8925
27 февраля 2025 в 11:00
Автор: Полина Лесовец. Фото: Влад Борисевич. Видео: Николай Чубенко, Роман Пастернак
Спецпроект

«Даже у Мэрилин Монро и Деми Мур все было не так гладко». Почему мы боимся публичных выступлений

Автор: Полина Лесовец. Фото: Влад Борисевич. Видео: Николай Чубенко, Роман Пастернак

Анна Ивановская знает все о том, что такое «говорить красиво». Еще в 2010-х годах она работала с дикторами прямых эфиров на телевидении, а сегодня тренер по технике речи и ораторскому искусству заглянула в редакцию Onlíner, чтобы немного развлечь нас пародиями, показать, как можно доминировать голосом, и обсудить выступление Деми Мур на «Золотом глобусе». На десерт — парочка практических упражнений. Читайте и смотрите спецпроект с «Фарингосепт».


— Умение говорить красиво дается человеку с рождения, как музыкальный слух или талант к фигурному катанию? Или эту способность можно развивать?

— Хороший вопрос. Возьмем, например, художника. Он рождается с отличным чувством стиля и формы, видит красоту в обычных вещах, но без обучения не сможет рисовать. Ему нужно разобраться в композиции, текстуре, свете, объеме. Или возьмем писателя. Он может изначально иметь хороший слог, но без знания базы — той же орфографии и пунктуации — вряд ли добьется успеха. Или шеф-повар… В общем, вы поняли идею. Я считаю, что умению красиво говорить можно и нужно учиться. Лишь 10% здесь талант, а 90% — отточенный и отработанный навык.

— Многое зависит от самооценки, глубинного ощущения «Я имею право»?

— Да, все верно. Одно дело — знать, что вы умеете говорить красиво, а другое — позволить себе сделать это при свидетелях, на большую аудиторию. Допустим, я интроверт, работаю в коллективе, где все шумные экстраверты, и мне кажется, что, когда я говорю, голос буквально рассеивается в воздухе. Его становится не слышно.

Действительно, это все очень сильно зависит от уверенности в себе, самооценки и возможности сказать «Да, я имею право!». Например, «Я имею право говорить громко!». Причем это вырабатывается практикой: невозможно быть уверенным, сидя дома и не выступая.

Вы удивитесь, но те люди, которых мы сегодня считаем иконами мастерства, тоже работали над самооценкой и глубинным ощущением «Я имею право». Сейчас у меня такой этап — я изучаю персонажей шестидесятых годов, «золотого века» голливудского кино: Софи Лорен, Одри Хепберн, Мэрилин Монро… Прочитав историю каждой из этих женщин, можно понять, что все было далеко не гладко.

Например, когда Софи Лорен в 16 лет выиграла конкурс красоты, ей предложили попробоваться в кино. Она впервые пришла на кастинг, нужно было зажечь сигарету и пройтись перед камерой туда и обратно. Это самые простые кинопробы. Оператор посмотрел и сказал: «Послушайте, вы вообще не подходите для кино. У вас все слишком: слишком длинный нос, слишком большие губы, слишком непропорционально маленькое лицо, вы слишком длинная, костистая, у вас слишком большая грудь… Давайте что-то менять». Но Софи ответила: «Да не буду я ничего менять. Мне все нравится, и даже нос!» В какой-то момент она поняла, что это станет ее изюминкой. То же самое с голосом. У нее был неаполитанский акцент, который сильно отличался от классического итальянского языка. И даже это она сделала изюминкой, частью образа.

А, например, Мэрилин Монро — совершенно другая история. Она заикалась, не могла сформулировать даже пары слов, начинала краснеть, как будто растворяться в воздухе. Ей казалось, что в моменты своего волнения она просто исчезает. Но она наняла тренера — Наташу Лайтесс, которая пробыла с ней практически всю жизнь и помогла избавиться от заикания, научиться говорить уверенно. Главной особенностью Мэрилин стало ее придыхание. Хотя от природы у нее был тихий, слабый голос, она сделала это своей фишкой. Позволила себе быть такой.

Шведская кинозвезда Анита Экберг, которая снялась в «Сладкой жизни» Федерико Феллини, тоже невероятно сексуальная женщина, просто богиня. Во многом знаменитой ее сделал голос — запоминающийся, с легкой хрипотцой, как звон хрустальных бокалов, в которые наливают шампанское. И ее удивительный смех. Уже в другой работе Феллини — новелле «Искушение доктора Антонио» из фильма-альманаха «Боккаччо-70» — персонаж Аниты Экберг буквально сходит с плаката и преследует доктора — ханжу, поборника духовно-нравственных ценностей. Смех Аниты в этой картине уже не радостный, а удушающий, дьявольский, но все равно узнаваемый.

— Раз уж вы заговорили о великих женщинах… Все обсуждали речь Деми Мур на «Золотом глобусе». Уж если Деми — воплощение красоты и работоспособности — ощущала себя «недостаточной», была «шокирована» вручением статуэтки и явно волновалась на сцене The Beverly Hilton, то что остается простым смертным? Как справиться со страхом публичного выступления?

— На самом деле, выступать боятся все. Казалось бы, ну что тут такого — просто выйди и произнеси слова. Но нет, этот страх имеет глубокую первобытную основу. Раньше люди жили в племенах, и, если человек становился неугодным (что-то не то говорил, как-то не так себя вел), вожак изгонял его. Человек физически умирал, он ничего не мог сделать без команды: ни добыть мамонта, ни выловить рыбу, ни укрыться от дождя. И этот страх на подсознательном уровне до сих пор хранится в нашем теле. Сейчас из-за неудачного выступления физически с нами ничего не сделают, но ужас изгнания по-прежнему жив.

Речь Деми Мур была удивительной, одной из лучших за всю историю «Золотого глобуса». Ведь Деми — звезда, которая всю жизнь снимается в кино, ей 62 года. И ее фраза «Продюсер сказал мне, что я „попкорновая актриса“» затронула многих. Конечно, нет ничего плохого в «попкорновом кино»: это кассовые фильмы, которые люди с удовольствием смотрят, как, например, «Один дома». Это не «Сладкая жизнь» Феллини, но тем не менее. Когда Деми Мур выступала, самым цепляющим в ее речи была искренность. Она не сказала «О да, я звезда, я великолепна» — она сказала «Я и не думала, что стану звездой». Призналась, что в какой-то момент у нее был провал в жизни, но сценарий «Субстанции», «смелый» и «безумный», возродил и собрал ее. И произнесла слова благодарности «тем людям, что верили в меня, когда я сама в себя не верила». То есть мы упираемся в вопрос веры в собственные силы.

Чтобы преодолеть страх публичных выступлений, одной теории мало. Если просто читать дома много книг, это будет полезно, но все равно нужно практиковаться.

Поэтому совет номер один: помните, что если у вас из-за адреналина трясутся руки, потеют ладони или краснеет лицо перед выступлением, то в 99,99% случаев этого никто не видит. Для людей самое главное — наша энергия. Пусть вы запнулись или что-то забыли — неважно. С адреналином поступите как с ветром: раскройте руки и взлетайте.

Совет номер два, более практичный — это физическая активность. Если вы не можете выйти на сцену, здесь помогут простые движения: разотрите ладони, плечи, ноги. Не обязательно отжиматься или делать колесо — просто разгоните кровь по телу, и это добавит энергии, избавит от ощущения очень сильной скованности.

Совет номер три: не заучивайте текст наизусть, не читайте его с листа или, еще хуже, с экрана телефона. Смартфон маленький, а люди-то больше буковок. Получится, что вы выйдете на сцену, попадете в море зрителей и растеряетесь. Если хотите чувствовать себя увереннее, то, прежде чем начать говорить, посмотрите на пространство, людей, растения, свет за окном. Это поможет.

Четвертый совет касается более камерных выступлений. Например, на работе просят высказаться или вас ждет совещание. Часто люди досиживают до конца: «Ой, нет, я послушаю всех», — а потом их трясет от ужаса, они уже ничего не могут сказать. Если чувствуете, что вам некомфортно и волнение только усиливается, досчитайте до пяти, поднимите руку, выступите — и вы не успеете испугаться. Сразу вкиньте себя в это «море страха» — и поплывете.

И наконец, рекомендую технику «дыхания по квадрату», которую часто используют боксеры — а ведь они боятся не просто выступления, но реально переживают за свою жизнь.

На четыре счета сделайте плавный, спокойный, мягкий вдох, словно наслаждаетесь ароматным кофе; затем на четыре счета задержите дыхание; потом на четыре счета очень мощно выдохните со звуком «ф-ф-ф», словно выталкиваете волнение; затем снова задержите дыхание.

