поэтому после 9-го класса пойду в «колледж хлебобулочных изделий» учиться на кондитера. Сама люблю сладости поесть и друзьям буду делать подарки.

Сейчас Полина II (как и еще трое ее одноклассников) живет в детдоме.

— До этого была с мамой, а потом… Там была моя вина, к сожалению. И школу поменяла. Отношения с одноклассниками у меня хорошие. А в чем разница? У меня же тоже есть родители, я с ними вижусь, мне все покупают. Только ночую не дома.

Полина III, 9-й класс:

— Мечты у меня нет. Стремлюсь к такой работе, которая приносит заработок. Моя мама работает швеей — ей с нынешними зарплатами тоже нужна будет помощь. Мне предстоит решить важный вопрос: как совместить любимую работу и достойную оплату? После 9-го класса пойду в колледж — уже будет какая-то специальность. А потом добавлю высшее образование. Устроюсь в ПВТ — там вроде бы можно заработать.

Вика, 9-й класс:

— Я не против помогать людям. Учиться буду до конца 9-го класса, а потом думаю насчет кулинарного училища.

Девочка застенчиво смеется и говорит, что ничего не знает. Но судя по тому, как она помогала подруге Полине II всю дорогу справляться с неудобной обувью (Полина прихрамывала, но не жаловалась), из Вики получится человечный работник.

Костя, 9-й класс:

— После школы пойду учиться на программиста. Мне нравится, но пока что математика не очень получается — буду стараться подтягивать. Работа это прибыльная и особенного труда не требует.

Пару лет назад Костя вернулся из Венесуэлы, где три года работал его отец. Занимается гиревым спортом — начал недавно, поэтому рассказывает об этом без хвастовства.

Миша, 9-й класс:

— Хотелось бы учиться тренерской работе в хоккее [Миша — защитник хоккейной команды — прим. Onliner.by]. Но есть несколько альтернативных вариантов: строитель, как папа, или помощник машиниста — буду путешествовать в разные страны.

Пришлось объяснить Мише, как работает железная дорога, но не было похоже, что он передумал. Еще после колледжа он хочет сходить в армию, интересуется ВДВ или спецназом.

— А уже потом институт. Уверен, армия поможет мне в будущем чувствовать себя увереннее. Родители не против.

О деньгах

— Аня, вот вы хотите стать учителем. Вы знаете, какая у них зарплата?

— Небольшая, наверное. Рублей 300—400? Часто работа оценивается не так высоко, как следует, к сожалению.

Еще один учитель из будущего — Полина I — тоже не боится низкой зарплаты:

— В жизни деньги не главное. Ребенку не хватит — на себе сэкономлю. У меня и сейчас в семье денег не много и не мало — хватает. Смотря как к ним относиться.

Ира сказала, что для жизни нужно тысячу рублей в месяц (это вообще самый популярный ответ).

Девятиклассницы называют меньшие суммы.

— 5—6 млн для старта было бы нормально, — считает Полина III. — Если жить отдельно, придется как-то искать новые возможности. Надеюсь, со стажем моя зарплата вырастет.

Понятно, что сейчас бюджеты школьников складываются из денег, полученных от родителей.

— Мне дедушка с бабушкой дают 5 рублей в неделю. И мама каждый день по 2,5 рубля. Еще столько же можно заработать, помыв машину. В прошлом году была практика в школе — я заработала миллион рублей, половина до сих пор лежит в копилке. Так что вроде нормально, даже получается скопить на одежду или подарок маме, — рассказала Милана.

О стране

— Вы ставите перед собой глобальные задачи по изменению страны и мира?

— Ну вот если я буду фитнес-тренером, то для моего клиента изменения будут глобальными. Для всех — не уверена. Сделать стройнее всю Беларусь — нет, не решусь, — призналась Ира. Она же раскололась, что была бы не прочь уехать в теплую страну.

Ее подружки уезжать не хотят.

— У нас природа классная, — вздыхает Полина II. — Трактора хорошие (мой брат на заводе работает). А вот люди разные: есть хорошие и плохие.

— Я не хочу никуда уезжать. У нас спокойно, не то что в Сирии, — закрыл тему Миша.

О претензиях к поколению

— Книги читаете?

— Мне нравится то, что мне в детстве читали родители и бабушка. Басни Крылова, сказки Пушкина — я росла на этом. Люблю вспоминать и перечитывать, — говорит Полина I.

«Портрет Дориана Грея», «Ромео и Джульетта»… Школьники начинают перечислять то, что было прочитано за последнее время. Впрочем, факт: основное чтение происходит в социальных сетях.

— «Одноклассники» у всех были, но мало кто пользуется ими активно, разве что в «шарики» поиграть. Основная движуха — во «ВКонтакте», Instagram и Ask.fm, — говорят школьники. Последний сервис очень похож на тетрадные анкеты, которые были популярны у их родителей. Как и тогда, самый популярный вопрос — «Кто тебе нравится?».

— Во «ВКонтакте» можно написать что-то философское про настроение, там люди создают себе образ. Больше настоящей жизни в Instagram, — признает Ира.

— Если бы в их время появились такие телефоны, они бы сами сидели в них, — приговорила старших Полина III.

О здоровом образе жизни

Это кажется необычным, но термин «ЗОЖ» прочно сидит в головах школьников. На вопрос о нем они отвечают единогласно: «Мы за ЗОЖ!»

Впрочем, это не мешает всем также знать, кто такие вейперы. Здесь все как и у взрослых: одних раздражает, другим все равно — лишь бы не мешали и не на уроках. Факт в том, что электронные сигареты, предлагаемые в качестве замены обычным, становятся все более популярными именно у школьников.

— Вейперы? Конечно, знаю. Надо вообще не запрещать курение — тогда никому не будет интересно. Не скурится молодежь. Все, что разрешают, перестает быть интересным, — рассуждает Полина II.

Еще один ЗОЖ-вывод, к которому подталкивают ребята: наши школьники категорически не понимают сути вегетарианства и не хотят разделять эти ценности. «Мы любим мясо», — говорят они.

О хипстерах и красоте

Единственным человеком, который знает, кто такие хипстеры, оказалась восьмиклассница Ира:

— Это те, кто в тренде, они модные, у них хороший Instagram.

Все остальные предположили, что слово «хипстер» — это одна из негативных характеристик человека.

— Хипстеры — это модники? Фу, бесят загонные и выпендрежные парни. Бабы, а не мужики, — говорят девочки.

А каков идеальный мужчина? Вот собирательный образ: на пару лет старше, на голову выше, сильный, веселый, храбрый и атлетичный.

— Я хипстеров не знаю, но когда вырасту, обязательно отпущу бороду, — сказал Миша. Ну, он хоккеист, у них борода — символ побед.

О кумирах

Миша своими кумирами назвал хоккеистов Овечкина и Грабовского. Костя от кумиров отказался. А вот стены девичьих комнат по-прежнему заклеены постерами. Лидерство разделяют Black Star и One Direction.

— А что такое Cloud Rap, знаете?

— Нет.

— А Pharaoh?

— Да! Некоторые фразы из песен цепляют и потом не отпускают целыми днями [при этом восьмиклассницы XXI века не слышали одноименную песню Цоя, но обещали послушать после возращения домой — прим. Onliner.by].

Полина II сказала, что все сейчас влюблены в Макса Стила (эта любовь пришла на смену прежней — к MBand).

— А я обожаю «Ханну Монтану»! Несколько раз пересматривала, — делится Милана.

Вика сообщила, что еще крут рэпер Ярмак.

Среди белорусских звезд большинством голосов победил Макс Корж, следом финишировал ЛСП. Еще чуть позже вспомнили певца «с белыми зубами, которые сверкают даже ночью».

Главный канал молодежи — ТНТ с его многочисленными шоу и сериалами.


Географ Максим Александрович работает учителем семь лет. Короткий срок, чтобы сравнивать разные поколения учеников и судить о разнице. И все же.

— Все школы нацелены на обучение детей. Но даже если учеба складывается не лучшим образом, это не отменяет детской любознательности. Для этого мы и придумали такой формат выездов. Не везде нас принимают, порой приходится преодолевать лишние барьеры. Но школьники получают пример для подражания. Понравилось? Хочешь здесь работать? Учись.

Многие дети требуют внимания больше, чем им дают. Стало сложнее. Взрослые хуже мотивируют своих детей. Мои родители, выросшие в деревне, рассказывали, что если случайно встреченная учительница на кого-то пожаловалась, то можно было начинать молиться — так уважали обучение. А сейчас ценность учебы упала. Высшее образование стало повсеместным, взаимосвязь между его наличием и уровнем жизни потерялась. Родители все больше жалуются: дети не слушаются даже их. Почему? Это вопрос к самим родителям.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by