В номинации «самое странное путешествие этого года» у нас есть достойный кандидат на победу. Знакомьтесь: Олегу из Минска 31 год, и этой осенью он в одиночку слетал в Бразилию. Причем поехал туда не поваляться на белоснежных пляжах Рио-де-Жанейро, а чтобы пройти на сапборде по Амазонке — одной из самых опасных рек в мире. Можно сказать, что Олег намеренно искал встречи с пираньями и кайманами, чтобы пощекотать себе нервы.
Минчанин второй год активно увлекается сплавами на сапбордах — сдает оборудование в прокат, организует экскурсии, регулярно сплавляется сам. Говорит, что практически все это лето провел на Ислочи. Каждый день не переставал восхищаться белорусской природой, но в какой-то момент ему захотелось больше драйва и адреналина.
— У нас все очень лайтово, нет опасных рек. Они все очень-очень красивые, но неглубокие, с тихим спокойным течением. А мне захотелось чего-то по-настоящему опасного. Рассуждая о том, где было бы интересно устроить сплав, мне пришла на ум одна из самых опасных рек в мире — Амазонка. Я долго не думал и почти сразу купил билеты.
В Бразилию Олег отправился в начале октября — вся поездка заняла около двух недель. Летел по сложному маршруту: из Москвы добрался до Дохи (Катар), оттуда — в Сан-Паулу, в Бразилии его ждал еще один внутренний перелет — в Манаус. Это столица штата Амазонас и важнейший речной порт, расположенный в сердце амазонских джунглей. В общей сложности весь путь из Минска до реки Амазонки занял у парня около 50 часов. Чего не сделаешь ради долгожданной встречи с кайманами!
— Маршрут я продумывал очень тщательно. Сама Амазонка довольна широкая и глубокая — и идти по ней на сапе все время было бы неинтересно. Поэтому у меня был план заплывать в устья реки, поглубже в джунгли. Хотелось встречать экзотических животных, снимать местных, а не просто плыть по течению.
Из Манауса парень сначала проехал на такси где-то 120 километров вдоль реки и уже оттуда начал свой сплав на сапе вниз по течению. В джунглях и на воде в общей сложности провел 7 дней и 6 ночей — за это время прошел около 160 километров. До этого самый продолжительный сплав в Беларуси у парня длился часа четыре, не больше.
— У меня с собой было два герметичных мешка, в которые я сложил самые необходимые вещи, килограмм на 30, — рассказывает о бытовых нюансах белорус. — Взял с собой минимальный запас одежды, ящик воды, продукты , посуду, газовую горелку и фильтр для воды (который, к слову, не понадобился ни разу, потому что на реке мне встречались несколько заправок для лодок и там продавалась вода). Готовил в основном рис, макароны, местную крупу «фарию», она дешевая и очень питательная. А однажды я даже приготовил на сапе белорусские драники! Для этого специально взял сковородку и закупился картошкой.
Также предусмотрительно белорус взял с собой в поход мачете — оно пригодилось, когда парень выходил на берег для ночевки в местах с непроходимыми джунглями. Порой нужно было прокладывать себе дорогу среди лиан.
Ночевал Олег в гамаке, который растягивал между деревьями, и обязательно накрывался москитной сеткой. Вообще, признается путешественник, сразу после захода солнца он всегда стремился сойти на берег и спрятаться в свой гамак, потому что иначе москиты «просто пожирали».
— Репеллентов хватало там на две минуты, не больше. И если белорусского комара ты чувствуешь и можешь успеть убить, когда он садится, то на Амазонке они очень маленькие, их не чувствуешь. Зато когда кусают, это очень больно, и потом места укусов долго чешутся.
— А что насчет змей? Не боялись их?
— Они там есть, конечно, я одну анаконду видел, поэтому надо внимательно ходить по джунглям. Вообще там много всего ползает и летает. Дикие животные тоже есть, я даже слышал рев ягуара.
Олег, напомним, летел в Бразилию за адреналином, поэтому о рисках ночевок в джунглях рассказывает с нескрываемым удовольствием. Аналогично с заплывами на сапе: парень осознанно искал встречи с кайманами.
— Их в Амазонке много, но в основном они живут ночной жизнью и охотятся ночью. Днем их трудно встретить. Я видел несколько раз, как они грелись на солнце, метрах в 50 от меня. Они небольшого размера — до полутора метров, они тут же прятались от меня. Но когда я видел и слышал их, это был кайф. Мне нравилось осознавать, что подо мной плавают кайманы.
— А если упасть с сапа? Это же опасно!
— Почему-то все думают, что это неустойчивое плавсредство, что с него легко упасть. Но это не так. За все время я не упал с сапа ни разу.
Отдельным развлечением для парня было ловить пираний — хищных рыб с острыми как бритва зубами. Обычно в турах по Амазонке путешественники, наоборот, опасаются встреч с ними, но только не Олег.
— Я их ловил на говядину и сразу отпускал. Они кусачие, но если в воду не падать, никакой серьезной опасности эти рыбы не представляют. Еще я видел в Амазонке дельфинов — розовых и обычных.
В день Олег проходил по реке километров по 20—30. Говорит, что это было несложно: течение довольно быстрое. На третий день у парня очень сильно разболелся живот — и тогда пришлось существенно снизить темп. В остальном все проходило гладко, как будто парень всю жизнь готовился пройти по Амазонке.
— Я старался ложиться спать на закате, а вставал с рассветом. Готовил себе завтрак. Если был интернет, то закидывал несколько сторис, ставил сап на реку и отправлялся в путь.
— А в джунглях был нормальный интернет?
— Да, и местами вполне неплохой. Я покупал «е-симку».
Что касается пейзажей, то больше всего Олегу запомнилось место, где встречаются две реки — Амазонка и Риу-Негру. Это знаменитый природный феномен в Бразилии, где темные и светлые воды текут рядом, не смешиваясь на протяжении нескольких километров.
— Когда вы приплывали на сапе на лодочную заправку, местные удивлялись?
— Да, фоткались со мной, удивлялись: как это человек на доске какой-то надувной плывет. Там такого не встречается, они все на деревянных лодках. Они восхищались и говорили: «Вау, так можно? Стоя?» Вообще люди там мне попадались очень добрые, они всегда хотели помочь.
— И у вас не сложилось ощущение, что это опасная страна?
— Вообще нет. Люди добрые, но очень бедные, это крайне бедный регион. Единственное, в самом Манаусе я заселился в очень плохой, «наркоманский» район. Мне сказал таксист, что, когда стемнеет, нельзя выходить из дома ни в коем случае. Он очень удивился, что у меня нет огнестрельного оружия с собой, говорил, что без него там нельзя. Но я все равно выходил.
— И что, не было страшно?
— Нет, было такое, что ко мне подходили наркоманы, но я просто говорил им уйти. Однажды был довольно страшный случай, когда я высадился на берег, который, как оказался, был под охраной. Меня выводили оттуда с пистолетом. А в остальном все было хорошо.
— Родители переживали за вас?
— Переживали и отговаривали, но это бесполезно.
Двухнедельная поездка в Бразилию обошлась парню в $3500, из них $2200 — это стоимость перелетов. О потраченных деньгах Олег не жалеет, говорит, что благодаря такому экстремальному походу убедился в том, сколько в нем силы и выдержки.
В следующем году минчанин хочет повторить рискованный трип, но теперь уже намерен полететь в Африку.
— Я снова планирую поездку, это будет снова заплыв с крокодилами. А еще очень хочу в Мурманск, чтобы поплавать с китами. Компанию не ищу, никого брать с собой не буду — все-таки это опасно.