«Клиповое сознание» мчит навстречу паровозу, скоро состоится финал. Здесь мы исследуем клипы, созданные в первой четверти XXI века. Добрались до 2024 года в номинации «Наши». Мир за это время сильно мутировал, мы теперь вынуждены знакомиться с некими кишащими вокруг персонажами и их творчеством. Мы, может, хотим других — но допустимы только эти: стерпится — слюбится, ешь, что дают, на безрыбье и хлеб мясо, дареному коню в зубы... Формы жизни эти на самом деле не лишены обаяния, давайте рассмотрим их поближе.
Советская эстрада 2024 года — это как суп с кусочками вареного лука. Их полагается вылавливать и складывать на краю тарелки, в то же время пытаясь отыскать картошку и макаронину. Искусственный интеллект Copilot воссоздал нам эту драму. Мальчик знает Закон: пока не доешь — к дружкам не пойдешь.
Мы — этот мальчик, который пытается найти что-то живительное в окружающем бульоне. Но лук все равно лезет в ложку, его слишком много, и он настырный...
На самом деле это песня группы «Т9», которая существовала лет двадцать назад. С тех пор модность их солиста Солдатова значительно усилилась, выросли усики, он стал подписываться латиницей. И решил эксгумировать старый хит. Как известно, для этого нужен паровоз, который вытянет глыбу из забвения.
Блогер(ка) Валентина Карнаухова, она же Валя Карнавал, согласилась на предложение, потому что эксгумация — это чудесно и полезно для новых поколений. И вообще, она, оказывается, выросла на этой песне (кто бы мог подумать).
Снимали в Казахстане — отсюда пустыня, кладбище самолетов АН-2, богатые перспективы и нерадивый скорпион. В промежутки между монетизацией (исполнители оголтело рекламируют товары народного потребления) засунут напряженный сюжет. Мятежная Валя, обладающая сверхспособностями, сбегает из-под опеки, крутит новый роман (так она думает), кого-то спасает, разочаровывается в любви... А вслед за ней мчит модный страдающий Soldatov во главе шайки, читая на ходу романтические рэпы. Смотрим Валю, отращиваем усики, голосуем.
Помните белоруску Риту Дакоту? Это 17-летняя девушка, которая однажды случайно просочилась на какую-то из звездных «фабрик» — уж никто не вспомнит, на которую и кто там еще был, но тогда эти проекты пользовались бешеным спросом. Так вот Дакота выделялась на фоне попсовых участниц своей неформальной ориентацией. Ходила в ботинках, говорила сиплым голосом, исполняла только свое... И ее довольно долго не выгоняли — потому что фишка же, экзотика!
Потом Дакота подпропала, переехала в США... И наконец возникла из небытия с актуальной (но в меру) повесткой. Тема старая, обращена к страдающим дамам: пока мужики развлекаются, женщины сидят взаперти, варят борщ. Доколе? Хватит терпеть абьюзеров! Но в то же время — как их не терпеть? Ведь они вон какие классные. На-ка, похлебай борща, дорогой...
Эта когорта артистов упорно эксплуатирует евклидову линейную арифметику. По ее правилам, если исполнители выступают вместе, то зрители складываются. Похоже, хор популярных рэперов и блогеров собрал бы вообще весь трафик — но пока только трио. Собственно, здесь разыгрывают все ту же сценку из предыдущей главы: пока нерадивый ухажер шляется с кем попало, эмансипированная Севиль накинула худи и мчит — очевидно, симметрично шляться с кем попало. Но существуют каноны: шляться необходимо только в интерьерах красивой жизни — чтобы были видны название автосалона и марки машин, а два напомаженных качка бешено артикулировали по бокам. Соблюдайте, пожалуйста, правила, не шляйтесь лишь бы как.
Требуется большая фантазия, чтобы в миллионный раз сообщить миру о том, какие мужики простофили. Причем списывать нельзя! Надо, чтобы отличалось от других исполнительниц. Люся выбрала такую форму: пусть будет репортаж с развода, вроде бы еще не было. Краткое содержание: мы разводимся, но ты все равно не найдешь никого лучше меня, ну и вали, Георгий Компотов. Кстати, это имя (мелькает на свидетельстве о расторжении брака) некоторые ассоциируют с бывшим мужем Люси — Юрием Киселевым. Дальше дело за малым — красиво оформить картинку. Люся смогла — с кордебалетом в зале суда, гулянкой по случаю развода, большой люстрой и пирамидой из бокалов шампанского (ее, понятное дело, необходимо сокрушить клюшкой). И, как уж повелось в русском клипе, нужно бесстыдно отрекламировать все подряд. Чтобы отбить расходы на кордебалет и клюшку.
Певица Юлия Зиверт появилась в медиапространстве относительно недавно — и сразу удивила слишком тщательно снятыми клипами. На сей раз она защищает эгоизм — будто это что-то хорошее. Отбросьте привитые в школе идеалы человеколюбия, коллективизма и этого, как его, — самопожертвования. Будьте эгоистами, перестаньте быть удобными для всех, живите для себя.
Ай, плевать на эту философию, посмотрите лучше, как старательно она экранизирована. Куча образов (сама Zivert тут примерно в шести обличьях), толпа на подтанцовке, продуманные декорации. Даже букву «Э» выточили надфилем, не поленились. Вообще-то, Zivert права, эгоизм и впрямь чудо как хорош и полезен для организма. Есть только один минус: общаться с эгоистами слишком противно, их почему-то никто не любит, обижают... Они потом поют про абьюз.
В следующее воскресенье вспомним импортные хиты 2025-го, а пока проголосуйте за наших. В конце года определим чемпионов.
Захлебнуться в ностальгии можно тут:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by