Лукашенко: «Я готов к более жестким реформам, чем требует МВФ. Готовы ли вы к ним?»

Источник: БЕЛТА. Фото: БЕЛТА
UPD
07 октября 2016 в 12:13

Беларусь должна преодолеть негативные тенденции в экономике и выйти на устойчивые темпы развития, заявил сегодня Александр Лукашенко, обращаясь к парламентариям. Также он уточнил, что готов к любым реформам, но главное, чтобы к соответствующим процессам был готов народ.

Читать на Onlíner

О готовности к реформам

— Я готов к любым реформам. Самым жестким. Жестче, чем требует МВФ. Вопрос в другом: готовы ли вы к ним? — сказал президент.

По его мнению, среди части граждан бытует мнение, что для выхода из кризиса и богатой жизни нужны некие структурные реформы.

— Я обращаюсь к вам, представителям народа: спросите у каждого, готов ли он к этим реформам? — отметил Александр Лукашенко. Он также поставил вопрос, что понимается под структурными реформами, изменением структуры экономики. И констатировал, что многие даже не могут этого четко объяснить: «Прочитали где-то, услышали и понесли в народ».

В начале недели Лукашенко отметил, что Беларусь нуждается не в реформах, а в оптимизации.

— Я уже тысячу раз говорил: все реформы мы провели. Мы совершенствуем то, что сегодня у нас есть, — заявил глава государства. — Когда их [требования МВФ — прим. Onliner.by] прочитаешь, все сводится к одному (если говорить о социальных направлениях): никакого повышения зарплаты, немедленное повышение тарифов и прочего. Коммунисты бы сказали, на удушение народа. Я не хочу сказать, что нас кто-то хочет удушить. Нас никто не понукает, но, увы, формула такова. Хочу вас предупредить — тех, кто ведет эти переговоры: если вы хотите перечеркнуть все, что сделано народом и президентом за 20 лет, этого не получится. Этим не занимайтесь. Нищим белорусский народ мы делать не имеем права.

О развитии бизнеса

Лукашенко назвал очень важным вопрос развития деловой инициативы в стране.

— Бизнес в Беларуси должен получить мощный импульс для развития. С этой целью нужно, не откладывая в долгий ящик, проработать законодательную базу, сформировать благоприятные условия без формальных ограничений, надуманных требований и излишней перестраховки.

Об избыточном количестве проверок предприятий

— Зарегистрировать бизнес в Беларуси достаточно просто. А потом придут медики, МЧС, еще кто-то и — труба: не рад, что зарегистрировался. С 1 января, как мы и договаривались, все это надо снять. Если хотите, я подпишу указ, декрет. Чтобы человек зарегистрировался и начал работать при соблюдении определенных требований (санитария и пожарная безопасность).

Лукашенко считает необходимым увеличить ответственность бизнесменов.

— Чтобы он понимал, что ему не надо кланяться и ходить к чиновникам за какими-то справками и разрешениями: вот минимальные 2—3 разрешения, а дальше будешь отвечать головой. С 1 января мы эту проблему должны снять. Мы должны сделать максимум, чтобы наши люди имели работу и имели возможность заработать. И парламент должен быть той площадкой, где прорабатываются эти вопросы.

О собеседовании вместо ЦТ

— Не могу сказать, каким путем идти. Я уже продумал разные варианты: где-то если наука требует точных ответов (математика, физика), там, может быть, и оставить централизованное тестирование. А по каким-то предметам надо вводить собеседование, которое когда-то было.

По словам президента, из-за тестирования в настоящее время все фактически свелось к репетиторству и соответствующей подготовке, в связи с чем страдает освоение учениками школьной программы.

Президент обратил внимание, что недопустимо слепое копирование зарубежного опыта, в том числе это касается и Болонского процесса.

— Спрашиваю, для чего нам это нужно? Получим диплом, по всему миру будем ездить... Слушайте, а вам это надо? Вы что, хотите своих специалистов запустить туда, за Великобританию и дальше? Так они и так имеют возможность выехать, мозговитые. А других не возьмут. Нам нельзя спешить. Можем навредить, и потом вернуться обратно будет сложно.

