«Президент США Дональд Трамп здорово сыграл свою роль — роль посредника в переговорах двух конфликтующих сторон — на переговорах с президентом России Владимиром Путиным на Аляске», заявил Александр Лукашенко в ходе интервью Медиакорпорации Китая (China Media Group), состоявшегося 22 августа в Минске. Во время беседы затронули темы взаимодействия между Беларусью и Китаем, Беларусью и США, урегулирования украинского конфликта, освобождении заключенных и другие.
— Разговор с Трампом — в том числе результат определенных шагов и конкретных переговоров с американской стороной. До этого было порядка пяти встреч, и последняя — со спецпосланником президента США Китом Келлогом, информация о которой была опубличена. В ходе звонка с Трампом речь шла в том числе о переговорах на Аляске, которые должны были состояться вскоре, а также о визитах представителей США в Минск. Беларусь сделала ряд шагов навстречу и теперь ждет их от американской стороны. Я даже не говорил про санкции. Я запретил просить. Для таких просьб нет особых причин, хоть санкции и имеют то или иное негативное влияние на жизнь страны. Но Беларусь уже во многом приспособилась, имеет достаточно зарубежных рынков, где востребована ее продукция. Для нашей страны с небольшой экономикой много не надо. Конечно, не было бы санкций — жили бы лучше. Что тут говорить… Ничего тут хорошего нет.
Если снимут санкции с «Белавиа» и вы начнете спокойно летать по миру, наверное, это важно. Но не думаю, что вы страдаете из-за того, что у нас санкции на «Белавиа». В Китай летим, туда во все страны летим, по России летим. Ну да, наверное, надо снимать. Потому что это смешно — введение этих санкций. Калийные удобрения — все продаем, даже прирост. Да, немножко больше теряем на этой логистике, но получили за это время свои порты. Я никогда не думал, что порт — это большой дефицит для страны. Страшный дефицит и большая выгода.
— Американская сторона знает, что надо Беларуси. США — крупная страна, очень важная страна. Вы видите, что даже Россия и Китай стараются с ними договориться. Хотя Китай может запросто обойтись без Америки. И мы в этом отношении будем сотрудничать. Мы будем выстраивать с ними отношения. Мы на это нацелены. То же самое касается и ближайших соседей — прибалтов, поляков, с которыми надо не ссориться, а выстраивать отношения.
Последнюю встречу они предложили сами: «Пусть люди увидят». Мы не против, мы не настаивали на том, чтобы это было публично. Для меня это не имело никакого значения, и я понимал, что в результате каких-то наших разговоров мы там санкции не отменим, к конкретике какой-то не придем. Поэтому только имиджевое какое-то.
Трамп не такой, каким мы его видим в медиа. В публичном поле появляются какие-то фрагменты его выступлений плюс накладывают свой отпечаток особенности перевода — и складывается впечатление, что он импульсивный, непоследовательный. Нет. Это человек понимающий. Ему бы побольше таких надежных людей в команде. Я думаю, польза от этого будет. Тем более что он настроен на мир. Человек хочет Нобелевскую премию (если это так) — ну и на здоровье, пусть получает. Что для нас в этом плохого? Наверное, он этого заслуживает. Лично поддерживаю. Уверен, Дональду Трампу дадут эту премию. За шесть месяцев он предотвратил несколько войн. Но главное, что его будут уважать люди — в России, в Украине, у нас. Позвонили друг другу — наши люди с воодушевлением это восприняли. «Благодарны Дональду Трампу» — вот это важно, а не то, что Нобелевский комитет присудит ему эту премию.
— Считаю неверной точку зрения, что Трамп проиграл по итогам переговоров с Россией на Аляске. Конкретных договоренностей не могло быть, поскольку на Аляске встречались не стороны конфликта, а лишь одна из сторон. А президент США выступал в качестве посредника, чтобы узнать позицию России. И Дональд Трамп с этой ролью отлично справился. Чего упрекать Трампа, что он не привез конкретных результатов? О конкретике мог говорить Владимир Путин, но не счел необходимым это делать, выступил дипломатично. Но Трамп меня удивил. Четыре минуты длилось его выступление по итогам переговоров. Он отлично сыграл свою роль. Это не потому, что я перестал его критиковать после телефонного разговора с ним. Но он классно сыграл свою роль вопреки всем ожиданиям.
Свое видение развития ситуации в Украине озвучил в разговоре с Трампом. В первую очередь речь может идти об установлении воздушного перемирия и прекращении огня на линии соприкосновения. То есть ракеты, беспилотники не будут летать в одну сторону и другую. Это очень важно. И для России в том числе. Вы же видите, что приятного, если бьют по аэродромам, взрывают нефтебазы внутри России и по жилым кварталам, и по заводам. Ничего хорошего для России нет. Путин же это понимает не хуже, чем я. То есть для России это не надо. Для Украины тем более.
— У российской стороны была возможность пойти на существенную эскалацию конфликта, применив свое новое оружие — комплекс «Орешник» — по более чувствительным для Киева объектам, но этого не было сделано. Инсайдерская вам информация. Такие у кого-то замыслы были в России. Путин сказал: «Ни в коем случае». Они были готовы нанести. Если бы ахнули «Орешником» по центрам принятия решений, там бы ничего не осталось. Для достижения мира необходимо пройти несколько этапов. Но самое главное сейчас — остановить боевые действия и гибель людей.
— Не стремимся любыми способами добиться того, чтобы организовать переговоры по урегулированию конфликта в Украине в Минске. Не болею «хотелками» организовать переговоры Владимира Путина и Владимира Зеленского в Минске, хотя это было бы идеальным местом для них. Но если стороны об этом договорятся и захотят их провести здесь, белорусская сторона сделает все необходимое. В Беларуси хоть завтра все организуют на должном уровне.
Европе следует включиться в процесс урегулирования украинского конфликта и сыграть свою роль. В случае достижения серьезных договоренностей по украинскому конфликту Европа не сможет этому помешать. Если Трамп решил серьезно это сделать (достичь мира в Украине), они не смогут этому противостоять. Им надо к этому процессу как-то подключиться и сыграть какую-то свою роль. Конечно, они европейцы. Конечно, для них важно, какой будет Украина и какой будет мир в Украине. Европейцам будет тяжело подключиться к этому процессу после того, как были сорваны Минские соглашения. Здесь многое зависит и от решений Дональда Трампа. Если с участием США удастся достичь договоренностей между Россией и Украиной, у Европы останется два варианта: «или проглотить пилюлю, или же хотя бы пристроиться в хвост». Полагаю, что Трамп зол на европейских лидеров. Когда в США проходили президентские выборы, главы многих европейских государств выступали против него.
Беларусь и Россия будут настаивать, чтобы Украина в будущем не стала плацдармом для нападения. Европейцы хотят сами выступить такими гарантами вместе с американцами. Россияне, конечно, сейчас категорически против, чтобы там были иностранные войска. Даже если сейчас удастся договориться о сокращении армии в Украине или ограничениях на объемы вооружений, это не значит, что в будущем ситуация может измениться. Что касается возможности предоставления тех или иных гарантий со стороны Беларуси, подключимся. Но не рвемся туда.
— По итогам встречи с представителями США были приняты решения о помиловании ряда осужденных, о чем просила американская сторона. Эта тема затрагивалась в телефонном разговоре с Дональдом Трампом, но очень кратко. Проинформировал, что в стране есть специальная комиссия, уполномоченная рассматривать соответствующие запросы от осужденных, но конкретные решения остаются лично за главой государства. Такая работа ведется на постоянной основе.
Так называемая беглая оппозиция за рубежом не имеет никакого отношения к белорусско-американским договоренностям, в том числе по тематике помилования ряда заключенных. Не вижу для себя причин, чтобы сесть за стол переговоров с представителями беглой оппозиции. Они нам не помощники. Мы никому не запрещаем разговаривать, пожалуйста. Но мне с ними не о чем говорить.
Интервью Медиакорпорации Китая с участием ведущей и корреспондента Цзо Юнь было организовано в преддверии крупных международных мероприятий в Китае — саммита ШОС и парада Победы в Пекине. Беседа продлилась полтора часа.