Как известно, в Беларуси нет коллекторских компаний, сотрудники которых (кино же врать не будет) готовы забрать долг при помощи утюга и биты, а в случае необходимости — даже извлечь. При всей ловкости и хитрости белорусский кредитополучатель относительно дисциплинирован и не платит в основном от безысходности. И глупости: в последнее время в сети опять появились объявления о продаже справок о доходах. Сотрудник отдела по работе с проблемными клиентами одного из банков рассказал Onliner.by несколько историй с единой моралью: взятое нужно возвращать.
Читать на Onlíner— Когда мы открыли отдел, у меня в работе каждый четвертый кредит оплачивался поручителями, а не бессовестным получателем денег. Хотя банку, конечно, это, в принципе, неважно: лишь бы деньги возвращались. Но в классических кредитах хотя бы есть поручители, залог, высокие критерии оценки платежеспособности.
Другое дело — бесцелевые потребительские кредиты, для получения которых достаточно наличия 18 лет, паспорта и справки о доходах. И вот с этими справками граждане начали заигрывать.
История №1. Про любовь
Девушка по имени Татьяна встретила молодого человека и влюбилась без памяти. Парню понадобились деньги, и он попросил Таню обратиться в банк: взять кредит сам он не мог. Девушка договорилась по объявлению насчет справки о доходах, взяла в банке 30 млн рублей. Затем отдала 30% за справку, а оставшиеся 21 млн — парню. О том, что платежи не производятся и кредит не погашается, Татьяна узнала из SMS-сообщений, писем и звонков из банка. При этом вера в молодого человека не гасла, девушка продолжала уверять банкиров, что работает там, где написано в справке. Тогда банк обратился в правоохранительные органы с заявлением. Было доказано, что Таня справку купила. Итог — приговор суда по части 1 статьи 380 УК РБ и штраф в размере 70 базовых величин. Ну и долг в 30 млн остался.
Отец, когда узнал, буквально за шкирку притащил девочку и принес с собой деньги — видно, что последние.
У вас нет работы, кредитной истории или высокой зарплаты, а денег хочется? Находите объявление, встречайтесь в метро, идите в банк за деньгами, платите треть за справку — и готово. Поддельные справки выдаются на фирменных бланках организации, с похожей печатью и настоящими данными о юрлице и руководителях — разве что подписи фальшивые.
— Если платить вовремя, проблем же нет?
— Да. Банк не может проверить каждую справку физически. Потребительские кредиты выдаются потоком, каждый день приходят сотни заявлений. Все данные вносятся в систему, и внимание привлекает только плохая кредитная история. У многих молодых и авантюрных людей истории нет, поэтому они проходят. Допускаю, что есть доля клиентов с поддельными справками (например, у человека теневые доходы), которые соблюдают платежную дисциплину. В таком случае все сходит с рук: платят и платят. Банку это важнее.
Отец Татьяны спрашивал, почему мы раньше не обратились к родителям. Но позвольте: совершеннолетний клиент оформляет кредит, который защищен банковской тайной, — статья 121 Банковского кодекса.
История №2. День рождения
Елена, получив поддельную справку, обратилась в банк за кредитом и получила 20 млн белорусских рублей. Справка стоила 35% от полученной суммы — около 7 млн. Позже оказалось, что деньги были нужны на день рождения и новый телефон. О чем думает эта молодежь? Сотрудники банка связались с Еленой после того, как она не внесла первый же платеж. Та поясняла, что денег нет, а платить начнет, когда они появятся, просила не кошмарить. После обращения банка в милицию правоохранители доказали факт приобретения поддельной справки. Итог — приговор суда по той же части 1 статьи 380 УК РБ и уголовный штраф.
— Больше всего раздражает, когда человек не идет навстречу, продолжает рассказывать сказки про работу и зачастую отправляет нас подальше.
По словам собеседника, продавцы справок никогда не предупреждают покупателей об уголовной ответственности.
— Продавцы справок говорят им, что невозврат кредита — это гражданско-правовые отношения. И не говорят, что поддельная справка — уголовное преследование. Все наши заявки в правоохранительные органы по этому поводу завершались уголовной ответственностью.
Мы всегда начинаем с разговора по-хорошему. Иногда банк готов пойти на уступки, было бы встречное желание. Но когда нам говорят: делайте что хотите, платить не буду, — мы начинаем раскручивать дело. Если банк обратился в милицию, то отката уже не будет.
