Грустные парни и лакомые «себяшки». Рассказ о том, как молодежь снова сходит с ума

Автор: Александр Чернухо
08 мая 2016 в 8:00

«Поганая молодежь опять что-то учудила», — возьмемся мы за старческое ворчание, обнаружив очередной субкультурный слой там, где уже вроде и сорняк не прорастет. О чем думает подросток? Какой образ он выбрал для себя на этот раз и как реагирует на этот безумный мир? Рассказ о новых увлечениях современной молодежи — в материале Onliner.by. 

Читать на Onlíner

Еще каких 10 лет назад по минским улицам ходили мрачные челкастые подростки, которые на полном серьезе считали, что мир уже умер. Эмо пропали внезапно — куда, зачем и почему, никто так и не понял. Просто быть угрюмым, чахлым мальчуганом с сумкой почтальона на плече стало немодно. Но как только этих ребят не стало, мы взгрустнули, потому что на месте яркой и харизматичной субкультуры образовался вакуум: обывателю не на кого стало показывать пальцем, а особо впечатлительный подросток лишился возможности пополнить стройные ряды себе подобных. Да, появились хипстеры, но кто это и как это, никто толком не сформулировал — сошлись лишь на том, что от первоначального значения тусовки приджазованных маргиналов все это слишком далеко.


Время шло, молодежь чахла, пока вдруг не получила заветную возможность выразить всю накопившуюся в районе неокрепшей грудной клетки боль с помощью гордого звания сэдбой. Семантически, конечно, все это очень близко к эмобоям, однако практически ничего общего со старой субкультурой не имеет. Нынешние грустные парни слушают совсем другую музыку, носят совсем другую одежду и используют совсем другие лозунги (если точнее, не используют их вообще).


Это очередное поколение, которое старый брюзга окрестит потерянным, а брюзга чуть помладше непременно сравнит с предшественниками. Занудствовать не стоит: как и любое субкультурное сообщество, сэдбои формулируют важные признаки современного общества и, по сути, отражают дух времени. В общем, это новое поколение со своими пристрастиями, страхами и недостатками.

* * *

Началось все с хип-хопа. Это ведь только сначала кажется, что рэп давно изжил себя. Но давайте посмотрим на музыкальные топы: Кендрик Ламар и Канье Уэст кладут всех на лопатки в США, из Лондона миру является получивший второе дыхание грайм. Хип-хоп повсюду, он играет все новыми красками и преподносит нам новых персонажей с сумасшедшей скоростью. Так, в 2011 году в солнечной Калифорнии начинает активную деятельность звезда клауд-рэпа Bones.


Активную настолько, что за пять лет успевает снять 70 клипов и записать 40 микстейпов. Мрачная низкотемповая музыка, тематика текстов под стать, клипы, снятые в VHS-эстетике так, словно видеокассету долго и методично прожевывал старенький магнитофон — Элмо Кеннеди О’Коннор подарил миру что-то новое и необычное, но одновременно очень тонко передающее настроение подрастающего поколения. Bones моментально сделался культовым персонажем, однако сам культ сформулирован еще не был.

Формулировка пришла из, казалось бы, неожиданного места — Швеции, где в 2013 году 16-летний упитанный подросток Юнатан Хостад Линдоер взял псевдоним Yung Lean и начал читать клауд-рэп.


К мрачной эстетике Bones добавились другие характерные сегодня для стиля черты. Мальчик Юнатан становится суперзвездой, его клипы собирают миллионы просмотров, и вскоре Yung Lean открывает собственный лейбл, названный в честь команды рэпера — Sad Boys. Сотни тысяч подростков по всему миру становятся частью субкультуры, теперь уже четко очерченной и окончательно сформированной.

Разумеется, прежде всего сэдбой должен быть грустным — здесь субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях, постоянны. Эмоционально неустойчивая молодежь, еще не читавшая Кафку, но уже переслушавшая и пересмотревшая работы Bones и Yung Lean, рассуждает о тщетности бытия, параллельно выбирая себе необходимый для гордого звания сэдбоя гардеробчик.


В этом плане здесь все предельно просто: идеальный «лук» сэдбоя — черный верх и черный низ. Но большую роль здесь играет марка производителя, поэтому начинающий грустный парень в первую очередь обращает внимание на Tommy Hilfiger, Palace, Supreme, Adidas, Nike. Стоит помнить про главное: модные кроссовки и панаму с иероглифами. Еще одна особенность — это удивительное, но гармоничное сплетение мрачной метал-культуры с уличной хип-хоп-эстетикой. То есть вполне нормально увидеть сэдбоя в «найках» и толстовке, но с изображениями оккультных символов на майке и татуировками в виде крестов и гробов.



По всей вероятности, старшему поколению лирика клауд-рэпа покажется весьма экзотической. Достаточно взглянуть на это видео, где люди в возрасте пытаются понять, о чем же вещает звезда российской сцены Pharaoh.

По сути, тексты песен порой бессмысленны и наполнены маркерами, понятными подросткам: лейблы и торговые марки здесь тесно переплетаются с молодежным сленгом, темы меняются быстро, как лента «ВКонтакте». Да, сэдбои — это и есть поколение «ВКонтакте» и Tumblr. Их жизнь — это динамичная новостная лента, полная замороченных пабликов, красивых картиночек и объявлений из интернет-магазинов. Вымышленный мир, в котором одиночество ощущается еще более остро.



* * *

«А где же девочки?» — напрашивается вполне логичный вопрос. Ответ на него лежит на поверхности — точнее, в тех же социальных сетях. Причем если в случае с сэдбоями субкультура в соответствии с классическим каноном лежит в плоскости музыкальных пристрастий, то в случае с девочками-подростками она не такая очевидная и основана на tumblr-эстетике.

Все началось с сети микроблогов Tumblr, жутко популярной среди подростков. Стремление стать популярной, завоевать огромное количество подписчиков, удивить их толкнуло барышень пубертатного и постпубертатного возраста на самые радикальные и отчаянные меры — все ради «селфи». Ради милой «себяшечки» девушка тратит кучу сил и времени: выбирает наряд, подходящий макияж, позу и выражение лица. Здесь не только важно уложить губы уточкой, но и выделиться на фоне остальных сотен тысяч девочек, поступающих точно так же. Постепенно понятие вышло за рамки отдельно взятой социальной сети и стало нарицательным.



Волосы самых удивительных цветов и оттенков, ярко накрашенные губы и накладные ресницы, очки в толстой оправе и свитшоты с котиками, ботинки Dr Martens и бутылочки My bottle в руках — идентифицировать тамблер-герл можно по маниакальному количеству разнообразных «селфи» и ряду характерных признаков.


Одна из самых главных причесок tumblr girls — это волосы, собранные в два пучка. На лицо девочки приклеивают стразы, используют много блесток и постоянно носят с собой тональный крем, консилер, румяна и объемную тушь: их лицо должно быть идеальным на каждой фотографии.

Мода на tumblr girls пришла к нам из Японии — тамошних девочек-подростков хлебом не корми, дай сделать кавайное «селфи». Розовые зайчики и единороги, сплошное мимими — все это превратилось в целую субкультуру, которая под воздействием внешней среды несколько трансформировалась. Теперь тамблер-герл необязательно быть веселой и жизнерадостной, и грустные, депрессивные «селфи» прекрасно вписываются в концепцию образа, что наверняка радует одногодок-сэдбоев.


Говорят, что tumblr-стиль — это не способ добиться популярности, а образ жизни. То есть изготовлению «селфи» предшествует целая вереница сложных приготовлений, требующих не только недюжинной сноровки, но и в какой-то мере аскетизма. Так что, обнаружив аккаунт тамблер-герл, не смейтесь над огромным количеством «себяшечек», а проникнитесь уважением к самоотверженной девочке, положившей себя на алтарь современной моды.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by