5207
30 октября 2025 в 8:00
Источник: Яков Журбин. Фото: Александр Ружечка, Reuters. Иллюстрация: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Чего я плачу?! Олимпиаду выиграл!» Знакомимся с нашими звездными батутистами

Источник: Яков Журбин. Фото: Александр Ружечка, Reuters. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Прыжки на батуте остаются одним из главных источников олимпийских медалей для Беларуси: начиная с Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро подопечные самобытного тренера Ольги Власовой неизменно возвращаются домой с наградами. В прошлом году в Париже двукратным чемпионом стал Иван Литвинович, а в женских соревнованиях серебро завоевала Виолетта Бордиловская. В рамках проекта «Перспективные» при поддержке Betera мы отправились в Витебск, чтобы встретиться с ребятами, обсудить с ними батуты, Париж и… личные отношения.

«У нас один общий интерес — батут, и мы на нем сошлись»

С Иваном и Виолеттой мы встречаемся в витебском центре по прыжкам на батуте — в зале, где воспитывают звезд мирового спорта. Смотрим на часы: до очередной тренировки у наших героев остается полтора часа. Надо торопиться с вопросами.

— Ребята, говорят, что вы не только вместе тренируетесь, но и встречаетесь. Познакомились давно?

— По-моему, в 2023 году в зале, — вспоминает Виолетта. — Постепенно общения становилось все больше. Помню, уехала в Могилев (я тогда училась в одиннадцатом классе), провела полтора месяца дома, и все это время мы постоянно переписывались. Ну и все. Потом мы вместе с командой поехали на отдых в Турцию — там стали общаться более тесно и постепенно сблизились.

— А что, кроме спорта, вас сблизило?

— Это была какая-то искра, — говорит Иван. — Был один большой общий интерес — батут, и мы на нем сошлись. Ну а потом еще больше общего друг в друге находили.

Иван Литвинович. Уроженец Вилейки. Двукратный олимпийский чемпион в прыжках на батуте (2020, 2024), чемпион мира (2019, 2021) и Европы (2020) в командном зачете. По итогам нынешнего сезона стал обладателем Кубка мира. Награжден орденом Отечества II степени, почетный гражданин Витебска.

Виолетта Бордиловская. Родилась в Могилеве. Серебряная призерка Олимпиады (2024) и победительница Игр стран СНГ в командном зачете (2025). Награждена орденом Почета.

К победам Ивана и Виолетту привела одна тренер — Ольга Власова. Среди ее воспитанников также Владислав Гончаров — первый белорус, завоевавший золотую олимпийскую медаль в прыжках на батуте (2016).

— Тяжело строить отношения в спортивном комьюнити?

— Конечно. Если у кого-то что-то не получается, обязательно начинают говорить, что это «отношения виноваты, только о них думаете и меньше внимания уделяете спорту». А когда никто ничего об этом не знает, то и жить легче, — уверен Иван.

— Сколько вы уже вместе?

— Мы уже не вместе. Но сумели сохранить хорошие дружеские отношения, — улыбается Иван.

«За два дня до олимпийских соревнований начало трясти»

Фото: НОК Беларуси

— Главные ваши успехи связаны с Олимпийскими играми. Виолетта, ты хорошо помнишь тот вечер накануне медального старта в Париже-2024?

— Помню, что за два дня я начала задумываться о соревнованиях, и меня стало очень сильно трясти, я переживала. А соревновательный день, если честно, практически не запомнился. Пыталась успокоиться: сидела в TikTok, слушала музыку, смотрела YouTube. Ни с кем не хотела разговаривать и от всего абстрагировалась. Но близкие это понимали. Соревнования не помню: ни сколько зрителей было на трибунах, ни свои подходы — ничего.

— Это напоминает мою первую Олимпиаду в Токио в 2021-м, — вспоминает Иван. — На тренировках у меня не получалось, начала болеть спина, я стал немного загоняться: выступать уже завтра, а меня здоровье подводит. В соревновательный день была тренировка, Ольга Анатольевна отправила меня просто покувыркаться — сделать пару элементов. А я, молодой и горячий, психологически накрутил себя — и сделал как обязательную, так и произвольную программу. За это потом таких люлей с тренером, который меня сопровождал, получили! Ольга Анатольевна переживала, что у меня сил не останется. Потом был сам старт, и я просто потерял ритм и ощущение времени, чувство которого необходимо в прыжках.

Но я все же попал в финал и подумал: «Классно! Но какой там пьедестал, если рядом такие мастодонты, как Дун Дун, Влад Гончаров, Дилан Шмидт… Пятым буду».
Фото: НОК Беларуси

Когда прыгал Дун Дун, я на него не смотрел: была паника. Краем глаза увидел его результаты и пошел к нашему психологу Ирине Конон: «Меня накрывает!» Я уже не помню, как начал прыгать, но, когда пересматривал, казалось, что ужасно. Когда слез с батута, подумал, что далек от первого места. И тут показывают результат: я на первом месте. У меня слезы и буря эмоций, я не понимаю, что происходит! Ольга Анатольевна обнимает меня и спокойным голосом говорит: «Чего ты плачешь?»

Думаю: действительно, чего тут плакать? Олимпиаду же выиграл!

А вот на вторых Играх я просто забыл, где нахожусь. Успокоился. Было ощущение, что выступаю на одном из этапов Кубка мира, а не на Олимпиаде. Ко всему тогда подходил играючи. И настоящее ощущение Олимпийских игр пришло только тогда, когда взревел зал: передо мной выступал француз.

Фото: НОК Беларуси

— Виолетта, а правда, что ты мечтала побывать в Париже?

— Да. Классе в седьмом я разговаривала с одноклассницей, и мы поставили перед собой цель — съездить когда-нибудь в Париж. Я потом ушла в училище олимпийского резерва, и со временем мы перестали общаться. Но после Олимпиады она меня поздравила и вспомнила тот наш разговор!

Фото: НОК Беларуси

— И что тебе удалось увидеть в олимпийском Париже?

— Издалека Эйфелеву башню.

— Да ладно, нужно было реку переплыть! — улыбается Иван. — Самый красивый вид на башню как раз таки с другого берега Сены. На самом деле, для нас сотрудники белорусского посольства провели экскурсию по Парижу, и мы увидели главные достопримечательности. Было очень красиво, но к тому моменту мы оба уже были выжаты как лимон.

Фото: НОК Беларуси

— После Олимпиады вас стали узнавать на улице?

— Меня не узнают, это вопрос к Ивану, — смеется Виолетта.

— Ну конечно! — смеется Иван. — На самом деле, время от времени нас узнают. Буквально на днях меня окликнула бабушка, которая продавала на улице цветы. Поздравила с успешным выступлением (Иван недавно стал обладателем Кубка мира. — Прим. Onlíner) и сказала, что постоянно следит за мной и переживает.

Была еще интересная история. Я как-то заказал еду на дом, приезжает курьер, видит меня и спрашивает: «Иван, это вы?!» — «Да». Я забираю заказ, закрываю дверь и слышу, как он кому-то говорит по телефону: «Ты не поверишь, кого я видел!»

С таксистом как-то ехали, а он мне рассказывает: «В этом зале тренируется наш двухкратный олимпийский чемпион. Влад его зовут. Или Иван». Говорю: «Скорее Иван». И тут он спрашивает: «Знаете его? Как он? Еще не сдулся?» Говорю: «Да нет, еще пока может!»

Почему белорусские батутисты — сильнейшие в мире?

— Думаю, это стало возможно с приходом на пост главного тренера Ольги Анатольевны Власовой — благодаря ее политике и менталитету. Победители и призеры чемпионатов мира, Европы у нас были, но олимпийские медали у белорусских спортсменов появились только при ней, — говорит Иван.

— А в чем она так сильна, что воспитывает настоящих чемпионов?

— Это, наверное, какая-то человеческая особенность. Если спортсмен хочет, она будет делать все, чтобы у него получилось реализоваться.

— Она классный селекционер: умеет найти где-то в регионах крутых ребят и довести их до топового уровня.

— Звезд мирового масштаба она делает из обычных ребят. Ольга Анатольевна из любого спортсмена может сделать чемпиона. Но, повторюсь, только в том случае, если этот человек сам этого и хочет и готов терпеть, не сдаваться и пройти через все трудности.

Виолетта мечтала стать ветеринаром, Иван отучился на автослесаря

— Давайте вернемся в детство. Иван, как понимаю, на тебя сильно повлияла мама, которая работает тренером по прыжкам на батуте. Был выбор, чем заниматься, кроме прыжков?

— Нет. Единственный выбор, который я должен был сделать, — между спортом и учебой. Если честно, в школьные годы мне больше нравилось проводить время с друзьями, чем ходить на тренировки и пропускать все веселье. В девятом классе мама поняла, что батут для меня не очень важен: высоких результатов не было. Я поступил в наш вилейский колледж на автослесаря.

Но в том же году Ольга Анатольевна Власова пригласила меня на сборы в Стайки. Как она меня заметила, до сих пор не понимаю. Я мог высоко прыгать, знал много элементов, но был максимально нестабилен. Могу лишь предположить, что в 2018 году проходил чемпионат Европы среди юниоров, и под него Власова формировала сборную из мальчиков моего возраста. В итоге снова пришлось выбирать между спортом и учебой — и я выбрал спорт.

— Как удавалось совмещать с учебой?

— В школе проблем не было. Бывший директор колледжа Игорь Китиков шел на уступки: отпускал на сборы и помогал решать другие вопросы. При этом многие преподаватели упирались и не понимали моих обстоятельств. Такие принципиальные преподаватели встречались даже в БГУФК, когда я там учился.

— То есть по первому образованию ты автослесарь и сможешь, например, отремонтировать мотоцикл или машину?

— Хороший вопрос. Наверное, мотоцикл по старой памяти смогу. Мы с пацанами во дворах когда-то с ними возились. А вот с машиной будет сложнее, придется поковыряться.

— Виолетта, а ты, говорят, хотела стать ветеринаром?

— Да, я очень люблю животных. Это желание появилось у меня еще в пятом классе и долго не проходило. Однако потом все сложилось по-другому, я полностью ушла в спорт. Сейчас учусь в БГУФК.

— А на твое желание пойти в спорт повлиял брат Максим, который тоже занимался прыжками и какое-то время работал тренером?

— Мы с ним с детства очень хорошо ладили, и он часто брал меня с собой в зал. Сестра тоже занималась батутом. Так что все было очевидно. Другие виды спорта меня не привлекали. Я смотрела, как брат и другие ребята прыгают, мне это нравилось, и я тоже захотела попробовать. Он сам попытался научить меня базовым элементам, а дальше я стала тренироваться в секции. Родители всегда поддерживали.

Когда я познакомилась с Ольгой Власовой, мне было 15. Меня пригласили на сборы, потом я переехала в Витебск — так все и началось.

— Каково было в таком возрасте оказаться в совершенно незнакомом городе?

— Сначала было страшновато, но я быстро втянулась. Долго работала в зале, уходила последней, потому что многое приходилось переучивать. А в быту проблем вообще не возникало.

— Этот зал построили перед чемпионатом мира 2019 года, — говорит Иван. — Потолки здесь высокие, и после спортзала в 45-й школе, где мы тренировались раньше, он показался нам большим и просторным. А раньше доходило до того, что мы били пальцы, ногами задевали потолок и буквально камнем падали вниз.

Центр по прыжкам на батуте в Витебске стали строить после того, как витеблянин Владислав Гончаров в 2016 году завоевал первое олимпийское золото Беларуси в прыжках на батуте. Новый зал открыли в 2019 году и передали на баланс СДЮШОР №1, где воспитали наших чемпионов и призеров Олимпиады. До этого будущие звезды батутного спорта занимались в спортзале средней школы.

— Это как так?!

— Тогда я уже пытался прыгать высоко. Первый элемент в обязательной программе — сальто на живот. Ты вылетаешь, делаешь толчок — и ногами бьешься о потолок. Приключений, на самом деле, хватало, поэтому мы старались чаще тренироваться в Стайках. В новом зале совсем другие условия.

Но тех условий все же было достаточно, чтобы Влад Гончаров подготовился и выиграл Олимпиаду в Рио-де-Жанейро.

«Одно неловкое движение — и можно получить травму»

— Много тренируетесь?

— Количество тренировок часто меняется. В день бывает как одна, так и две. Продолжительность тоже разная — как пойдет, может, и три часа, и пять. В зале можно просидеть до позднего вечера, — говорит Виолетта.

— В начале карьеры, когда я переучивал элементы, мой тренировочный день занимал восемь часов. Это было настолько тяжело, что я приходил в свой номер в Стайках, садился, смотрел в стену и уже больше ничего не хотел. Ближе к полуночи вставал с кровати, принимал душ и ложился спать. Ну а дальше все повторялось — день сурка. Иногда и сейчас такое бывает. Но спасает то, что вторую тренировку могут поставить на вечер. В таком случае ты можешь позволить себе чуть больше: поспать, посидеть в телефоне или в компьютере, — рассказывает Иван.

— Чем в плане здоровья чаще всего жертвуют батутисты?

— Колени, спина, голеностопы… Одно неловкое движение — и у тебя могут быть порваны связки. Был свидетелем того, как спортсменка упала на пол и сломала ребра. Да и сам я однажды коленом сломал себе челюсть! Прыжки на батуте — спорт непредсказуемый и очень опасный. Со стороны кажется, что все легко, но сколько труда и здоровья в него вложили спортсмены, никто не знает, — объясняет Иван.

— Неужели есть люди, которые реально считают, что это легко?

— Да, некоторые даже говорят: «Я бы так же сделал!» — смеется Виолетта.

