Лето осталось позади, и в школьных коридорах вновь стало шумно и многолюдно. Журналисты Onlíner по традиции встретили осень на линейке в День знаний. На этот раз мы побывали в Поставском районе и привезли атмосферный репортаж из небольшой школы, где в первый класс пошли всего шесть человек.
Новоселки — небольшой агрогородок в двенадцати километрах от Постав. Ранним утром у двухэтажной школы, выкрашенной в яркие цвета, еще тихо. Учителя только пришли на работу, а водители уже готовятся заводить желтые ПАЗы и ехать за школьниками в близлежащие деревни — через полтора часа, в 10:00, здесь начнется линейка.
Тадеуш Казимирович — разговорчивый мужчина в рубашке в полоску и жилетке на замке — бодро заводит автобус и поворачивает в сторону деревни Старый Двор, до которой 13 километров. Красивая дорога петляет змейкой, открывая за каждым поворотом старые деревенские сады и дома. А Казимирович в это время рассказывает, как работал на больших машинах и ездил за рубеж.
— За день я проезжаю около 120 километров. Но для меня это, конечно, не расстояние. Раньше, при Союзе, я на дальние рейсы ездил, и за границей бывал — в Польше... Работа мне нравится. Дети нас любят. Ну и мы на них не ругаемся. Ну разве что иногда замечание сделаем, если вовремя не пристегнулись. А так все нормально.
Еще пару минут — и салон заполняют школьники с рюкзаками и букетами астр, роз и хризантем. Сонные мальчишки и девчонки, кажется, еще не понимают, что лету пришел конец: впереди уроки, диктанты, самостоятельные работы и прочая школьная рутина, от которой за каникулы многие отвыкли.
— Не хочу в школу, отдыхать еще хочется, — говорит ученик, присевший на соседнее кресло.
К концу пути автобус забит под завязку, и во дворе школы из него выскакивают около двадцати ребят, которых уже встречают одноклассники. Одни радостно раздают «пятюни», другие обнимаются так, словно встретились после долгой разлуки.
— Как так? Когда ты успел так быстро подрасти?! — удивляется один из парней тому, насколько выше стал его товарищ.
Вскоре ребята разошлись по классам, а директор Елена Ластовская, пока есть время, решила познакомить нас со школой.
В разговоре с нами она постоянно вспоминает Адольфа Володько — и скоро становится понятно почему. В 22 года бывший тракторист стал председателем местного колхоза им. Суворова, превратил скромное хозяйство в образцовое и руководил им более 40 лет. В 1988 году он получил звание Героя Социалистического Труда. Адольф Адольфович был человеком неординарным: писал книги и стихи (издавал их под именем Олег Володько), а в начале 1980-х по его идее разработали проект школы — и вскоре ее построили.
Елена Ластовская говорит, что школ по такому проекту больше нигде нет, она единственная. В 2019-м Адольфа Володько не стало, но в его честь назвали школу и обустроили стенд, небольшой уголок, где хранятся личные вещи.
Этот учебный год в новоселковской школе начнут 102 ученика. Среди них — 6 первоклассников и 11 будущих выпускников.
— Крупной нашу школу не назовешь, но она и не маленькая по меркам района. В прошлом году у нас учились 111 человек, но случился крупный выпуск — сразу 18 человек, — и учеников стало меньше. Однако в этом учебном году у нас пять новых учеников. Это ребята, переехавшие к нам с семьями, преимущественно из других районов. Дело в том, что руководитель нашего сельскохозяйственного предприятия «Новоселки-Лучай» заинтересован, чтобы была школа, и при выборе работников отдает предпочтения людям семейным, с детьми. Поэтому нехватки в учениках у нас нет. Хозяйство, кстати, оказывает нам весомую поддержку. Для самых успешных в учебе ребят организовывают экскурсии и поездки в другие города. Так, прошлым летом наши ребята при поддержке хозяйства съездили в Брестскую крепость.
— А куда чаще всего идут ваши выпускники после окончания школы? — уточняю у собеседницы.
— В прошлом учебном году у нас было 9 выпускников (среди них три медалиста). По итогам централизованного экзамена наша школа заняла третье место среди всех городских и сельских школ района. В итоге 67 процентов ребят поступили в высшие учебные заведения. Наши выпускники начинают учебный год в БГПУ им. Максима Танка, юридическом колледже БГУ, в БНТУ, Полоцком государственном университете им. Ефросинии Полоцкой, Институте пограничной службы, Университете гражданской защиты МЧС.
— Много ли ребят после учебы возвращаются домой?
— По-разному. Многие, конечно, остаются в Минске, но есть и обратные примеры. У нас несколько лет подряд девочки поступали по целевым направлениям в медицинский университет, и, естественно, они вернутся работать в Поставский район. Уже в следующем году мы ждем нашу выпускницу. Девушка окончит Полоцкий педагогический колледж и придет работать учителем в родную школу.
Одной из фишек своей школы Елена Ивановна называет аграрные классы, в которых учеников углубленно знакомят с сельскохозяйственными профессиями. В Минске о таких слышали немногие, а вот в регионах, что логично, их активно продвигают и рассчитывают, что ребята, получив диплом, пойдут работать в хозяйства. Однако аграрной и ветеринарной академиям часто предпочитают другие вузы: баллы позволяют.
Мы выходим из кабинета директора и вскоре встречаем двух подружек-одиннадцатиклассниц — Злату и Сашу. С планами на будущее девушки уже определились: обе собираются поступать в университеты и рассчитывают на бюджет. После 10 классов средний балл у каждой превышает 9.
— Я, скорее всего, пойду в Полоцкий государственный университет, — говорит Злата. — На кого? Если простыми словами, на программиста. Сейчас с этой специальностью связано много профессией.
— А почему не в Минск?
— Во-первых, там баллы выше, а во-вторых, в Полоцке у меня есть знакомый, и там будет легче. Ну и туда нам удобнее добираться.
— А я недавно решила, что поступать буду в Витебский государственный университет — на юриста. Хотя был еще вариант с психологией, но подумала, что мне сдавать будет проще, — добавляет Даша. — Кроме того, у меня в ВГУ сестра образование получает, и я хотела бы учиться рядом с ней.
Тем временем на первом этаже оргсобрание с родителями и их детьми-первоклашками проводит учительница Инна Медюхо. Класс у нее подобрался интересный — всего шесть человек.
— Дети в моем классе — шикарные! — улыбается собеседница. — Все — активные. Мы сейчас порепетировали с ними линейку, и я хочу сказать, что они замечательные. Я уже приходила к ним на выпускной в детский сад и понимала, кого буду учить. Они так зажигали на выпускном, такие песни пели! Я была от них в восторге!
В этот момент из класса выходит девочка с белыми бантиками. Зовут ее Катя, и на линейке ей доверили очень важную роль — звонить в колокольчик.
— Катя, а что вы будете делать на линейке? — спрашиваю у первоклассницы.
— Танцевать!
— Нет. Мы все-таки будем что-то другое делать. Читать стихи и с мальчиком из одиннадцатого класса..., — поправляет девочку учитель.
— Звонить в звоночек и еще на плечах у него сидеть!
— Ну, по технике безопасности сидеть на плечах у него мы не будем. Пробовали и репетировали по-разному и решили, что пойдем пешком.
Учительница рассказывает, что в этот раз в первый класс идут пять девочек и один мальчик. Я открываю рот от удивления, а она приводит еще более удивительный пример.
— В соседнем поселке Воропаево сегодня в первый класс пошли 20 девочек и один мальчик. Как так звезды сошлись, никто не знает.
— Шесть первоклассников для большого города — это мало. А для деревенской школы?
— Раньше было больше. Прежде я работала в базовой школе в деревне Гута (ее уже закрыли) и с первого по девятый класс в параллели учила лишь одну девочку. Как? В одном классе одновременно могли сидеть ребята с первого, второго и четвертого классов. Сложно, конечно, детям. Когда я училась, в классе было 30 человек. Но сейчас уже время другое.
Мы только договорили, как все поспешили на улицу — и буквально через пять минут в школьном дворике началась линейка. Родители и родственники расположились по периметру. Кто-то сидел на лавочке, а Казимирович вместе с коллегой-водителем наблюдал за происходящим из салона.
На линейке, как это обычно бывает, нашлось место всему. Детей напутствовали директор и гости, а высокий парень, наблюдая, как его дочка эмоционально читает стихотворение, смахнул со щеки слезу и широко улыбнулся.
В финале прозвучал тот самый колокольчик, который так готовилась нести Катя, — и все вновь потянулись в школу на первый урок. А мы на улице задержали Екатерину — маму Арсения, которому ближайшие 11 лет предстоит учиться в одном классе с пятью девочками. Вместе с мужем она воспитывает четверых детей.
— Как восприняли, что сын будет учиться с одними девчонками?
— А что тут поделаешь? Так получилось. Но он же с этими девочками ходил в детский сад, и, конечно же, я заранее знала, с кем он будет. Но мне все равно волнительно. Девочки более шустрые, а сын у меня стеснительный. Хотя я верю и надеюсь, что у него все получится: ребята будут дружить и не станут обижать друг друга.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by