Вам же всегда было интересно узнать, кто такие дизайнеры и чем они живут? На этой неделе в Киеве был слышен шорох шагов по подиуму — здесь проходила Украинская неделя моды. Среди полусотни участников, кроме местных дизайнеров, был и молодой белорусский бренд. Мы сели в поезд c его дизайнером Екатериной Тикота и поехали показывать украинцам новую коллекцию. А заодно поговорили о том, можно ли в нашей стране построить собственное дело на одежде и кто покупает авторские платья по цене в половину средней пенсии. Вся правда о белорусском модном бизнесе — в нашем честном репортаже из столицы Украины.
Читать на OnlínerУкраина каким-то волшебным образом перешагнула барьер, который белорусам пока не под силу, — резко и массово полюбила свое. Интерес к местному легпрому приобрел прямо-таки эпидемический характер. Как говорят сами украинцы, все, кто мог хоть как-то развиться в сфере модного бизнеса, сделали это очень быстро. Сегодня шоу-румы украинских дизайнеров есть в главных торговых центрах, а недавно на Крещатике прямо по соседству с огромной Zara открылся аналогичный по размеру трехэтажный мультибрендовый магазин «Все свои» — с одеждой только украинских производителей.
Неудивительно, что Украинская неделя моды здесь тоже на виду. Желто-голубыми флагами никто не размахивает, зато количество модных гостей на квадратный метр подиумного зала отчетливо свидетельствует о неподдельном интересе публики к теме Made in Ukraine.
Своих брендов, само собой, большинство. Но вместе с тем в Киеве охотно идут на модный обмен, в том числе и с нашей страной: Украинская неделя моды предоставляет подиум для показа белорусского дизайнера, а на нашей неделе моды свою коллекцию покажет украинский бренд. В этом сезоне оргкомитет Belarus Fashion Week осуществил профессиональный обмен показами с участием белорусского бренда Tikota Unique и украинского Roussin дизайнера Софии Русинович.
Tikota Unique — по всем меркам молодой бренд. Его основательница долгое время была моделью, а три года назад сменила направление деятельности и профессионально занялась делом, которым в качестве хобби увлекалась давно, — дизайном одежды.
— Я начинала с довольно нетипичной концепции, построенной на повторном использовании «отработанного» сырья, — вспоминает Екатерина Тикота. — Брала вещи и переделывала их до неузнаваемости. Дарила им вторую модную жизнь. Это стало своего рода моей узнаваемой визиткой. Через год мне предложили поучаствовать в нашей неделе моды.
Первая коллекция создавалась два месяца. Как и многие молодые белорусские дизайнеры, сначала Екатерина делала все сама: придумывала модели, искала материалы, шила и даже снималась для лукбуков собственного бренда. Фотографы и стилисты для съемок достались в наследство из модельной жизни: выручали дружеские связи. Отчасти все это делалось благодаря большому увлечению новым делом, а отчасти ради экономии.
На отечественном дизайнерском рынке такое начало бренда — типичная история. Желание заниматься модой появляется у многих, а начальный капитал есть у единиц. Бренды с капиталом обычно выстреливают очень быстро и сразу ведут себя не как творческий проект, а как бизнес: шьют заведомо продаваемые вещи из доступных тканей с размерным рядом и четкой стратегией продаж. У остальных есть два варианта: постепенно развиваться, чтобы в итоге перейти на такой же формат, или оставаться самобытным дизайнером со штучным товаром.
— Тот факт, что многим дизайнерам приходится осуществлять полный цикл самостоятельно, на мой взгляд, негативно сказывается на формировании их бизнеса в самом начале, — считает руководитель Belarus Fashion Week и глава белорусской команды на Украинской неделе моды Янина Гончарова. — Очень сложно одновременно заниматься творчеством, разрабатывать стратегию бренда, работать на производстве и попутно быть самому себе пиарщиком и маркетологом. Очень большой риск перегореть, так и не успев вывести свое увлечение в формат fashion-бизнеса.
Бренд Tikota Unique не стал исключением. Когда на все роли многостаночника стало не хватать времени, пришлось делать выбор: либо продолжать работать в формате жизненного хобби, либо начинать менять стратегию на бизнес-формат. Так в команде появились две швеи и помощник дизайнера.
Оставлять производство без своего участия на долгое время Екатерина пока не может. Поэтому в Киев она приехала всего на несколько дней, взяв с собой только двух фотографов. Остальная команда осталась работать в Минске.