О газовой проблеме с Россией

— В какой-то степени лед тронулся. Семашко (заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко) докладывал, что есть некие новые предложения. Думаю, что президент России вмешался в этот вопрос. Нам драться из-за этого не следует. Мы люди разумные, готовы, где нужно, отступить, готовы к компромиссам. Но это нужно делать честно.

Говоря о так называемом газовом конфликте и сокращении из-за него поставок в Беларусь российской нефти, глава государства назвал этот вопрос сложным.

— Газ, в отличие от нефти, на мировых рынках не котируется, он привязан к нефти. Нефть (ее стоимость) была высоко — $120 за баррель, высоко был и газ. И в этих условиях мы заключили соглашение и перенесли суть белорусско-российского соглашения на Евразийский экономический союз. Мы должны иметь равноправную основу сотрудничества. Если ее нет, удушается экономика. Упала нефть, притом существенно, падает и газ. И сегодня по нашему соглашению о равнодоходных ценах мы должны покупать газ в России по $70.

Президент отметил, что ввиду этого с российской стороной велись переговоры, в том числе по нахождению компромиссного варианта, и Беларусь при расчете за поставки газа с начала года ориентировалась на стоимость в $100.

— Нас решили наказать: раз вы нам не доплачиваете, мы вам сократим поставки нефти. Но нефть вся не просто под соглашениями, она вся законтрактована под определенную цену. Невозможно смешивать вопросы нефтяные и газовые.

Лукашенко констатировал, что в третьем квартале текущего года белорусская нефтепереработка функционирует в условиях критического уровня обеспеченности сырьем.

— Что это для нефтяников? Это уничтожение заводов. Нефтеперерабатывающие заводы — это заводы непрерывного цикла, их нельзя не обеспечивать под завязку нефтью, — добавил президент.

О Конституции

Лукашенко не исключает возможности корректировки Конституции в соответствии с велениями времени.

— Мир стремительно меняется. Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые.

Он не исключил, что назрело время провести и анализ основного закона страны.

— Попробуем подойти к этому вопросу с разных сторон. Аккуратно, чтобы не сделать хуже. Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового. И начинать надо с главного, если мы решимся на это. Нам надо создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют основной закон. И если нужно будет, мы на это пойдем.

О контроле над ценами

— Кто у нас быстрее всего разбогател и играет большую роль в поднятии цены — посредник между покупателем и производителем. Для регулирования процессов в данной сфере в том числе было создано Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Министр должен нести за это ответственность, излишне не ввязываться, не мешать работать ни торговле, ни производителям, ни потребителям. Но если видит какой-то монопольный сговор или есть монополист, мы его будем контролировать. Как во всем мире. Мы ничего не выдумываем. Необоснованного повышения быть не должно.

Что касается уровня зарплат, Лукашенко подчеркнул сохранение их привязки исключительно к производительности труда.

— Будет возможность — произведем, продадим, получим деньги — будем повышать зарплату. Хотя, конечно, где-то мы чуть-чуть подотстали. Договорились, что надо пенсионеров и других поддержать.

О приватизации

— Такой порядок приватизации у нас — сознательно бюрократический, я от этого не откажусь, даже если в парламенте будут придерживаться иного мнения. Не только мы с вами создавали эту собственность, а многие поколения. То, что нам не принадлежит, отдать за бесценок никому не позволено, — убежден глава государства.

— Я признавал: такой бюрократии по приватизации нет нигде, наверное, как у нас. Но цена-то велика. И потом: а куда мы спешим? — задался вопросом Александр Лукашенко. Он отметил, что является сторонником точечной приватизации.

— Мы не могли пойти за Россией — издав закон, приватизировать все и вся. Мы видим, к чему это приводит. Я исходил из того, что надо сохранить точечную приватизацию — где это необходимо, где не справляемся, — отметил Александр Лукашенко. При этом подчеркнул, что приватизация должна быть выгодной для страны.