Сериал «Переходный возраст» (Adolescence) от Netflix — вирусный хит сезона. Британское шоу из четырех эпизодов, рассказывающее о 13-летнем мальчике из благополучной семьи, обвиненном в убийстве одноклассницы, вышло 13 марта без особого промо, но быстро стало сенсацией в соцсетях. «Переходный возраст» сейчас бьет рейтинги среди сериалов 2025 года не в последнюю очередь благодаря технической фишке — съемке всех серий одним дублем. Рассказываем, что еще о нем нужно знать.
«Переходный возраст» начинается без раскачки: в первые же минуты первой серии в чей-то дом врывается отряд спецназа. Оказывается, полицейские пришли не за прячущимся в доме матерым преступником, а за 13-летним сыном главного героя по имени Джейми. Мальчика задерживают по обвинению в неком жестоком убийстве. Семья в шоке, сам подросток тоже напуган до такой степени, что мочится в штаны.
Уже в полицейском участке после нескольких нервных процедур — оформление протокола, обыск с раздеванием, допрос — выясняется, что убита девочка, которая учится с Джейми в одной школе. Парень, наслушавшись советов адвоката, почти на все вопросы следователя отвечает «без комментариев», но правда все равно всплывает в течение пары минут.
Погибшую ударили ножом семь раз — и сделал это, судя по записи с камер видеонаблюдения, действительно Джейми, который только что, всхлипывая, говорил отцу обратное. Дальше полицейские, соцслужбы и родители будут пытаться понять, как подобное мог сотворить ребенок из среднестатистической и вроде бы даже благополучной семьи. И где кроется корень трагедии: в школьном буллинге, радикальном женоненавистническом контенте из соцсетей, семейных проблемах или же в осознанных решениях самого обвиняемого?
Действие «Переходного возраста» разворачивается в Англии. Роль отца мальчика сыграл Стивен Грэм, известный по фильмам «Большой куш», «Это — Англия» и «Точка кипения», — он же выступил автором идеи и сценаристом. В паре с Грэмом сценарий также писал драматург Джек Торн, один из создателей сериала «Темные начала». Режиссером всех четырех серий выступил Фил Барантини, уже работавший с Грэмом над «Точкой кипения». А роль подростка-убийцы исполнил Оуэн Купер — это его первое появление на экране, до этого мальчик лишь занимался в театральном кружке.
Главное творческое решение, которое и подтолкнуло многих к просмотру, — съемка всех четырех часовых эпизодов одним дублем (по-настоящему, без тайных склеек). Стивен Грэм и Фил Барантини уже проворачивали такой технический трюк в «Точке кипения», которая без монтажа показывала полтора часа из одного напряженного вечера в лондонском ресторане.
Идею в том же стиле снять и «Переходный возраст» еще на старте проекта предложил Грэм. А Джек Торн занялся в том числе обдумыванием всей логистики перемещений героев: действие сериала не ограничивается одной локацией (как это было в «Точке кипения»), поэтому требовалось в мельчайших деталях прописать обоснованный сюжетом маршрут. Затем последовали 13 месяцев репетиций, в ходе которых Торн переписывал сцены, которые невозможно было бы снять чисто технически в условиях одной попытки.
Фил Барантини к тому же сам себе усложнил задачу, сразу отказавшись от типичной для многих однокадровых картин съемки на ручную камеру: по словам режиссера, зрители бы вряд ли вытерпели 4 часа трясущегося изображения. К тому же постановщику не хотелось, чтобы «Переходный возраст» был похож на документальный фильм. В итоге команде операторов пришлось отдельно репетировать тайминг передачи камеры друг другу — как из рук в руки, так и с помощью кранов и даже дронов. Барантини сравнивает этот процесс с репетицией танцевального номера.
Часть сюжета «Переходного возраста» происходит в школе. Эти эпизоды снимали в реальном учебном заведении, а в массовке задействовали школьников оттуда же. За кадром их координацией занимался лично директор. А число массовки в кадре порой доходило до 350 человек — среди них в том числе прятались техники, помогавшие перемещать камеры.
При этом ни одна серия у создателей не получилась с первого раза. Первую, например, сняли со второго дубля, а последнюю — только с шестнадцатого. Барантини рассказывал, что иногда приходилось начинать заново из-за совсем уж досадных косяков. Например, однажды камера на 30-й минуте зацепилась за дверную раму — испорчены были всего полсекунды кадра, но весь дубль полетел в брак. На съемках четвертой серии камеру на секунду наклонили вниз, на третьей — потеряли фокус почти что в самом финале. А еще несколько раз в помещении просто отключался свет — и очередной съемочный день шел насмарку.
Netflix почти не пиарил сериал перед выходом, однако уже в течение пары дней после появления всех серий на стриминге «Переходный возраст» начал становиться очередным хитом. Сейчас у него 98% «свежести» на популярном агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes, оценку 90/100 дает сервис Metacritic.
Проект Стивена Грэма, Джека Торна и Фила Барантини уже сравнивают с предыдущими громкими драмами Netflix: сериалами «Олененок» и «Грызня». Они тоже появлялись на платформе весной без какого-либо предварительного прогрева, не привлекали особенно оригинальным синопсисом и голливудскими суперзвездами в актерском составе, однако быстро становились вирусными в сети.
И это при том, что все три сериала не говорят о каких-то приятных вещах, а, наоборот, поднимают сложные темы, касаются табуированных в обществе вопросов. «Олененок» с болезненной откровенностью рассказывал про сталкинг, «Грызня» — про груз непрожитых обид, которые приводят к круговороту насилия. «Переходный возраст» погружает в часто невидимую для взрослых жестокую школьную реальность, где царят травля и кибербуллинг.
Вот что пишут зрители в социальных сетях:
«Суть „Переходного возраста“ в том, что убийца был обычным подростком из обычной семьи (его отец не тиран, мать не алкоголичка и т. д.). У него нет никакого травматичного прошлого, однако он все равно был радикализирован движением MRA (см. Эндрю Тейт)».
«Крайне рекомендую посмотреть „Переходный возраст“ от Netflix. Он отлично показывает, как на детей влияет культура инцелов в интернете. Безупречная игра актеров, сценарий и операторская работа. К тому же он снят длинным непрерывным кадром. Великолепное шоу».
«Просмотр „Переходного возраста“ вас сломает — как человека и как родителя. Но этот слом того стоит».
Отчасти да. Идея сериала пришла в голову Стивену Грэму после того, как он наткнулся на заметку о целой эпидемии подростковых преступлений, захватившей Великобританию в последние годы. Актер приводил в пример историю 12-летней девочки из Ливерпуля, которую в 2021 году зарезал ее 14-летний приятель, и случай с 15-летней жительницей Лондона, пострадавшей от нападения 17-летнего парня в торговом центре.
«Увиденное действительно задело меня за живое. Я подумал: „Что, черт возьми, происходит с нашим обществом? Как мы дошли до этого?» — делился Грэм. Слова актера, в частности, сухой статистикой подтверждает издание The Guardian. По словам журналистов, за последние 10 лет в Великобритании на 240% выросло число убийств острыми предметами детей и подростков.
Грэм также рассказывал, что в своей работе хотел попытаться понять, что значит быть хорошим родителем и как все-таки можно защитить детей от влияния агрессивной интернет-среды. «Мы хотели, чтобы после просмотра каждый родитель зашел в комнату своего ребенка и поинтересовался, все ли у него в порядке», — говорит актер и сценарист.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро