2,45 млн рублей, или около $110, — столько платят каждый месяц белорускам, ухаживающим за своими детьми. И на эту сумму они живут по-разному. У кого-то такие деньги исчезают за неделю, а кто-то умудряется оплачивать на них «коммуналку» и питаться. Некоторые пытаются даже выжить на эти деньги всей семьей, а кто-то открывает свое дело. Две мамы из Минска и две из небольших городов рассказали Onliner.by, как распоряжаются этой суммой.
Читать на OnlínerМать-одиночка Кристина живет в Фаниполе. Ее ребенку год и семь месяцев. Отец у ребенка есть, но алименты на него ни разу не платил, несмотря на решение суда.
— Мой бюджет — это исключительно 2,45 млн, — говорит Кристина. — Это все, что я имею в месяц. Как живу? Сейчас расскажу. Квартира у меня не своя — знакомых. За съем жилья платить не нужно: они построились, а эту квартиру пока не продали. Плачу только коммунальные. Вот они-то меня и поразили. Последний раз заплатила на двести тысяч больше, чем в предыдущем месяце — 395,6 тыс. (в декабре было 210 тыс.). То есть пособие выросло на 17 тыс., а «коммуналка» — на 185,6 тыс.
В итоге помимо «коммуналки» Кристина заплатила 161 570 за электроэнергию (165 киловатт), в 40,5 тыс. обошелся домашний телефон, еще 65 тыс. она отдала за кабельное телевидение и 135 тыс. за ByFly. Итого 797,67 тыс.
— После оплаты коммунальных услуг на еду остается 1,65 млн, — объясняет она. — Чем питаемся? Ребенок по утрам кушает каши «Беллакт» (средняя цена — 17 тыс.). Коробки хватает на три дня. Еще даю мясо, суп, овощи — это все с общего стола. И уже на печеньки, вкусности-сладости, фрукты денег не остается.
На месяц закупаю несколько упаковок риса, гречки, еще макароны, картофель, лук, морковь, капусту, яйца, молоко, йогурты. Мясо (если его можно назвать таковым) — это в основном куриные спинки, свиное рагу (кости для супа), куриные крылья. Хотя бы для запаха. Все! Денег — ноль. Думаю, не нужно писать, сколько лет я хожу в одних джинсах, сапогах, пальто…
Кристина говорит, что из техники у нее есть ноутбук, который четыре года назад купила в рассрочку, телевизор и еще телефон — подарок бывшего мужа.
— Стираю ручками, еду разогреваю на плите. Одежда для карапуза досталась от моего младшего брата. Моя мама сама вышла из декретного отпуска, потому возможности помогать нам у нее тоже нет. Разве что обувь не подходит по сезону, приходится покупать (в их годик было лето, в наш — зима). Откладывать не с чего. Так бы могла и накопить на что-нибудь. На ту же стиральную машину…
Про отпуск за границей, по словам Кристины, она давно не мечтает. Последний раз отдыхала давным-давно в Евпатории, еще с мамой. На другие развлечения у декретницы денег тоже нет.
— Кафе и рестораны также давно забыты, да и водить некому, — смеется Кристина. — Но в Фаниполе особенно никуда и не выйдешь.
— Знаете, непонятно одно: если прожиточный минимум на душу населения составляет 1 591 310 рублей, то почему мы на двоих получаем 2,45 млн вместо 3,182? — задается вопросом она. — Ведь дополнительные выплаты мамам-одиночкам давно отменены. Или ребенок — это не гражданин?
Ольга из Березы: «Укладываемся в 6,5 млн на четверых»
Мама двоих детей Ольга ушла в декрет из строительной сферы. Сейчас растит вторую дочку. Живет с мужем в собственной квартире, кроме того, учится на заочном. У мужа на работе сейчас кризис, поэтому зарплата снизилась до 3,3 млн.
— Декретные у меня выходит 3,2 млн. Это потому, что на первого ребенка доплачивают 700 тыс., если второму еще не исполнилось трех лет, — говорит она. — Подработки сейчас у меня нет. Времени на все не хватает: есть двое детей и учеба. Подготовка к сессии отнимает много сил.
— Итак, на что мы тратимся? Первое, что я всегда оплачиваю, — это коммунальные. 350 тыс. по жировке, свет — 200 тыс., интернет, телефон и кабельное — 290 тыс., детский сад — 400 тыс. Итого 1,24 млн уходит за один поход на почту, — продолжает Ольга. — Дети очень часто болеют, поэтому каждый месяц 300 тыс. оставляем в аптеке. Памперсы — как бы ни экономили, все равно пачка в месяц уходит. Берем недорогие, по 270 тыс. Младшей дочке нет еще двух лет, поэтому покупаем «беллактовскую» смесь. Три пачки в месяц уходит, а это еще 100 тыс.