Повторяйте это несколько раз, пока не станет легче.

— Ваш голос как будто мне знаком… Откуда это ощущение дежавю? Вы озвучивали известных персонажей?

— Нет, честно, я не знаю, где вы могли слышать мой голос. Я озвучивала аудиокниги и пару автоответчиков для компаний, и все. Расскажу вам один случай. Однажды я выступала на конференции и, как человек творческий (я часто называю себя артистом), включила в программу пародии. После выступления ко мне подошли мама с дочкой, и дочка сказала: «Смотри, мам, вот так выглядит Алиса, созданная „Яндексом“». На самом деле не я озвучивала Алису (улыбается. — Прим. Onlíner). Просто мне нравится пародировать голоса, у меня есть некий арсенал. Иногда я их «включаю» — ко всеобщему удовольствию.

— Всем ли нужно говорить красиво? Условному предпринимателю или инстадиве — да, а айтишнику — нет?

— Действительно, кто-то может сказать: «Я работаю в IT — ну зачем мне говорить? Просто переписываюсь, решаю вопросы в рабочем чате». На самом деле, даже человеку из мира высоких технологий пригодится умение говорить красиво. Если вы изобретаете будущее, а при этом доносите до заказчика мысли, словно разряженная батарейка, несоответствие налицо. Да, может быть, человеку из IT не нужно выступать на сцене (хотя практика конференций, питчинга и поиска инвесторов показывает обратное). Даже если конкретный Вася этим не занимается, наверняка у него, кроме работы, есть друзья, личная жизнь, жена и дети, с которыми тоже нужно разговаривать.

Так что навык красивой и убедительной речи пригодится любому человеку.

Вопрос именно в степени красоты: общаться как Достоевский — или просто и ясно, но сохраняя смыслы. В моем понимании «говорить красиво» — это не только обладать приятным голосом, произносить слова четко и внятно, но еще и уметь доносить мысль так, чтобы ее понимали. Чтобы отпала необходимость в «переводчике».

То есть самый главный параметр — это суть: что́ я хочу сказать. Произнесенные даже приятным бархатным голосом слова, за которыми ничего не стоит, вызывают раздражение. Важно говорить что-то осмысленное. Сохранять логику повествования.

А еще «говорить красиво» — это быть эмоциональным, не превращаться в монотонного робота, иначе слушатели заснут от скуки. Здорово, если в речи будут метафоры, эпитеты, сравнения, примеры. Ведь рис с приправами гораздо вкуснее, чем постная крупа, согласитесь. То же самое и с речью. Технические параметры — дикцию, голос — тоже никто не отменял.

— И все-таки что важнее: безупречная дикция или манера подачи, словарный запас?

— Это как с автомобилем. Что важнее: двигатель, топливо или кузов? Важно все. Без четкой речи меня не будут понимать. Без умения говорить логически люди тоже не станут слушать. Поэтому, безусловно, все это компоненты одного целого.

Смыслы, как я уже сказала, первичны. А из технических параметров я бы посоветовала в первую очередь работать над дыханием. Потому-что из-за поверхностного дыхания сбиваются голос, темп речи и иногда даже логика повествования.

Человек с особенностями дикции, например выраженной картавостью, может быть отличным оратором — если у него сильная логическая составляющая. Вот если я сейчас «включу» утрированное произношение согласных звуков, особенно свистящего «с», возможно, у вас появится некий образ публичного человека, которого вы знаете. Этот человек достаточно критичен в своих высказываниях, часто появляется в медиа, личность такая скандальная…

— Ксения Собчак!

— Конечно. Вот здесь есть конкретная особенность, которая проявляется и в мимике, и в произношении. Некая изюминка. Но была бы изюминка Ксении такой яркой, если бы она ничего из себя не представляла? Возможно, нет. Ее произношение создает «эффект острого клинка», словно она во время разговора выпечатывает слова в воздухе по одной букве.

И здесь мы переходим к понятию «речевой имидж» — это совокупность всего, что создает образ. Мне нравится сравнение голоса с парфюмом. Духи тоже не видны, но они чувствуются. Когда я говорю, вы слышите меня, и вам это может нравиться или нет — точно так же, как и парфюм. Речевой имидж — это то, как двигаются губы, четко ли человек произносит слова, есть ли какие-то дефекты дикции, насколько богата речь, невербалика (взгляд, жесты, паузы, скорость). Речь передает наш характер и темперамент.

Сейчас я повышу голос: «Да! Я могу говорить вот так! Важно понимать, кхм, что в данном случае речь должна быть очищена от мата, иначе это будет слишком агрессивно! Кхм». Я пародирую Владимира Вольфовича Жириновского. Заметьте, он голосом нарушал территорию другого человека. Как только я повышаю голос и начинаю так разговаривать, происходит манипуляция. Я словно захватываю вашу территорию, вам становится некомфортно. То же самое с акцентированным жестким произношением согласных звуков и причмокиванием, как у Ксении Собчак. Это один из методов «хлопка» во время разговора, чтобы доминировать над собеседником, вторгаться на его территорию.

И наоборот, более мягкая, приглушенная речь позволяет слушателю чувствовать себя спокойно. У такой речи как будто есть барьер, стена, за которую она не заходит, не атакует. Именно поэтому мы с ужасом вспоминаем школу: «Так, Иванов, к доске!» Крик учителя — это самое страшное, что только можно сделать с неокрепшим сознанием.

Голос — инструмент влияния, который не нужно недооценивать.

— Определяете ли вы ценность человека в зависимости от умения говорить?

— Нет, не определяю. Можно говорить красиво, но быть очень глупым человеком. Просто выучить приветственную речь для клиентов, за которой ничего не стоит. А можно говорить не очень красиво, быть скромным человеком, стеснительным, но при этом читать огромное количество книг. Наша речь — как обложка. Она может быть красивой, глянцевой. Но в конце концов мы же ценим книгу по содержанию, не так ли? Даже «Божественная комедия» Данте Алигьери может быть где-то там, под пыльной и некрасивой обложкой. Я не сужу людей по тому, как они говорят. Но, конечно, слышу речь и задаюсь вопросом: что бы я исправила, посоветовала, если бы человек подошел ко мне и попросил?

— Можете предложить пару несложных упражнений для тренировки голоса? На случай, если журналисту Onlíner, похожему на Джона Малковича, нужно будет выступить в офисе перед коллегами.

— Конечно. Очень помогает перед выступлением сделать разминку дикции, чтобы работали губы, открывался рот, чувствовалась мышечная свобода.

Например, медленно и плавно, как на лифте, опускать и поднимать челюсть на 10 счетов. Нижние зубы не должны быть видны в этом упражнении. Повторите несколько раз.

Затем — челюсть вперед и назад. Как в анекдоте: «Тебе в рот не капает?»«Нет, не капает». Очень важно, чтобы все было медленно, без рывков. Ведь нам нужно не увеличить напряжение, а, наоборот, расслабиться.

Следующее движение — «натягиваем губы на зубы». Для этого нужно вспомнить, как произносится слово «вау». Выглядит немного страшно, но буквально через пару секунд люди перестают пугаться, вылезают из-под столов и делают вместе с нами.

Затем упражнения для языка: «уколы» в щеки, быстрые круговые движения, при которых корневая часть языка немножко немеет — это нормально. Значит, кровь приливает, мы размяли язык, говорить будет проще.

Теперь переходим к губам, упражнение «Трубочка»: смыкаем зубы и начинаем как будто тянуться к своему отражению в зеркале. Тянемся сильно-сильно — и отпускаем. Повторите 10 раз. Как только у вас онемевают губы, можно переходить дальше.

Самое важное в выступлении — то, как вы дышите. Когда люди начинают волноваться, они обычно дышат поверхностно, быстрее и чаще. Вы должны делать глубокие и медленные вдохи и выдохи. Для сравнения вдохните резко, как будто собираетесь нырять, и скажите «Привет!». Чувствуете, как голос зажат? А теперь вдохните очень расслабленно, словно вы не втягиваете воздух, а позволяете ему самому залиться в ноздри. Это называется «бесшумный вдох». У вас отлично получается!


Партнер проекта — Sun Pharma

«Фарингосепт» — это местный антисептик, который подходит для взрослых и детей старше 14 лет. Он используется как эффективное лекарственное средство для вспомогательного лечения острых инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, таких как:

  • фарингиты;
  • тонзиллиты;
  • гингивиты.

Способ применения:

3—5 леденцов в сутки на протяжении 3—5 дней. Принимать после еды (15—20 минут), рассасывать в полости рта.

Производитель — S. C. Terapia S. A., Румыния.

Согласование №343 от 11.04.2018.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Артокс Медиа», УНП 191445164.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by