Вчера вечером стало известно, что в Беларуси повышен НДС на услуги связи (до 25%) и установлена ставка НДС на пассажирские перевозки в размере 20%. По подсчетам государственных мужей, это позволит привлечь в бюджет около 1,4 трлн рублей дополнительных доходов. А что получим мы?
Читать на Onlíner— На сегодняшний день мы видим, что бюджет сектора государственного управления имеет определенные бреши, которые необходимо чем-то заделывать, — рассуждает в комментарии для Onliner.by эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко. — При этом растет задолженность перед ФСЗН, и не исключено, что в 2016 году из республиканского бюджета могут направить средства для покрытия дефицита внебюджетного фонда. НДС остается основным источником средств для государства. Поэтому последнее время принимаются решения по его повышению для отдельных секторов экономики. Хотя, казалось бы, в условиях рецессии, государство должно сокращать свои расходы и уменьшать налоговое бремя для населения. Вдобавок к этому тарифы и цены, регулируемые государством, пересматривают в сторону повышения, тем самым компенсируя затраты, которые ранее покрывались с налогов. В такой ситуации граждане должны задать вопрос: почему же тогда налоги не сокращаются, если теперь мы самостоятельно платим больше?
По «налогу на интернет», как его назвали люди из сферы связи, вроде бы все просто: некоторые операторы уже предприняли действия по повышению тарифов, другие вот-вот предпримут. Министр финансов Амарин не стал скрывать: «Да, это несколько повысит стоимость этих услуг, но все можно регулировать объемом потребления». Что касается транспортных перевозок, то здесь чиновники почему-то убеждены: тарифы не вырастут, т. к. «произойдет снижение и оптимизация затрат транспортных организаций». Мы задали несколько вопросов представителям транспортных организаций (в частности, хватит ли им резервов для «оптимизации»), но конкретных ответов пока получить не смогли. Разве что такой: «НДС — это именно тот налог, который в конечном счете ложится на потребителя».
— Необходимы средства, поэтому облагаются те сферы, которые популярны среди населения и которые в любом случае будут пользоваться спросом даже в условиях падения уровня доходов, — говорит Антон Болточко. — По крайней мере, всем нам нужно перемещаться и на работу и с работы. Что касается слов министра финансов, что тарифы не увеличатся, то необходимо понимать, что если происходит рост затрат (повышение НДС — это затраты), то откуда-то эти средства необходимо изымать. За счет оптимизации и сокращения не удастся достигнуть того эффекта, о котором говорит министр. Да и нелогично как-то: зачем повышать налог в той отрасли, в которой могли бы произойти сокращения расходов? Тем самым цены для населения снизились бы, что явно лучше в условиях падения уровня жизни. Тем более в текущих условиях растущей безработицы, наоборот, услуги транспорта должны быть более доступны для повышения мобильности граждан. В целом, возникает ощущение (очень неприятное), что нам всем в очередной раз хотят продать бублик, но в итоге мы получаем только дырку от него. И после этого не понимаем, почему до сих пор голодны и в животе урчит.
Читайте также: