Еще в апреле Михаил через интернет купил компьютерную программу в России за 482 рубля. А в сентябре у него с карточки сняли эту сумму повторно. Из-за чего Михаилу пришлось возместить технический овердрафт. А когда он попытался вернуть деньги, специалисты ответили: «Все корректно».
Читать на Onlíner— SMS о техническом овердрафте на валютной карточке пришло мне 28 сентября, — рассказывает Михаил. — Сумма была небольшой, 7,39 доллара. Карточка у меня дебетовая от «Альфа-Банка», пользуюсь для оплаты редко. Поэтому не поверил, что мог быть овердрафт из-за колебания курса на момент оплаты и проведения платежа. Я подумал, что это какая-то ошибка программного обеспечения. Тем более что уже приходило сообщение о техническом овердрафте, а потом оказалось, что это сбой программного обеспечения. Позвонил в банк, и тут меня поджидал сюрприз. Представитель банка заявил, что они окончательно провели платеж (внимание!) за 4 апреля 2015 года! Мол, я оплачивал что-то на сумму 482 российских рубля через Oceanbank.
Михаил вспомнил ту покупку в апреле и опешил: он спокойно купил программу и уже больше полугода ей пользуется. Мужчина никак не мог понять, почему вышел овердрафт.
— Сказать, что я был удивлен, — это ничего не сказать. Как на дебетовой карте могли провести платеж в минус, без запроса баланса и без авторизации? — возмущается он. — Представитель банка ответил, что в апреле деньги заблокировали, а платеж не провели. И только сейчас Oceanbank прислал документы, поэтому, мол, они все и провели. Еще мне сказали, что по договору они имеют право проводить платеж так долго.
Но самое интересное, что сумму-то они у меня дважды списали. Деньги заблокированные мне на карточку не вернулись. Есть даже чек о том, что операция проведена успешно. Деньги сняли, услугу мне оказали, почему пришлось второй раз оплачивать, не понятно. Более того, никаких SMS-оповещений или отражения в интернет-банкинге о списании средств у меня не было.
Получалось, что они спокойно могут, к примеру, через год снять любую сумму со счета клиента, сказать, что провели старый платеж, и попробуй докажи. Клиент ничего не помнит, и единственная надежда — наличие сохраненных финансовых документов.
По словам Михаила, пока от банка нет ответа на его обращение и заявление о возврате средств.
— Я нашел в интернете довольно много подобных жалоб на Oceanbank, — объяснил мужчина. — Но почему-то сотрудников банка не смутило, что платеж за 4 апреля, что есть жалобы. У меня складывается ощущение, что меня обманывают.
В «Альфа-Банке» ситуацию видят по-другому. По мнению банка, специалисты сделали все правильно.
— Это ненормальная ситуация, поскольку в соответствии с действующим порядком все платежи по карточкам должны быть завершены в течение 35 дней, — объяснили Onliner.by в пресс-службе банка. — В этой ситуации клиент может инициировать опротестование операции в соответствии с правилами международной платежной системы, обратившись в отделение банка и заполнив стандартное заявление.
По его заявлению «Альфа-Банк» обратится в банк-эквайер. Это логично делать, если операция фактически не совершалась, то есть если клиент не получил товар или услугу.
Дело в том, что при расчетах в интернете, в том числе с иностранными интернет-магазинами, участвуют как минимум два банка: банк-эмитент (тот, который выпустил карточку, — это сторона покупателя) и банк-эквайер (через который получает деньги продавец).
Система платежей работает следующим образом: при покупке в иностранном интернет-магазине деньги с карточки списываются не сразу, сначала банк-эквайер запрашивает согласие банка-эмитента на блокировку необходимой для покупки суммы. Это называется авторизация денежных средств, и при этом доступный остаток средств на карточке уменьшается на заблокированную сумму, но фактически деньги с карточки не списываются.
Основанием для списания денег с карточки являются финансовые документы на подтверждение платежа, которые должны поступить в банк-эмитент от банка-эквайера. В соответствии с правилами платежных систем такие документы должны быть переданы не позднее 35 дней после совершения операции. Если подтверждение платежа не поступает в банк-эмитент, то авторизованные средства разблокируются, т. е. они не списываются со счета и снова доступны на карточке.
Именно такая ситуация сложилась в данном случае. К сожалению, банк-эквайер только в сентябре прислал в банк-эмитент финансовый документ на списание авторизованной в апреле суммы. Возможной причиной нарушения сроков со стороны банка-эквайера мог быть технический сбой на его стороне. В соответствии с действующими правилами деньги на карточке клиента сначала были авторизованы (т.е. в апреле), а спустя 35 дней разблокированы. Отследить все эти события позволяет информация, онлайн размещаемая в разделе «Детальная информация по счету» в меню «Мои счета» интернет-банка «Альфа-Клик».
После получения документов от банка-эквайера банк-эмитент обязан на второй банковский день отразить совершенную операцию по счету. Это предусмотрено действующим законодательством, а именно постановлением Правления НБ РБ №34 от 18.01.2013 года.
Кроме того, в соответствии с договором комплексного банковского обслуживания (ДКБО) в «Альфа-Банке» предусмотрено, что «с учетом особенностей работы платежных систем обязательства клиента по операциям с использованием карточки могут возникнуть в течение 180 (ста восьмидесяти) календарных дней с даты окончания срока действия карточки».
Видимо, на момент списания средств со счета (т. е. уже в сентябре) необходимая сумма на карточке клиента отсутствовала. Поэтому возник технический овердрафт и банк обратился к клиенту с просьбой погасить возникшую задолженность.
Подробный ответ «Альфа-Банк» (Беларусь) направил клиенту.
В любом случае «Альфа-Банк» приносит извинения за возникшее недоразумение и рекомендует клиентам регулярно контролировать расходование средств со счета (в меню «Альфа-Клик») и сохранять карт-чеки, чеки кассовых аппаратов, квитанции и т. п., отражающие расходование средств по счету с использованием карточки. Также «Альфа-Банк» оповещает клиентов о всех операциях по карточке, в том числе об авторизации денежных средств, при наличии у клиента активной услуги «Альфа-Чек», которая включает SMS-оповещение, email-оповещение и оповещение в соцсетях.