Первый день нужен, чтобы адаптироваться и почувствовать атмосферу. Второй — собственно день показа, который предстоит провести в режиме цейтнота. Места для режиссерского кресла и дизайнерских капризов в расписании молодого белорусского бренда пока нет.
15:00
Мы только приехали в КВЦ «Парковый», который организаторы Украинской недели моды решили задействовать для проведения показов впервые.
Белорусский показ закрывает Украинскую неделю моды, и наш выход назначен на 21:00. Итого у дизайнера и его немногочисленной команды на все про все есть шесть часов. Так что суматоха и столпотворение на бэкстейдже — часть не только творческого процесса, но и адаптации к новому месту и новым людям.
Предварительного кастинга моделей не было — нам предстоит работать с теми девочками, которые «выделены» для нашего показа. Первое знакомство дизайнера с моделями происходит прямо здесь и сейчас.
— Обычно я сама выбираю моделей, которые лучше подходят по типажу и внешним параметрам для демонстрации конкретной коллекции, — комментирует дизайнер и попутно принимает решение отказаться от нескольких моделей, которые даже со скидкой на спонтанный формат отбора не вписываются в концепцию.
15:45
Времени на репетицию выходов тоже в обрез. Так что решаем обойтись без креатива: наши модели будут просто идти чеканным шагом — по 48 секунд на каждый выход, чтобы уложиться в отведенное время.
Мы привезли в Киев уже десятую по счету коллекцию в истории бренда, на белорусском подиуме из них показывались только две. Работать на чужой площадке Екатерина будет впервые, с чем и связаны главные переживания.
— На своей неделе моды в этом плане, конечно, проще: я знаю место, знаю людей. Есть время и возможность заранее отрепетировать как образы, так и дефиле — поэтому осуществить что-то креативное легче. Например, мой показ, который проходил в Минске прошлой осенью, неожиданно попал во многие непрофильные белорусские СМИ из-за инцидента с моделью. По сценарию парень должен был сесть на подиум посреди показа, но присутствующая в зале охрана оценила этот креативный жест как нештатную ситуацию и попыталась увести «нарушителя порядка» с подиума.
На чужом подиуме ответственность больше и условия жестче. Поэтому главная наша цель сводится к тому, чтобы красиво и слаженно продемонстрировать модной украинской публике наше Made in Belarus.
16:30
Впереди нас ждет самое ответственное для дизайнера дело — примерки на моделей. В нашем распоряжении осталось 8 девушек на 20 привезенных нарядов. Итого у нас будет 19 выходов плюс 1 платье дизайнер по традиции покажет на себе в финале.
Нам в помощь дают трех волонтеров, которые всегда есть на неделях моды для мелких поручений: помочь переодеть моделей, отпарить мятую одежду. Но исправлять любые ошибки, говорить, как завязывать пояс на кардигане, и доводить до ума готовые образы Екатерина все равно должна сама. Так что дизайнер, пришивающий крючок к бантику, — это вполне себе наша реальность.
18:00
С прическами и макияжем справляются стилисты, которые входят в «пакет услуг» всех участников недели моды. Они работают по предварительным распечаткам образов, которые им заблаговременно высылает дизайнер. У нас все лаконично: пучки и красные губы — чтобы в образе ничто не отвлекало внимание от одежды.
И пока идет финальная подготовка, есть время сравнить. Украинская неделя моды старше нашей — это дает возможность заглянуть в ближайшее будущее и посмотреть, как может выглядеть наш модный бизнес через какое-то время, поучиться на чужих ошибках.
Первое, что бросается в глаза (и это подтверждают сами успешные украинские бренды), — дизайнерская одежда здесь занимает прочное положение и уже является полноценным участником рынка. Модные коллекции разрабатываются по четким стратегиям и запросам аудитории, поэтому на 80% состоят из клиентоориентированных моделей и лишь на 20% представляют результат творческой реализации.
Плюс есть нормальная для модной индустрии практика — устраивать на подиуме запоминающееся шоу, продавая стиль и образ в широком понимании. Но в магазине понравившегося бренда обычный человек обязательно найдет адаптированные к реальной жизни модели из коллекции, которых на подиуме могло и не быть.
Белорусская модная индустрия старается идти этим же путем. Конечно, это сложно и затратно. Особенно для тех дизайнеров, которые занимаются своим делом самостоятельно и создают одежду ручной работы в единичных экземплярах.
Отсюда, кстати, и ответ на самую популярную претензию покупателей к отечественным дизайнерам — «Почему так дорого?». Чтобы окупить ткань и время, потраченное на создание одного платья. Но модная индустрия как бизнес существовать так не может, поэтому желающим развиваться рано или поздно приходится что-то в своей схеме менять.
19:00
Самое время вернуться на бэкстейдж, где стилисты уже заканчивают работать с моделями. Есть буквально несколько свободных минут, чтобы в продолжение темы задать Екатерине пару животрепещущих вопросов про цены на дизайнерскую одежду.
Платья Tikota Unique можно купить по цене от $80 до $120. Екатерина говорит, что специально никогда не сравнивала стоимость аналогичных вещей у коллег по цеху. Но это примерно и есть средняя цена белорусского дизайнерского платья. И для многих людей она оказывается великоватой.
— Чтобы сделать одну коллекцию, нужна сумма в несколько тысяч долларов (это может быть и $3 тыс., и $9 тыс.) в зависимости от ткани и сложности моделей плюс все текущие расходы, продвижение и реклама, — объясняет кухню своего производства дизайнер. — Большинство одежды мы принципиально отшиваем в единичных экземплярах, чтобы она не утратила своей дизайнерской уникальности: за это люди готовы платить, и я, как дизайнер, обязана им эту уникальность гарантировать.
К сожалению, у нас, как и во всех странах постсоветского пространства, пока не очень развито такое направление, как коллаборации дизайнеров с крупными фабриками. Таким часто балуется H&M, подключая к разработке отдельных коллекций дизайнеров из люксового сегмента. Это как раз тот формат сотрудничества, когда покупатели получают возможность купить в масс-маркете дизайнерскую вещь по удобной цене. О бешеной популярности такого сотрудничества мы уже как-то писали.
Из белорусских примеров сотрудничества дизайнеров с легпромом на слуху пока только просуществовавший меньше года тандем Ивана Айплатова и фабрики «Элема» да недавнее сотрудничество Юлии Латушкиной с Национальным олимпийским комитетом и сразу несколькими фабриками по разработке формы для белорусских олимпийцев. Самые свежие попытки соединить дизайнерское и промышленное — это коллекция резиновых сапог, которую создал белорусский гений сумок Павел Панаскин в содружестве с предприятием «Белшина», и сотрудничество Mark Formelle с белорусскими художниками и молодыми дизайнерами.
Говорят, что от сезона к сезону подобные предложения поступают белорусским дизайнерам все чаще. Но последних отталкивает то ли неотлаженный механизм взаимодействия, то ли нежелание работать на чужое имя. Екатерина Тикота признается, что пока речь о коллаборации с ней еще не заводили, но такой вариант она вполне понимает и при случае, вероятнее всего, предложение примет.
20:30
Тем временем в нашей комнате на бэкстейдже все уже переведены в формат боевой готовности. Модели переодеты для первого выхода, дизайнер уже тоже в платье для своего финального появления на подиуме.
— Самым сложным будет быстро переодевать моделей во вторые платья, — Екатерина больше всего переживает именно за слаженность происходящего на подиуме и на бэкстейдже. Все сумасшествие, которое творится за пределами подиума, никак не должно повлиять на атмосферу шоу и восприятие коллекции.
Белорусская дизайнерская одежда по традиции носибельная и понятная, поэтому все, что должна увидеть украинская публика, — это уверенные модели в современных удобных вещах.
21:30
На часах стандартная для большинства модных показов задержка. Все модели выстроены ровной колонной у выхода на подиум. Декоративный поцелуй — и мы готовы.
Организаторы ждут, когда рассядутся последние гости, и все — от нас больше ничего не зависит. Белорусская мода на украинском подиуме началась.
Приняли наш бренд хорошо, хоть и сдержаннее, чем встречали местных дизайнеров (здесь можно рассмотреть образы с подиума): все же культ своего у наших соседей в приоритете. Но количество людей, которые после показа подходят для памятного «селфи» с белорусским дизайнером, не может не радовать нашу команду. Значит, мы все делаем правильно.
22:30
Когда все позади, находим Екатерину на бэкстейдже: хочется узнать ее впечатление от показа.
— Я пока еще в легком волнении. Но, судя по реакции зала, все прошло отлично, притом что меня здесь никто не знает. Сейчас буду обнимать девочек-моделей: они молодцы! В общем, я счастлива.
Теперь все. Можно наконец выспаться — и домой!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by