Продолжаем путешествие по так называемым волнам памяти. (Дальше должна быть лирическая тягомотина про ностальгию, пропускаем.) Сегодня у нас развесистый пучок иностранных клипов из 2001-го («наши» были в прошлый раз). Неряшливо мешаем попсу с роком, и нет на нас управы. Водите хороводы, пойте фальцетом, выбирайте задним числом главное музыкальное видео года.
Армянский ансамбль песни и крика мог бы бичевать апартеид, вести в светлое будущее, петь гневные песни, поликлинику построить, в конце концов, — но они с надрывом издают трели про поедание семечек! «Семки есть? А если найду?» («E-е-eating seeds for a past time activity…») — выводит Серж Танкян. Семечные синдикаты потирают длинные руки. Музыканты, с которыми рассчитались продукцией, тоже довольны.
Публика вообще счастлива. SOAD в ту пору завалили музыкальное пространство великолепными звуками, которые живы уж четверть века и не вымываются из головы новыми поступлениями. Toxicity — это только один из примеров. Вдохновляет потомков, которые тогда еще и не родились толком, на отчаянные эксперименты. Например, подменяют солиста Винни-Пухом:
Ладно, смотрите уже исходный шедевр:
Вооружившись слюнявчиками, зачарованно смотрим, как «систары» (Christina Aguilera, Lil’ Kim, Mya, Pink) выступают в интерьерах старого «Мулен Руж». «Красная мельница» трещит по швам, фабрики по производству всего розового и золотого работают на пределе технологических возможностей, авторы исходной песни 1974 года вообще умерли.
Песня входит в саундтрек фильма «Мулен Руж». На первый взгляд, дамы поют о своем, о дамском. На самом деле нам скармливают гимн кредитных компаний: сначала манят сладкими перспективами, а потом — «Зачем мне тратить свое, если могу твое». Впрочем, эта девичья схема вписывается во многие экономические модели, нацеленные на получение быстрого удовольствия. Смотрим, получаем:
Меж тем 2001-й — внезапно вываливаются из сумрака старички Болен и Андерс! И как задорно вываливаются! Ветераны евродиско, которые водили хороводы «Юмахат, юмасол» еще под губную гармошку на капищах Перуна, жадно прильнули к экранам: чем нынче порадуют сладкоголосые немцы?
Беззаботная, зовущая в светлую даль песня Win the Race (собственно, это и есть ее даже не сокращенное содержание) тогда раскачала настолько, что ее назначили гимном гонок «Формулы-1». Видеоряд подтверждает: мы можем выиграть гонку — плевать на чем, хоть на паровозах.
Просто радуйтесь:
Говорим «Gorillaz» — подразумеваем вот это фирменное: «I ain’t happy, I’m feeling glad. I got sunshine in a bag…» Должно включаться в голове автоматически — если не произошло, вы прогуляли эпоху. Клинт Иствуд там притянут за уши, но все равно красиво. Потому что восстающие из могил гориллы-зомби — это всегда красиво и искусство.
С годами люди утратят способность запихивать пасхалки и отсылки в музыкальные клипы, но Gorillaz только и состоят из пасхалок и отсылок. Стилистические штуки из древних вестернов, визуальные цитаты из фильмов, майка с рекламой зомби-вируса — все это очень мило. А что вы заметили?
Разумеется, грозные патрули моралистов тут же впились в надпись, с которой начинается клип: «Каждое неуничтоженное мертвое тело встает и убивает. Люди, которых оно убило, встают и убивают» (конечно, это цитата из фильма «Рассвет мертвецов»). В результате в некоторых странах надпись убрали — нравственность там была спасена.
Как вы помните, в 2001 году произошло массовое банкротство производителей резиновых молоточков для невропатологов (знаменитый «молоточковый кризис»). Но мало кто знает его истинные причины. Дело в том, что невропатологи тогда перестали использовать молоточки. Для проверки коленного рефлекса они стали применять композицию Sonne. Если под нее пациент не дергал ногой, его сразу отправляли в… В общем, спасать было уже поздно.
Богатый клип (как и все видео немцев) набит смыслами, которые каждый придумывает себе сам — в меру испорченности. Веселые приключения Белоснежки и девяти (не семи) гномиков с пневмомолотами не оставили равнодушными юных телезрителей. Некоторые до сих шлют рисунки и пишут возмущенные письма на Шаболовку, 37… Под Sonne многие (некоторые против воли) научились считать по-немецки до девяти. Мы до сих пор уверены, что в оригинальной сказке именно столько гномов.
Пора решать, какой песне на горло вы наступите. Мы понимаем, что некоторые композиции нельзя ставить в одну голосовалку: слишком они хороши — жалко, если потеряются. Как-то учтем это при подведении итогов 25-летия, вот увидите. Пока выбираем чемпиона 2001 года.
Предыдущие серии:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by