В непростую ситуацию попал владелец ОДО «Интерсум» Сергей Сумарев. Предприниматель купил обувь у российского производителя. Тот предоставил все нужные документы, в том числе и сертификаты Таможенного союза. В Беларуси проверяющие из Госстандарта пришли к выводу, что обувь не соответствует техрегламенту, и наказали продавца. Хотя по договору ЕАЭС ответственность должен нести производитель продукции.
Читать на OnlínerСергей Сумарев торгует обувью российской компании «Юта». Всего с 1 января по 24 июня их с братом фирма продала 556 пар детской обуви на 40,7 млн неденоминированных рублей.
— Всю обувь я привез непосредственно с фабрики, мне выдали все сертификаты, как положено. Обувь, согласно документам, соответствовала техрегламенту Таможенного союза, — объясняет Сергей. — Я поставщику своему доверяю. Работаем мы уже давно.
Но проверяющие пришли к выводу, что обувь все же не соответствует техническому регламенту.
— Превышение допустимого вложения химических волокон в текстильном материале подкладки и вкладной стельке детской обуви более 20%, — такое заключение вынесла комиссия.
— Понятно, что определить по внешнему виду или на ощупь эти превышения я не мог, — говорит предприниматель. — Проверяющие мне сказали, мол, почему я не заказал повторную экспертизу. А зачем? Любой адекватный человек, имея сертификаты, которые выдали аккредитованные российские лаборатории, не стал бы этого делать. Более того, согласно договору о Евразийском экономическом союзе это и не нужно.
Но суд на основании указа президента №48 принял решение: директор компании, брат Сергея, виновен в том, что допустил выпуск в обращение и реализацию обуви, которая не соответствует техрегламентам. Наказание — штраф фирме в 200 базовых величин, или 42 млн (4200) неденоминированных рублей. Директору — персональный штраф в 4,2 млн (420). Кроме того, вся партия товара на 40,7 млн изъята и подлежит уничтожению.
— Понятно, что решение суда я буду оспаривать. Я только за права потребителей и выполнение жестких требований, особенно по детской обуви, — говорит бизнесмен. — Но я не должен нести ответственность за производителя. Ведь в обращение на территорию Таможенного союза он выпустил эту продукцию, а не я. Я всего лишь поставщик и продавец.
— Я стал жертвой нестыковки законодательства, — продолжает Сергей. — Судите сами. У нас есть договор о Евразийском экономическом союзе. Он гласит, что ответственность за выпуск в обращение продукции с нарушением техрегламента определяют страны-участники. В Беларуси для этого и написан указ №48. И в этих двух документах есть нестыковки в определении.
Согласно приложению №9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в протоколе о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза п. 2 применяется понятие «выпуск продукции в обращение» — поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
А в указе президента №48 от 09.02.2015 добавлена фраза «в том числе и реализация». То есть выпуском в обращение считается не просто поставка, а даже реализация. Вот и выходит по указу, что я ввожу обувь из России и таким образом снова «выпускаю ее в обращение на территории Таможенного союза», а значит, несу ответственность за качество. Но это ведь противоречит договору о Таможенном союзе. Смысл создавать территорию со свободным хождением товаров и требовать второй раз выпускать товар в нашей стране?
Сейчас Сергей Сумарев написал обращения в Госстандарт, Администрацию президента, Минэкономики, Минюст, Государственный таможенный комитет и Европейскую экономическую комиссию.
— Нестыковка в законе касается всех, стоит только Госстандарту взяться за скрупулезное выполнение законодательства — и можно привлечь к ответственности кучу продавцов, которые доверились производителям и сертифицированным российским лабораториям. Между тем сами производители так ни за что и не ответят, — заключает бизнесмен.
Спортивная обувь в каталоге Onliner.by.
Читайте также: