17 февраля 2025 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: Анна Иванова

Старшей дочке 24 года, младшей — пара недель. Как живет очень большая семья, где воспитывают 14 детей

Автор: Таня Машкович. Фото: Анна Иванова

«Здра-а-авствуйте!» — улыбаются нам пятеро ребятишек, как только мы заходим в дом. Навстречу выходит и мама Елена — на руках женщины мирно посапывает новорожденная дочка. Именно о семье Осиных белорусские СМИ и паблики писали на прошлой неделе — как раз после рождения Авигеи. Поясним: в большой семье девочка стала 15-м ребенком. Только в личном разговоре мы узнаем, что почти 13 лет назад родители похоронили маленькую дочь Лизу (девочке было всего 7 месяцев). Но в этом тексте будет не только о потере и переживании горя. Мы много поговорим о бурном и местами суматошном ритме одной очень большой семьи.

«На свадьбе пообещал называть жену „любимая“ — держу слово»

Семья Осиных живет в деревне возле Гродно — город даже виднеется вдалеке. Перед нами двухэтажный кирпичный дом, который кажется вполне внушительным. Но мы сразу же представляем, что внутри живет семья из 16 человек: двоих взрослых и 14 детей. Первый ребенок — дочь Нина — в семье Осиных появилась в 2000 году, а самая младшая — Авигея — родилась всего две недели назад.

Нас встречает Евгений — папа большой семьи. Мужчина провожает в дом и попутно рассказывает, что после рождения младшей дочки решил сделать перепланировку: нужно грамотно использовать максимум пространства.

С Еленой и Евгением мы говорим в большой гостиной. Рядом с папой на диван садятся несколько ребятишек, а на колени к маме пару раз просится 2-летний Авенир.

— Он пока не привык, что уже не самый младший в семье, — ласково улыбается Елена, прижимая к себе сына.

В прошлом году Евгений и Елена отметили 25 лет со дня свадьбы (ему 47 лет, ей 43). Оба наших героя родом из Казахстана, тоже выросли в многодетных семьях. Правда, масштабы были куда меньше: четверо и трое детей.

— Моя мама была белоруской, — рассказывает Евгений. — Еще в молодости она переехала в Ташкент, где познакомилась с отцом. Как родители мои мама и папа были классными, но как муж и жена… Конфликты случались, даже если кто-то не так поставил тарелку или неправильно сел. Я понимаю, что во многом характер мамы стал закаленным после тяжелого детства в военное время. Семью отца эвакуировали в Ташкент. Он, например, вспоминал, как ребенком гонял в футбол. У мамы, конечно, все было совсем иначе.

Евгений рассказывает, что еще ребенком, всего в 10 лет, задумался: а бывает, что у мужа и жены отношения складываются иначе? Уже после возвращения из армии он мельком увидел в церкви Елену. Правда, на тот момент, с улыбкой говорит мужчина, девушка ему совсем не приглянулась. Но позже сестре героя приснился сон, где именно эту девушку брат взял в жены.

— Я решил покориться и сделал предложение.

— А сколько вы встречались до этого?

— Нисколько, свиданий один на один у нас не было: это не приветствовалось. Но как только сделал предложение, почувствовал сердцем: так должно быть. С того момента мы уже 25 лет убеждаемся, что это решение было правильным.

Елена с улыбкой говорит, что они с мужем очень разные: он активный и разговорчивый, она же тихая и больше «в себе». Замечаем, что, говоря друг о друге, они не используют имена — только слова «любимый» и «любимая».

— На свадьбе я пообещал называть жену «любимая» и с того момента держу слово. Это не вопрос привычки, а значит, что она — мое сердце. Был забавный момент, когда мы переехали в Беларусь. Наши близкие жену тоже называют «любимая», но в разговоре кто-то назвал ее Леной. Некоторые знакомые здесь удивились: они-то думали, что «Любимая» — это казахское имя.

«Думал, что из колодца пьют только в сказках»

А теперь чуть подробнее о том, как семья Осиных оказалась в Беларуси. После свадьбы Евгений и Елена жили в Казахстане, там же родился первый ребенок — дочь Нина. Но из-за сложной ситуации внутри страны семья быстро решилась на переезд на родину матери Евгения — сюда, в Беларусь.

— Мы переехали тремя семьями. Денег от продажи домов хватило на покупку трех хуторов. Это были старенькие дома: печка, которую бесконечно топили, ледяные полы, отключенное электричество и отсутствие водопровода. До этого мы жили в совсем других условиях. До переезда мне казалось, что воду из колодца пьют только в сказках! — улыбается Евгений. — В отличие от жены, романтика сельской жизни меня не впечатляла.