Люди в такой ситуации — фактически на «химии». Никаких поездок, кроме России. У нас был один должник, который всех посылал. А потом он устроился водителем автобуса и повез туристов в Украину. Все туристы прошли границу, а водитель (и, соответственно, автобус) — нет. Он, конечно, обиделся на нас до смерти, но кто виноват?
Сбежать от долга? Если выезд еще не закрыт, то можно — на время. После этого мы совместными мерами розыска определяем место проживания и работы должника — по конвенции направляется исполнительный документ, это нормальная практика. У меня был должник из Литвы — все заплатил.
История №3. Собрать ребенка в школу
Анна — мама 5-летнего ребенка, которого, по ее словам, собирала в школу. Для этого приобрела справку и получила от банка 50 млн рублей, отдав мошенникам 17,5 млн. В ходе общения с сотрудниками банка Анна настаивала, что работает в организации, которая указана в справке, правда, не могла вспомнить свою должность и чем организация занимается. Позднее выяснилось, что Анна имела постоянное место работы, но не в Минске и с небольшой зарплатой. Итог — приговор суда по части 1 статьи 380 УК РБ и 100 часов исправительных работ. Деньги у нее теперь высчитывают из зарплаты — небольшими частями.
— Банк вправе индексировать сумму долга, который будут выплачивать в течение нескольких лет?
— Вправе, но обычно не до индексаций, вернуть бы свое.
История №4. Про бизнесмена с нарисованной зарплатой
Клиент (назовем его Иван), являясь должностным лицом предприятия, собственноручно заполнил бланк справки о доходах, при этом суммы заработной платы, указанные в справке, не соответствовали действительности. С этой справкой он явился в банк и получил кредит. По кредиту Иваном не было произведено ни одного платежа. После звонка из банка он пояснял, что денег нет и неизвестно когда появятся. На вопрос о том, куда были израсходованы кредитные средства, отвечать отказался. Чем занимается предприятие, на котором Иван трудился на руководящей должности, и своевременно ли выдается там заработная плата, он также не смог ответить ничего внятного. Сотрудники банка обратились в правоохранительные органы для проведения проверки. Она показала, что Иван, как должностное лицо, совершил преступление, предусмотренное статьями 380 и 427 УК РБ, а заодно и служебный подлог документов — обвинение по части 1 статьи 427 УК РБ плюс уголовный штраф.
— Нам, повторюсь, все эти статьи и меры наказания малоинтересны: они едва ли помогают вернуть деньги. Но если бы о наказании знали получатели кредита, они вряд ли поступили бы подобным образом.
— В таком обмане нет совсем никакой выгоды и расчета?
— В таком — нет. Здесь вся выгода остается у продавцов справок. Или у тех, кто уговаривает других: «Смотри, у меня бизнес, машина, дорогой костюм. Но была судимость, поэтому денег не дадут. Возьми мне на свое имя — я тебе долю отдам наличными, а с банком сам рассчитаюсь». Уловка очевидная, но на нее попадаются десятки людей.
А обычным жертвам что остается? Штрафы, долги и испорченная кредитная история. Теперь банки или вовсе откажутся работать с вами в будущем, или будут ставить более жесткие условия. Меняй фамилию, не меняй — твой номер остается до конца жизни.
— Если продавцов справок легко находят клиенты, почему их не можете найти и вы?
— Мы работаем с милицией. Предлагали даже содействовать и выделять сотрудников на роль тайного покупателя. Но какие у нас полномочия? Только профилактика и предупреждения. В прошлом году таких продавцов было достаточно, потом почти исчезли. И вот опять полезли.
— Не считаете, что Беларусь дозрела до легализации коллекторского бизнеса?
— Нет. Уровень проблематики не так высок, пока хватает того правового поля, которое есть. Мы же добрые, и жестких среди нас мало. Зато слишком много доверчивых, чем и пользуются мошенники.
— В связи с проблемами в экономике у людей могут быть объективные преграды для возврата долга?
— Безусловно, есть связь между объемами нашей работы и экономической ситуацией в стране. Очень многие просят отсрочки и реструктуризации. Но почти все — после просрочки. В таких случаях банк навстречу не идет. Соблюдай дисциплину: видишь, что туго, — приходи заранее. Просроченный платеж — это и есть отсрочка, которая не была согласована с банком.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by