— Я когда-то привел в зал друзей, и благодаря мышечному корсету у некоторых хоть и грязновато, но получалось делать сальто. Но потом они поняли: двойное сальто — это уже тяжело. А есть же еще тройные, с винтами… Просто многие оценивают спорт чисто визуально. Это как с футболом, о котором все всё знают: ой, что они там бегают за мячиком — я бы и сам смог!

— Какие у вас отношения с тренером? Какой надо быть, чтобы воспитывать олимпийских чемпионов?

— Ольга Анатольевна нам и психолог, и тренер, и мотиватор, и врач, и массажист, и мама, — смеется Иван. — Она многое знает и поможет всем, чем сможет. Просто универсальный человек. Когда-то могла так встряхнуть, что больше неповадно было расслабляться. Она классная. Строгий, жесткий и справедливый тренер, а вне зала — милая, добрая и веселая. Но она умеет разделять рабочее и нерабочее.

«Впереди чемпионат мира — хочется показать чистую и стабильную комбинацию»

— Ребята, на носу чемпионат мира. С каким настроением подходите к турниру?

— Есть проблемы со здоровьем. Недавно вышел камень, сейчас гайморит. Такие вот приключения, — признается Иван. — Чувствуется общая усталость, из-за гайморита постоянно хочется спать, тяжело настроиться на тренировку, вялость. Но, надеюсь, к чемпионату мира восстановлюсь и буду в хорошей форме. Мы уезжаем в Испанию 31 октября, а 3 и 5 ноября уже будем выступать.

— А у меня проблемы с голеностопом, — говорит Виолетта. — Травма, на самом деле, давняя, но все терпимо. Готовлюсь к турниру.

— Нам нужно просто выполнить свою работу — чисто и стабильно, как на тренировках. А уж какое место займем, пусть решают судьи. Главное — выступить достойно, — дополняет Иван.

— При этом сезон у тебя складывается неплохо: ты стал обладателем Кубка мира по прыжкам на батуте.

— Чтобы быть довольным собой, нужно выиграть чемпионат мира. Хотелось победить и в личном зачете на недавних Играх стран СНГ, но не вышло. Зато даже не ожидал, что смогу выиграть серию этапов Кубка мира. Конкуренция с китайскими спортсменами была постоянной — чувствовались и борьба, и внутренние переживания. У меня была новая программа, мы ее только напрыгивали. Я волновался, получится ли. Но все удалось.

— Виолетта, а ты как?

— Год был очень сложный — в плане и прыжков, и подготовки, и травмы, из-за которой я пропустила много соревнований.

— Виолетте скорее было тяжело эмоционально, — считает Иван. — Нужно было быстро восстанавливаться и набирать форму. Ну и ведь не все получается сразу, поэтому эмоционально непросто.

Если стало легче, ты идешь прыгать. Если должен выступать, то будешь выступать. Мы, конечно же, занимаемся своим здоровьем, но сделать это целенаправленно в сезоне у нас нет возможности. Поэтому лично я жду чемпионата мира, чтобы потом спокойно закончить сезон, немного отдохнуть и посвятить время здоровью. Хотелось бы, конечно, потратить на это месяц, но это пока предел мечтаний.

«Было бы интересно попробовать себя еще на одной Олимпиаде»

— А где вы видите себя потом? Спорт все-таки недолгая история.

— Пока даже не задумывалась. Я просто тренируюсь и участвую в соревнованиях. И времени на то, чтобы подумать, еще хватает, — признается Виолетта.

— Идей, на самом деле, много, однако до их реализации еще далеко, — рассказывает Иван. — Поэтому озвучивать их мне бы не хотелось. Например, попробовать себя в бизнесе… А почему бы и нет? А вот для тренерства у меня, кажется, характер чересчур мягкий.

— Главная цель — Олимпиада в Лос-Анджелесе?

— Ближайшая цель — это пьедестал чемпионата мира. А дальше — отдых. Пока только так. Съездить на Олимпиаду, конечно, было бы интересно, но поедет сильнейший. Ну и все будет зависеть от тренера. Ее слово — закон, — говорит Иван. — Хотя моя мама сказала, что еще одну Олимпиаду она не переживет. Во время первой она уехала в Египет и выключила телефон, а на второй во время моего выступления ушла в лес, оставив мобильный дома…

На самом деле, всегда есть к чему стремиться. Мне самому хотелось бы еще раз закрепить свой результат на Олимпиаде, но это право еще нужно заслужить.


Партнер проекта — Betera

Betera приглашает погрузиться в уникальный игровой мир — Betera Pass! Компания запустила масштабный обновленный формат постоянной геймификации, где каждый может получать баллы и внутреннюю валюту за выполнение многочисленных заданий. Вы сами можете выбирать миссии и формировать свой уникальный путь внутри платформы.

Скорее переходите по ссылке, чтобы открыть для себя мир Betera Pass!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by