Как-то Евгений приехал в Гродно за запчастями. Прошелся по городу и понял, что ему хочется жить именно здесь.

— Вернулся домой и рассказал любимой, что было бы неплохо переехать. Стою, говорю это и прибиваю плинтус (мы как раз делали ремонт). Жена сказала, что не против, — я тут же опустил молоток, так и не прибив все до конца! — смеется мужчина. — У нас и сейчас так: жена поддержит любую авантюру.

— Елена, а почему так? Дело в доверии к мужу, вашем характере, покорности?

— Это казахский менталитет. Так принято — поступать, как скажет папа. Я же видела, что он мучается. Еще один момент — условия жизни в нашем первом доме. Нужно было идти больше километра до большой дороги, по которой ходил автобус в школу.  Зимой — сквозь снег.

Именно так более 20 лет назад семья Осиных обосновалась в здешних местах. Сперва, рассказывает папа, договорились пожить в доме неподалеку, затем — на съемных квартирах. А параллельно строили этот самый дом. За стенкой, кстати, живет родной брат Евгения — тоже с семьей.

«Я поняла, как просто матери сойти с ума»

Среди братьев и сестер как Евгения, так и Елены настолько большая семья только у наших героев. Мы решаем устроить небольшой тест и просим папу назвать даты рождения всех детей. С задачкой со звездочкой он вполне хорошо справляется. Отметим для честности: с одной маленькой подсказкой от 11-летней Ульяны.

— Имена для детей выбираю я, но всегда советуюсь с любимой. Если ей предложенный вариант не понравится, то, конечно, я не стану называть ребенка этим именем. Зачем: чтобы показать, что я хозяин? С именем для младшей дочки мы даже устроили голосование среди детей, но итоговое решение было все же за мной.

А вот краткая перепись младшего поколения семьи Осиных: июль-2000 — Нина, октябрь-2001 — Вадим, июль-2003 — Ева, апрель-2005 — Саша, май-2006 — Руслан, май-2007 — Максим, июнь-2009 — Валерия, июль-2011 — Лиза, август-2013 — Ульяна, апрель-2015 — Женя, май-2017 — Давид, июнь-2019 — Елисей, май-2021 — Марк, февраль-2023 — Авенир, февраль-2025 — Авигея.

Итого 15 детей (заметьте, без двойняшек и близнецов). Но в 2012 году в семье случилась трагедия: от аутоиммунного заболевания умерла 7-месячная Елизавета. На тот момент девочка была восьмым ребенком.

— Лизе было 3 месяца, когда она заболела. Дочь внезапно пожелтела. Жене было неспокойно, и мы поехали в больницу. Понял, что все серьезно, когда врачи начали активно ходить, что-то обсуждать. Нам сказали, что нужно ехать в Боровляны. В итоге лечение растянулось на четыре месяца — все это время в больницах с Лизой была жена. Я уверен, что врачи сделали все, что могли, оказали квалифицированную помощь…

О том, что маленькая сестра болеет, родители рассказывали старшим детям. По вечерам, поясняет Евгений, вся семья молится перед ужином. Поэтому, пока Лиза была в больнице, все просила чуда — это делали и дети.

— Мы поговорили с врачами и узнали, что больше помочь Лизе нельзя. Вернулись домой… Через две недели дочь умерла. Когда видишь, как заколачивают гроб, внутри которого твой ребенок, это невероятно тяжело, — голос Евгения в этот момент надламывается. — Да, Лиза прожила всего семь месяцев, но она ведь родилась, жила. Мы не можем вычеркнуть дочь из жизни. Поэтому я никогда не скажу, что я папа 14 детей, потому что у меня их 15.

— Знаете, после смерти Лизы я впервые поняла, как легко матери сойти с ума, — тихо говорит Елена. — Грань стирается… Даже физически: я ведь кормила грудью — ребенка уже нет, а молоко прибывает. Справиться с болью мне помогли только вера и забота близких.

Когда я забеременела Ульяшей (следующий ребенок после Лизы. — Прим. Onlíner), внутри был страх… Но сразу после рождения дочки все встало на свои места.

Она смогла заполнить пустоту в материнском сердце.

Конечно, Лизу мы не забыли и никогда не забудем. Каждый год мы всей семьей собираемся на кладбище — в день ее рождения и похорон.

