В будущем картина «Опять двойка» может превратиться в напоминание о когда-то существовавшей в школах системе оценки знаний. Работники сферы образования лоббируют внедрение в белорусских школах безотметочного принципа обучения.
Читать на OnlínerСотрудники Национального института образования изучают опыт других стран и приходят к выводу, что безотметочная система пропагандирует гуманное отношение к ребенку.
— Я полностью за эту систему, — говорит начальник отдела организационно-методического сопровождения образовательного процесса института Лилия Кузнецова. — Сегодня она действует в 1—2-х классах белорусских школ. Дети не боятся сделать ошибку, у них пропадает страх перед отметкой. Но нужно понимать, что безотметочная система не подразумевает отсутствие оценки работы ученика. Просто она будет в другой форме и позволит школьнику чувствовать себя более комфортно и не бояться сделать ошибку.
Специалисты института также отмечают: чтобы внедрять что-то новое, нужно лучше готовить кадры в педагогических вузах. Сами учителя считают, что привычная 10-балльная система должна остаться. Более того, многие из них, по результатам исследований института, предлагают вернуть ее и во вторые классы школ.
Учитель начальных классов Светлана Гин провела исследование среди учеников различных школ Гомельской области и пришла к выводу, что проблема не в системе отметок, а в родителях.
— Я разослала 440 анкет по гимназиям, городским и сельским школам, — рассказывает Светлана. — 94% третьеклассников и 75% четвероклассников хотят учиться с отметками. В то же время большинство из них хотело бы получать только 9 и 10. Почему? Чтобы порадовать родителей, которые ругают даже за семерку. Я считаю, что отметочная система должна остаться, а все силы нужно бросить на работу с родителями. Им нужно нормально воспринимать результаты ребенка, в том числе и отрицательные. Когда ребенок учится кататься на велосипеде и падает, его не ругают дома. Зачем же ругать за плохую оценку? Это ведь тоже процесс обучения, и без ошибок тут быть не может.
О сроках изучения вопроса и конкретных действиях пока никто не говорит: мол, нужно тщательно подготовиться, изучить все за и против. Но становится понятно, что дело не в системе отметок и проблема лежит куда глубже.