В стране завершилась вступительная кампания. В вузах страны стало на 50 тысяч больше первокурсников. По поводу образования самых разных уровней говорили профильный министр Михаил Журавков и заместитель премьер-министра Беларуси Наталья Кочанова, которая председательствовала в госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний. Супернареканий не случилось. Конфликтные вопросы разрешились, а нарушители были наказаны дисциплинарно.
Читать на OnlínerНа старте Наталья Кочанова поделилась основными цифрами:
Максимальные проходные баллы были в БГУ. «Международное право» и «Международные отношения» — по 382, «Лингвострановедение» — 381, «Управление информационными ресурсами» — 378, «Бизнес и администрирование» — 373. Чтобы попасть в столичный медуниверситет на специальность «стоматология», требовалось набрать 368 баллов.
Наталья Кочанова какое-то время рассуждала о стимулировании молодых специалистов:
— Еще раньше нам была поставлена задача по материальной поддержке не только молодых специалистов, но и молодых людей, занятых в профессии. Сейчас мы изучаем ситуацию. Нельзя просто так взять и повысить материальное стимулирование. Пока нет. Но мы рассматриваем все возможные варианты стимулирования педагогов, в том числе и молодых специалистов.
Предложения разные. Увеличить, например, доплаты с двух до трех лет. Но это надо рассчитать все, чтобы все было экономически выверено. Поэтому в большей степени разговор сейчас можно вести о специалистах, которые уже имеют квалификационную категорию.
Что касается стимулирования молодых ребят и девчат, которые приходят работать, конечно, хочется их раскрепостить и дать возможность зарабатывать от внебюджетной деятельности. Это не требует дополнительных бюджетных трат, но позволяет им получать дополнительные дивиденды.
«Учительница начальных классов на рабочем месте. Спрашиваю: „Сколько вы получаете?“ Говорит: „Ну, шесть, шесть с половиной“»
Я посещала одну из школ Минска в субботу. Проверяла, как организован шестой учебный день. Зашла и увидела большое количество людей. Подошла к родителям, они говорят: «Мы уже не первый год сюда приходим. Здесь детки, начиная с двух лет, готовятся к школе. Мы очень довольны. Нам все нравится». Я тогда подумала: «Надо же, как хорошо организовали, молодцы».
Захожу в класс. Учительница начальных классов на рабочем месте. Спрашиваю: «Сколько вы получаете?» Говорит: «Ну, шесть, шесть с половиной». Учитель начальных классов. Выхожу из кабинета и узнаю, что эти услуги оказывает индивидуальный предприниматель. Она арендует помещение в школе и уже который год работает. И ведь ради дополнительного заработка такое могла организовать и учительница. Но сегодня доплата невысока. Поэтому мы хотим раскрепостить и создать условия, чтобы учителю было интересно работать непосредственно на рабочем месте, а не где-то на стороне. Хотя мы не возражаем против индивидуальных предпринимателей. Любые формы хороши. Лишь бы на пользу детям.
Касательно остальных вопросов материального стимулирования пока ничего сказать не могу. Они находятся в стадии проработки.
Министр образования комментировал тему повышения стоимости обучения в вузах, отметив, что при ее формировании закладывается минимальная рентабельность:
— Весной многие вузы незначительно подняли оплату, рассчитав свои реальные затраты на обучение студентов. Рост был небольшим. Теперь в среднем обучение в вузах страны стоит 1900 рублей. Подчеркну: на сегодня оплата за обучение — прерогатива вузов. Ректоры полностью отвечают за правдивость этой оплаты, за ее расчет и аргументацию стоимости, исходя из фактической ситуации. При этом есть требование главы государства: внебюджетная оплата не должна быть ниже затрат, которые уходят на студента.
При этом, отметил Журавков, если в ближайшее время от ректоров поступят предложения о повышении платы за учебу, министерство не станет их поддерживать.
На дорожку заместитель премьер-министра поделилась своим мнением о столичной инициативе по созданию городского родительского комитета:
— Такие формы действуют давно. Когда я работала в Новополоцке, такой комитет успешно решал задачи. Он собирает представителей родительских комитетов всех школ. В итоге рассматриваются актуальные вопросы. Вообще, это правильно. А то что ни школа, то некие свои неписаные законы. К сожалению, неписаные. Хотя, допустим, существует четко установленный Министерством образования документооборот. Есть четко установленные программы обучения. Есть четко установленные задачи, которые стоят перед педагогами и руководителями.
Да, может быть попечительский совет. И попечительский совет — это родители, которые сами выражают желание что-то сделать для школы, в которой учатся их дети. И никаких принудительных требований быть не должно. Ведь ни для кого не секрет, что, например, при проведении выпускных в школах иногда собирается по $500. У меня вопрос: так а где ж такие деньги взять? Разве это может такое быть? Такого быть не должно.
«Возникает ситуация, что сегодня поступить в гимназию сложнее, чем в вуз»
Так что городской родительский совет — это орган, который будет обсуждать проблемы системы образования (школьной и дошкольной) конкретно на уровне города. Потому что это регион, который живет своей жизнью.
В Минске больше 200 школ. К слову, я предлагала оценить их работу, сделав рейтинг школ. Правда, встает вопрос, как сравнить гимназию и школу. Как сопоставить. Ведь понятно, что в гимназию идут дети заинтересованных родителей. Заинтересованных в том, чтобы ребенок получил хорошее образование. И теперь возникает ситуация, что сегодня поступить в гимназию сложнее, чем в вуз. Это один из вопросов, которые может обсудить и решить родительский совет. Родители не должны проявлять пассивность.
И еще из важного. Сейчас на рассмотрении находится указ, который позволит начиная с 2017 года сдавать абитуриентам тестирование по четырем предметам. Этот же документ даст им право предоставлять сертификаты о пройденных испытаниях и на следующий год.
Снять квартиру в Минске с помощью сервиса по аренде жилья Onliner.by