«Будущие жены сыновей будут благодарны за такое воспитание»

Сейчас здесь, в большом родительском доме, живут 14 детей из семьи Осиных. О переезде, рассказывают родители, старшие дети (а им уже за 20) пока не думают. Во-первых, жизнь в большом родительском доме позволяет откладывать деньги на что-то весомое. А во-вторых, улыбается Евгений, разве кто-то способен приготовить вкуснее, чем мама?

— Не скажу, что на готовку у меня уходит много времени, — рассказывает Елена. — Утром у нас в основном каша и бутерброды. У старших детей непереносимость глютена, поэтому на обед или ужин я всегда готовлю несколько вариантов гарниров.

— А приходится готовить в огромных кастрюлях или тазах?

— Нет, такое случается крайне редко, — улыбается женщина. — Разве что если готовим что-то особенное для гостей — например, у нас есть большой афганский казан.

Тему готовки мы обсуждаем с полным погружением: как раз время обеда и нас приглашают за большой стол. За кадром остался процесс приготовления: тесто раскатывал папа, начинку из мяса и лука делала мама, соусы — дочь Валерия. К слову, девочка собирает за всей семьей грязную посуду, делает чай и вместе с мамой расставляет сладости.

— Основные ежедневные заботы — уборка, стирка, готовка — на любимой. Дети помогают по мере возможности, по праздникам приготовить, пропылесосить, убраться могу и я. Правда, того самого «женского» лоска, конечно, не будет, — улыбается Евгений. — У нас нет разделения на «мужскую» работу и «женскую», организовано равноценное дежурство. Поэтому мальчики без проблем моют посуду или могут сменить подгузник — думаю, их жены будут нам благодарны за такое воспитание.

На фоне разговоров о воспитании в гостиной слышится возня младших — это еще не крик, но что-то явно происходит. Евгений говорит, что в последнее время с конфликтами все чаще разбираются старшие дети. Еще кто-то из них, если не занят учебой или другими делами, вечерами контролирует чистку зубов и укладывание в постель.

Евгений с улыбкой дополняет, что старшие сыновья уже настроены создать большую семью.

— Дочки говорят, что хотят такой же крепкий брак, как у нас. Нина даже как-то сказала, что папа установил слишком высокую планку для будущего мужа, — улыбается Елена.

К слову, папа в семье решает самые разные вопросы. Например, на втором этаже сейчас организуют детские комнаты (младшие Авенир и Авигея спят в родительской комнате на первом этаже). У каждого ребенка есть сосед — кто с кем лучше уживется, тоже решал Евгений.

«Сейчас маткапитал тратим на брекеты»

Обычно утро в семье начинается в шесть и семь утра. Пораньше встают папа и те, кому нужно на работу, чуть позже — школьники, которых в семье пятеро, — все они учатся в местной школе, куда добираются на автобусе. Евгений рассказывает, что на родительские собрания они с женой не ходят, но с учителями всегда на связи.

— С домашними заданиями младшим помогают старшие. Сказать честно, мы с женой что-то уже не тянем объяснить: у нас среднее образование. У троих старших детей — Нины, Вадима и Евы — высшее, еще двое — Саша и Руслан — студенты второго курса.

Трое старших отучились на платном. Образование каждый получает за «свои» заработанные деньги. С семейного капитала мы оплачивали первый курс, остальное из этих денег тратим на брекеты. Заметил, что старший сын стеснялся улыбаться — теперь у него голливудская улыбка. Поняли, что это важно, и стараемся, чтобы у всех детей были здоровые зубы и красивая улыбка.

двухъярусная, 80x200 см, изголовье дерево, основание ортопедическое
Выбор покупателей
2 в 1 (люлька + прогулка), стиль: современный, ткань, шины цельные, вес 12 кг, цвет серый

Вопросы о семейном бюджете и тратах возникают сами собой. Евгений с улыбкой говорит, что самая весомая статья расходов предсказуема: это продукты. У семьи есть теплица, а вот от коровы или кур пока отказались. Ну и, если кратко, то все финансовые вопросы — на отце семьи.

— Помню, как на «свадебные» деньги купил себе игровую приставку. Потом сидел, играл, и пришло осознание. А жена мне слова не сказала! Мужем, который принимает на себя всю ответственность, я стал не сразу. Думаю, таким меня сделала жена — своей покорностью, словами «Ты решай», «Как ты скажешь, так и будет».

Как-то к нам собирались гости — жена неделю просила купить чай, а я забыл. И она молча раздала гостям кипяток в стаканах. Мне потом и друг сказал: «Вот это у тебя жена!» — смеется Евгений. — Так постепенно и пришло ощущение, что значит быть главой семьи.

По словам Евгения, у жены есть отдельная карточка — на личные расходы. В среднем, по словам мужчины, каждый месяц туда зачисляется около 300 рублей.

— Деньги скидываю не только я, но и работающие старшие дети. Если речь о студентах, то они сбрасываются только по желанию — если не получается, то и не нужно. Старшие, которые уже работают, закидывают 100—150 рублей.

— Наша старшая дочь Нина не сбрасывается, но она решила добровольно оплатить репетиторов для двух братьев — благодаря этому они поступили на бюджет. Для нас это самая главная поддержка, — замечает Елена.

Если почитать комментарии к новостям о рождении младшей дочери Осиных, то мнения встречаются разные. Кто-то радуется и поздравляет, другие удивляются размерам семьи, нередко встречается и негатив. Деньги и здесь становятся аргументом: мол, все это ради пособий и льгот.

— Бывало, мне говорили: «О, твоя опять беременная». Раньше я мог отреагировать, язык же подвешенный, но теперь не отвечаю. Столько детей — это наше твердое решение. Да, есть поддержка и помощь, за что мы благодарны, но и без этого у нас была бы такая же семья.

Сейчас Евгений работает водителем в территориальном центре соцзащиты. Там же экономистом работает и старшая дочь Нина.

— Получается, что мы постоянно на виду у социальной службы, всегда открыты для учителей. Когда малыши болеют, к нам приходят педиатры, так что мы ничего не скрываем и идем на контакт. Вот летом Маркуша бегал с шариками, споткнулся, ударился, был синяк — у нас спросили, что случилось. А так за все годы к нам серьезных вопросов никогда не возникало.

— Когда я устроился на работу в соцзащиту, понял, почему люди часто негативно реагируют на многодетных, — рассуждает Евгений. — Я видел грязные памперсы на полу, разбросанный по квартире мусор, бардак и ползающего во всем этом ребенка. Понятно, что в большой семье идеального порядка всегда быть не может, но чистота там, где убирают.

«За 25 лет вдвоем ездили в отпуск один раз»

Пока мы говорим на кухне, в какой-то момент в доме становится совсем тихо — контраст не заметить сложно. Оказывается, самым маленьким пора ложиться спать. На втором этаже мальчишки постарше расходятся по комнатам. Они знают, что нужно либо тоже лечь спать, либо играть очень тихо и не мешать.

— В эту беременность семья дала мне выходной по воскресеньям: дети по часу приглядывали за Авениром. Мой отдых — это полежать на диване или пообщаться с родственниками по видеосвязи. Меня часто зовут на концерты, хотят как-то развлечь. Но быть на людях мне сложнее, я все же интроверт, — улыбается Елена. — С новорожденным бо́льшую часть времени провожу я. Пока ребенок не окрепнет, брать его на руки разрешено только старшим.

При этом Елена уверяет: справляться во многом помогает налаженный ритм жизни. Грубо говоря, с 14 детьми в семье даже проще, чем с пятью. Елена говорит, что после пяти мальчишек очень мечтала о дочке. И с улыбкой дополняет: надо бы еще одну. Но хватает ли внимания от мамы всем детям?

— Мы очень дорожим ужинами, потому что на них собирается вся семья. Дети приходят из школы или с работы, а я сразу вижу, если у кого-то что-то случилось. В семейной обстановке им легче поделиться и раскрыться: кто-то всегда поддержит, рассмешит, развеселит. Бывает, дети даже по-доброму подшучивают над нами и могут назвать мужа «подкаблучником», — улыбается Елена.

Всего за 25 лет брака Елена и Евгений только однажды уезжали в отпуск без детей: в 2019 году они отправились в путешествие — например, побывали в Израиле и Германии. Евгений шутит, что между собой они называют ту поездку «кругосветкой». С детьми в это время оставались родные, а за младшими присматривали старшие. Ну, а вариантов поехать куда-то без жены отец большой семьи даже не рассматривает.

— Между собой мы никогда не ругаемся на людях, договорились об этом еще после свадьбы. Да и вообще, никаких серьезных споров у нас никогда не было. Каждый вечер, когда дети ложатся спать, мы говорим по душам. Бывает, что я до сих пор пишу жене стихи.

Я уверен, что самое главное — это чтобы семья оставалась семьей.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by