Ольга говорит, что из остальных денег 500 тыс. откладывает на сессию. За семестр девушке нужно заплатить 2,5 млн. Кроме того, в $110 обходится съем жилья. Еще 2 млн уходит на питание. Поэтому приходится откладывать на это.
— Еще, конечно, много тратим на детскую одежду (колготки, белье, платья) и игрушки. Но я старюсь брать недорогие (все равно ломаются одинаково), — говорит Ольга. — Поэтому откладывать больше 500 тыс. не получается, а если день рождения или праздник, то и эти деньги тратим на угощения или подарок.
Молодая мама говорит, что экономить на продуктах получается не особо: в месяц семья тратит около 2,5 млн.
— Идем из садика, постоянно хочется зайти купить что-нибудь сладкое (йогурты, сырки, конфеты) — это еще 400 тыс. в месяц, — объясняет Ольга. — А так из продуктов покупаю все как обычно (крупы, хлеб, молоко, мясо, овощи). Для младшей хочется разнообразить блюда в меню, поэтому каждый день приходится готовить что-то новое.
Последними крупными покупками семьи были телефон и диван от «Пинскдрева». Телефон Ольга брала в рассрочку на полтора года, вышло по 420 тыс. в месяц. За диван в рассрочку платили полгода, обошелся он паре в 7 млн.
— Ходить куда-то отдыхать некогда, да в нашем городе особо и некуда, — считает Оля. — Муж любит уединяться на рыбалке, а мне и сессии хватает. Правда, со старшей дочкой (ей пять лет) недавно ходили на 3D-мультфильм — заплатили 125 тыс. Дочке понравилось, думаю, раз в месяц можно себе позволить. Конечно, хотелось бы больше денег, чтобы не жертвовать ничем, но как получается.
«Мужа сократили на работе, и теперь наш бюджет на троих — это пособие»
Минчанка Инна и ее муж — студенты-заочники. Инна учится в лингвистическом университете на бюджете, ее муж — в РГСУ на платном. Живут они в своей квартире, которую родители купили вскладчину, и сейчас выплачивают кредит — 8 млн в месяц. Инна пока в декрете: ее дочке нет еще и года. Мужу пришлось уволиться с прошлого места, и вот уже четыре месяца он ищет подходящую работу.
— Наш общий бюджет на троих — это 2,45 млн, — говорит Инна. — Мы фактически живем на пособие. Если честно, то сейчас пособие почти не отличается от моей зарплаты. Я работала педагогом-организатором в школе (у меня распределение), и зарплата там была 2,8—3 млн, если очень постараться, доходило до 4 млн. А вот муж зарабатывал хорошо (он был заправщиком картриджей). В общем, 9—12 млн имел. Уволиться его, можно сказать, вынудили. И сейчас найти работу очень сложно. Если что-то и есть, то это, как правило, шарашкины конторы.
Минчанка говорит, что основные деньги в феврале ушли на «коммуналку». Заплатить пришлось 850 тыс. рублей — из-за того, что в новой квартире никто не был прописан.
— Сейчас, надеемся, выйдет меньше, потому как мы тут зарегистрировались. Прикинули, что будет 450 тыс., — объясняет Инна. — Еще мы тратим около 200 тыс. на наши с мужем мобильные, 65 тыс. съедает Zala, 125 тыс. — интернет.
— Вторая статья расходов — питание для ребенка: баночки, консервы и так далее. На это все уходит 1,5 млн. Как минимум 500 тыс. тратим на подгузники. Бывает и меньше, кто-то из Польши привезет что-то подешевле. Уже из суммы выскочили, да? А еще раньше мы платили 3,1 млн в семестр за обучение мужа. Сейчас из-за кризиса ему пришлось взять академический. В университете все поняли и пошли навстречу. Кроме того, мы платили 3 млн кредита за квартиру (эти 8 млн разделили на всех). Но сейчас кредит выплачивают родители. И нам они очень сильно помогают. Так что нам не до отпуска или походов куда-то. Нет возможности и что-то отложить. Единственное наше развлечение — это гости. Или мы к кому-то, или к нам кто-то.
Последняя крупная покупка, по словам пары, — это новая дверь в квартиру. Правда, купили ее ребята еще до кризиса.
Но несмотря на трудности, Инна настроена оптимистично. Говорит, что они не унывают.
— Знаете, я уже и плакала, и злилась, — рассказывает она. — Как-то мы с мужем психанули и стали вместе по всем-всем вакансиям звонить. Меня нигде не брали, так как я с 10-месячным ребенком. Да и еще я из школы уволиться не могу из-за распределения, поэтому тоже были вопросы. Но руки мы не опускаем. Вот снова идем на собеседование. Эта черная полоса должна же когда-то закончиться.
Инна говорит, что для ее семьи хватило бы миллионов 7—10. Минчанка считает, что на такие деньги они втроем смогли бы жить более-менее нормально.
«Стала ремесленницей, забрали половину пособия, зато зарабатываю 4—5 млн»
Малышу Елены полтора года. Муж у Елены программист, поэтому бюджет у молодой семьи составляет примерно 50 млн в месяц. Живут они в своей квартире. Пособие у пары вдвое меньше обычного — 1,23 млн. Деятельная мама не захотела сидеть у мужа на шее и с прошлого года стала ремесленницей — делает разные вещи своими руками.
— Когда оформляешься ремесленником, пособие по уходу за ребенком сокращают на 50%, — говорит Елена. — Мой рабочий день длится до 2 ночи, работаю практически без выходных. До 10 вечера я жена и мама, потом работаю над заказами. Заработок по ремесленничеству оценить сложно, фактически все, что я зарабатываю, уходит на закупку расходных материалов, которые приобретаю в основном за рубежом. У нас чаще такого не найти или продается все в два-три раза дороже.
Иногда закупаюсь оптом, поэтому уходит приличная сумма. Мой доход напрямую связан с покупательной способностью (которая, к слову, сейчас падает) и сезонностью (понятно, перед Новым годом и 8 Марта заказывали больше). Поэтому он может варьироваться от 5 млн до 9 млн в месяц (доход, но не прибыль, которая зачастую в два раза меньше). Однако при условии, что мои родители живут на периферии и зарабатывают 2—2,5 млн, для них это хорошая сумма. Недавно я купила в рассрочку оборудование для работы на 22 млн. Поэтому стараюсь делать больше заказов, чтобы побыстрее отработать вложение.
Пара живет без излишеств, но сильно не ужимается. Елена говорит, что время от времени они могут заказать пиццу или суши. Или потратить миллион-полтора в магазине.
— Балуем только ребенка, если можно назвать это балованием, — говорит Елена. — Всегда покупаем хорошие игры — Djeco, например. Китайские у нас ломаются быстро. Решили, что нет смысла покупать, только если бабушка с дедушкой привезут. Приобретаем очень много книг. Одежду белорусского производства для ребенка мы не покупаем: качество не ахти. Поэтому предпочитаем брать за рубежом. Если здесь, то только проверенных марок: «Хуппа», «Котофей». Часто заглядываю в детские секонды: там попадается красивая и качественная одежда.
— Памперсы нам подходят только японские, 28 штук сейчас стоит 400 тыс. Приучаем к горшку, но все равно пользуемся, — объясняет молодая мама.
— В холодильнике у нас всегда овощи и фрукты по сезону, много молочной продукции, сыра, соков. Бабушка с дедушкой снабжают продуктами из своего огорода, хотя закатками мы не увлекаемся, — продолжает она. — Я всегда стараюсь готовить. Периодически муж, правда, ходит на работу без ссобоек, обедает в кафе.
Елена говорит, что отдых для них — это святое. Летом пара отправляется на своей машине в Прибалтику, зимой — к друзьям в Скандинавию.
— Платно мы лечим зубы, делаем ребенку прививки. Бесплатно такие не делают, предлагают российские аналоги, на которые ребенок реагирует температурой и отеками. Последняя — «Пентаксим» стоимостью около 900 тыс., — рассказывает Елена. — Также ребенок постоянно наблюдается у ортопеда (260 тыс. за одно посещение), водим на массаж ($150 раз за полгода). Еще у нас кот — он тоже требует финансовых вложений: на корм уходит примерно 500 тыс. в месяц. Плюс обязательно прививки, осмотр.
Елена говорит, что еще 1,5 млн уходит на «коммуналку», интернет и телефоны. Кроме того, 800 тыс. в месяц пара отдает за паркинг.
— Чаще всего муж ездит на работу на метро. Но всей семьей передвигаемся на машине, конечно же, — заключает Елена. — Стараемся каждый месяц помогать родителям. Они, правда, категорически отказываются от денег, поэтому мы делаем приятные подарки. Например, из последнего — подарили кофеварку.
Дорогие друзья, если вы готовы рассказать нам о своем бюджете, пишите на адрес za@onliner.by. Соберем энциклопедию реальной жизни страны!
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by