С 1 марта в Беларуси изменились правила работы физических лиц с электронными кошельками — теперь все они подлежат обязательной идентификации. Таковы требования декрета №6, который писался для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, но коснулся всех держателей электронных кошельков. Больше всего пользователей возмущает тот факт, что кошельки, до 1 марта не прошедшие процедуру идентификации, продолжают работать «на вход» и блокированы «на выход». То есть положить деньги можно, а снять — увы. При этом на один идентифицированный приходится 50 кошельков, не прошедших проверку. Финансовый директор «Технобанка» Иван Кутень (банк — единственный гарант WMB) ответил на острые вопросы.
Читать на Onlíner— После 1 марта невозможно купить WMZ за WMB c неидентифицированного кошелька. Чтобы подтвердить свою личность и получить начальный аттестат, надо совершить комплекс процедур: пройти проверку соответствия паспортных данных и совершить личный визит к регистратору — в наше головное отделение или любой из филиалов.
За простое рассмотрение заявления и идентификацию физического лица с клиента возьмут 300 тысяч рублей.
Для персонального аттестата (стоит 500 тысяч рублей) понадобится пройти чуть больше процедур: нужно предъявить оригинал и ксерокопию паспорта, квитанцию об оплате, заявление соискателя, номер своего идентификатора в системе WebMoney (WMID). После приема пакета документов регистратор проводит собеседование с соискателем аттестата и принимает решение.
— До 1 марта ваша услуга стоила намного дешевле.
— Цены формируются правлением банка на основании карт учета рабочего времени и суммарных затрат банка на проведение всех процедур.
Дополнительно к обычной процедуре добавилась первичная аттестация — «заочный» этап на основании электронных заявлений клиента. Это позволяет отсеять часть мошенников, фрод, фишинг и прочих. На этом же первом этапе может проверяться и кредитная история потенциального клиента.
Плюс после идентификации клиента добавилась услуга «Вторичная аттестация», которая проводится в России уже по заверенным документам клиентов — проверяется правдивость предоставленных данных. Плюс выросла стоимость пересылки документов. Наконец, стоимость предыдущей упрощенной идентификации, которая составляла 100 тысяч рублей для физических лиц, не пересматривалась 4 года. В 2011 году процедура идентификации стоила 32 доллара, сегодня — 19 долларов и те же 32 за персональный.
— Почему так сложилась ситуация с частичной блокировкой? Запретили бы в понятном всем формате: кошелек заблокирован — и все. А получилось как в мультике: деньги примем, но вам не отдадим, потому что у вас «документов нет».
— С приостановлением операций по электронным кошелькам прекращается осуществление всех расходных операций с числящимися на данных кошельках электронными деньгами. Вместе с тем электронные деньги, поступающие на такой электронный кошелек, подлежат зачислению, и правовые основания для возврата их отправителю отсутствуют.
— Чего опасаться тем, кто не планирует проходить регистрацию? Если у меня на счету остались 100 тысяч на игры, то глупо платить 300—500 за аттестат.
— Это личное дело каждого. У нас есть планы по выходу через Нацбанк с законодательной инициативой, чтобы установить новые лимиты обязательной идентификации для микроплатежей по электронным деньгам. Это позволит сократить наличный денежный оборот и вернуть клиентам удобное средство платежа «на диване», без затрат времени на визит в банк и денег для уплаты комиссий. Но это задача максимум. Минимум — ввести в Беларуси упрощенную идентификацию, аналогичную российской, не требующей личной явки гражданина в банк.
По кошелькам, не прошедшим идентификацию, никаких санкций приниматься не будет. По прошествии нескольких лет их имущество согласно статье 226 ГК может быть признано «бесхозяйной вещью».