2658
23 января 2025 в 21:20

Объявили номинантов на «Оскар-2025». Рассказываем о главных фильмах и за кого стоит болеть

Американская киноакадемия объявила претендентов на «Оскар». Больше всего номинаций у мюзикла «Эмилия Перес», за ним идут коллега по жанру «Злая» и монументальный «Бруталист». Полный список претендентов во всех категориях можно посмотреть здесь, а мы чуть подробнее расскажем о десятке картин, которые поборются за звание лучшего фильма 2024 года, прикинем шансы каждой и подскажем, за кого болеть. Церемония награждения пройдет 2 марта — еще есть время наверстать все, что пропустили.

«Анора»

Триумфатор Каннского кинофестиваля и один из фаворитов наградного сезона собрал огромную группу поддержки среди зрителей из стран СНГ — в первую очередь, конечно, благодаря Юре Борисову, теперь еще и первому в истории российскому номинанту на «Оскар». Но выразительная лысина и пронзительно-печальный взгляд актера — далеко не все, чем выделяется эта зумерская версия «Красотки». В сумасшедшей одиссее секс-работницы и шумных армян по Брайтон-Бич полно разочарования и боли от несбывшихся надежд и разбитых носов, но еще больше — очаровательного хаоса жизни и искренней симпатии к представителям стереотипно «низменных» слоев общества.

«Бруталист»

Сейчас это, пожалуй, главный претендент на звание лучшего фильма года. Помешать победе может разве что свежий скандал с использованием авторами ИИ, а еще кассовый провал: в Штатах монументальная работа Брэйди Корбета собрала смешных $1,5 миллиона. Зато по содержанию это та самая история об обманчивости американской мечты, которую так любит жюри премии: венгерский архитектор (Эдриан Броуди тоже идет на вторую статуэтку) бежит от нацизма к капитализму и вскоре перестает видеть разницу. Травмы послевоенных Америки и Европы 3,5 часа придавливают зрителя грузом бетонных монументов, но ни на секунду не оставляют равнодушным.

«Боб Дилан: Никому не известный»

Образцовый музыкальный байопик, без которого в последние годы не обходится практически ни один список номинантов на «Оскар». Режиссер Джеймс Мэнголд, уже снимавший что-то похожее про Джонни Кэша, взялся за биографию живой легенды фолка — Боба Дилана, не изобретая велосипед: получился просто красивый портрет культовой фигуры американской музыки на фоне турбулентных 1960-х. Весь фильм, по сути, один большой разогрев к финальному выступлению молодого Дилана на фестивале в Ньюпорте 1965 года, на котором он разбил сердца многих, но стал легендой. Тимоти Шаламе сам напрягал связки, за что и получил вторую номинацию в карьере.

«Конклав»

Фестивальное кино на вроде бы очень нишевую тему — выборы папы римского, которое тоже смогло достучаться до широкого зрителя. Вероятно, потому что очень удачно подает прямолинейные проповеди об искушении властью и разделенности общества в формате разговорного триллера: ватиканские скандалы, интриги и расследование захватывают не хуже, чем самый напряженный детективный сериал. Да и просто заглянуть за кулисы скрытых от посторонних глаз процессов — это всегда интересно, пусть и заканчивается все самым нереалистичным сюжетным твистом в истории.

«Дюна: Часть вторая»

Продолжение эпического блокбастера про межпланетные игры престолов и катания на песчаных червях — тот претендент на «Оскар», который, очевидно, унесет ворох технических наград, но вряд ли всерьез будет претендовать на главную статуэтку. Впрочем, в какой-нибудь другой вселенной вполне мог бы: Дени Вильнев снова под видом кинопрокатного аттракциона преподносит неторопливую, возвышенную и эстетскую авторскую работу, ломающую шаблоны историй о мальчике-мессии. В конце концов, это все еще безумно красиво.

«Эмилия Перес»

Выгорание на работе и мешок на голове заставляют мексиканскую юристку принять необычное предложение от местного наркобарона. Мужчина заявляет, что устал от преступной жизни и хочет начать все с нуля: матерый гангстер просит помочь ему инсценировать собственную смерть и в женском обличье сбежать в Швейцарию. Каннский лауреат Жак Одиар делает из такой завязки не угрюмую криминальную драму, а цветастый мюзикл в духе Педро Альмодовара и «Здравствуйте, я ваша тетя!». У «Эмилии Перес» хватает хейтеров (в основном среди мексиканцев, недовольных тем, что на территорию их кино полез француз), но 13 номинаций дают им исчерпывающий ответ.

«Мальчишки из „Никеля“»

Кандидат от синефилов: более оригинально снятую картину на этом «Оскаре» вы вряд ли найдете. Экранизация романа пулитцеровского лауреата Колсона Уайтхеда рассказывает об ужасных порядках в реально существовавшей исправительной школе для трудных подростков. Причем щемящая история про паренька, несправедливо обвиненного в преступлении, которое он не совершал, целиком снята от лица главного героя. Режиссер-документалист РаМелл Росс не просто прицепил экшен-камеру на лоб актера, а с помощью набора линз максимально точно воспроизвел оптику человеческого глаза. Эксперимент, о котором будут писать в учебниках для кинематографистов.

«Субстанция»

Самый мемный артхаус 2024 года (звук с фразой «Вы хотели бы стать лучшей версией себя?» до сих пор нет-нет да и попадется в Reels) уже почти наверняка принесет долгожданную оскаровскую статуэтку Деми Мур. И абсолютно заслуженную: очень хотелось бы как-нибудь посекретничать с 61-летней звездой, чтобы узнать, как она в принципе согласилась примерить на себя настолько радикальные образы, да еще и с такой ударной дозой самоиронии. Кровавая басня про отношение женщины к своему телу и общества к нему же отсылает к классическим хоррорам 1980-х, не стесняясь идти ва-банк в плане извращенного и кошмарного гротеска. Фонтан противоречивых эмоций гарантирован.

«Я все еще здесь»

Современный классик бразильского кино Уолтер Саллес триумфально вернулся после 12-летнего перерыва с глубокой и эмоциональной драмой о семейном горе и женском бесстрашии. Действие фильма разворачивается в 1970-х, в самый разгар военной диктатуры в Бразилии. Бывший конгрессмен и многодетный отец вдали от политической шумихи обустраивает дом на побережье, в который однажды врываются солдаты и увозят мужчину в неизвестном направлении. Роль жены, пытающейся добиться справедливости и вернуть любимого мужа, сыграла лауреатка «Золотого глобуса» Фернанда Торрес — если кто и может составить конкуренцию Деми Мур в борьбе за «Оскар», то только она.

«Злая: Сказка о ведьме Запада»

Очередной кассовый рекордсмен, в последний момент влившийся в борьбу за награды, — весьма удачная экранизация знаменитого бродвейского мюзикла, на новый лад рассказывающего историю о волшебнике страны Оз. Секрет успеха «Злой» — в идеальном попадании в рецепт студийного хита: сказочная атмосфера, зрелищные спецэффекты, социальный подтекст, позаимствованный из «Гарри Поттера» и «Голодных игр», поп-звезда в главной роли (у Арианы Гранде, к удивлению многих, тоже есть номинация). Жаль, что в этом году из трансляции «Оскара» убрали музыкальные номера — скорее всего, студентки университета города Шиз там тоже справились бы на отлично.

За какой фильм будете болеть на «Оскаре»?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро