«Заработал $10 000, а штрафов дали на $200 000. Это как?» Грузоперевозчики Витебской области обратились в Администрацию президента

Автор: Александр Владыко
25 августа 2016 в 15:30
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Вопрос о соразмерности наказания продолжает остро стоять перед регулирующими органами. В Администрацию президента обратилась группа грузоперевозчиков Витебской области. На 5 листах они рассказали о своей проблеме, суть которой можно свести к следующему: за нарушение, которое раньше таковым не являлось, им предъявили десятикратные относительно выручки штрафные санкции.

Читать на Onlíner

Проблема возникла после того, как Витебская таможня проверила перевозчиков Витебской области по фактам использования временно ввозимых полуприцепов с иностранной регистрацией. Период проверки — 2011—2015-й — совпал с изменениями законодательства из-за появления Таможенного союза.

— Моя компания работает с 2000 года. И уже много лет мы возим грузы из Клайпедского порта, — рассказывает один из подписавших письмо директор компании «ПостТЭК» Станислав Вертинский. — У нас есть тягачи, которые берут в порту иностранные прицепы с грузом, отвозят груз в Россию и возвращают прицепы в порт. Мы едва ли не единственные белорусские перевозчики, которые остались работать с датской компанией, держателем паромных линий. Остальных белорусов вытеснили российские и литовские перевозчики.

Перевозить груз иностранными полуприцепами можно, если поездка выходит за пределы Таможенного союза. Но с 2011 года по 2014-й, чтобы не ехать из России порожняком, перевозчики часто брали груз до какого-нибудь белорусского пункта назначения.

— Это целесообразно в целях минимизации порожнего пробега и принято во всем мире, — рассказывает Станислав. — За такие короткие перевозки мы получали по 11—15 тысяч российских рублей, платили с них налоги, отчисления, и в целом в государство шла экспортная валютная выручка.

Но по факту в этих перевозках участвовали иностранные полуприцепы — перевозчики говорят, что о запрете их использования по маршруту Россия — Беларусь они на то время не знали.

— Пришла проверка. Стала искать с 2011 года (год вступления в силу ТК ТС), хотя проверки этих же лет уже проходили раньше и успешно. Проверили все платежи за перевозки, сделав встречные проверки плательщикам, и выставили это нарушением 344-й статьи ТК ТС.

Станислав объясняет, что до 2011 года все было легально: два разных государства по таможенному кодексу. И когда изменились эти правила, таможенные органы сами руководствовались в своей практике принципом применения белорусского таможенного законодательства, платежи с перевозчиков не взыскивались. Спохватились только к 2014 году.

— В конечном итоге почти 3 тысячи перевозок проверили, нашли 33 обратные отгрузки из России иностранными полуприцепами. В апреле я получил акт на растаможку этих прицепов и пеню с 2011 года — 4,25 млрд рублей.

Как их растаможивать? Таможенные декларации отсутствуют, копии техпаспортов отсутствуют. Посмотрели на данные электронной базы таможни — там написано, что въехал один прицеп, а выехал другой, на 5 лет моложе, если судить по номеру шасси, занесенному в базу таможенных органов. Она просто некорректна! Датчане тоже не имеют данных, какие полуприцепы использовались 3 года назад. Они меняются постоянно. Это же разовые перевозки. Но раз таможня не может установить, что за полуприцеп, нам считают их как новые и требуют растаможить как при выпуске в свободное обращение.

В итоге, чтобы избежать порожних пробегов, мы получили выручку на счет в эквиваленте примерно 10 тысяч долларов, а заплатить должны более 200 тысяч долларов. Где соразмерность и разумность? Из всех этих таможенных платежей белорусский бюджет получит только 4,7% согласно Договору о ЕАЭС.

В настоящее время транспорт предприятия арестован на границах, арестовано имущество фирмы, производственные помещения. Контракт с датчанами под угрозой разрыва, несмотря на 15 лет работы. Создается впечатление, что проводится зачистка рынка для российских перевозчиков.

Государственный таможенный комитет и экономический суд еще будут разбираться в этом вопросе. Но пока картинка такая: иностранным компаниям легче работать с российскими, литовскими перевозчиками, чем с белорусскими. Но последние платят налоги в Беларуси, а иностранные — в своих государствах, у нас — только за платные дороги.

Мы работаем в Поставах, 30,3% экспортных услуг района обеспечивало наше предприятие, давали работу 50 сотрудникам. Участвовали в социальных проектах. Являемся базовым предприятием Поставского колледжа. Но это, оказывается, неважно.

Несколько фирм из области уже обанкротили. Еще одной фирме насчитали 6 млрд долга. Да, это нереальные и несоразмерные суммы тем нарушениям, которые фактически носят формальный характер. Их сложно взыскать в бюджет, потому что предприятия такими средствами не владеют, а банки не прокредитуют.

Мне, когда насчитали 4,2 млрд, дали 10 дней на погашение. Обратился в банк, согласовал кредиты. Только приходит решение — счета арестовывают. Один прицеп оплатил Витебской таможне. А потом опять получаю акт. Я же оплатил! Оказывается, не туда, надо было на Брестскую таможню. Пока они между собой разбирались, из-за арестованных счетов я не смог вовремя оплатить кредитные и лизинговые платежи — просрочка, кредитов много, и банк блокирует 2 млрд кредита, которыми я планировал расплатиться с таможней. Круг замкнулся. Одновременно на границе арестовывают мои машины с полуприцепами. Ну как я могу оплатить эти миллиарды, если нет возможности работать?

Станислав считает, что многие видят абсурдность ситуации, но никто не хочет брать на себя ответственность.

— Скоро законодательство изменится. До 1 декабря 2016 года планируется ввести Кодекс Таможенного союза в новой редакции, и вся эта деятельность во избежание порожних пробегов снова станет законной в рамках ЕАЭС.