Несколько столетий назад чревовещание считали мистическим даром, а тех, кто умел говорить за куклу или животное с абсолютно неподвижным лицом, осыпали золотом, уважали, боялись и, случалось, отправляли на костер. Сегодня этому искусству вроде как без страха может обучиться каждый — но каждый ли хочет? Во всем мире чревовещателей по-прежнему мало, а белорусских профессионалов в этом деле и вовсе можно пересчитать по одному пальцу. В рамках спецпроекта с Sun Pharma мы встретились с Марией Кравченко (она же Яркая), единственным в Беларуси членом Международного общества чревовещателей, и поговорили про любимых кукол, иллюзионную рутину и профессиональные риски, связанные с голосом.
Беседовать в разгар рабочего дня прямо посреди опенспейса Onlíner с нами садятся двое: Мария и кукольный заяц по имени Красавчик. «Он у нас белорус, по моим эскизам сделан мастерами из Могилева», — с теплотой говорит чревовещательница, усаживая куклу на подлокотник кресла.
Через мгновение Красавчик начинает вертеть головой, изумленно приоткрывая рот. Проходящие мимо коллеги замедляют шаг, поворачивают головы, тянутся за телефонами. «Привет-привет! — тут же откликается заяц звонким голосом. — Ой, а где это мы?..»
Мария строго одергивает:
— Тише, Красавчик. Мы пришли на Onlíner.
— А что мы здесь будем делать? — продолжает любопытствовать кукла.
— Ну как что? Интервью давать!
— И я тоже буду давать интервью?
— Конечно! Ты же у нас звезда!
Мы завороженно наблюдаем за импровизированной сценкой и долго не решаемся прервать ее — настолько эффектной получается иллюзия настоящего диалога.
— Собственно, чревовещание — это и есть вид иллюзионного искусства, — уже вне образа рассказывает Мария, оставив Красавчика молча отдыхать на подлокотнике. — Кто-то называет его сценическим искусством или театральным, мне же ближе определять это как иллюзионный жанр. Потому что ты в первую очередь заставляешь зрителя поверить в то, что кукла говорит, что она живая, а не в свое умение разговаривать с закрытым ртом или в наличие особых голосовых связок. Извлечение звука — это лишь сценический прием, все остальное — иллюзия.
Многие думают, что главное в чревовещании — это чтобы рот не двигался. Но это лишь малая часть.
Дальше уже идет работа с куклами, смена тембров, пантомима — когда одновременно нужно отыгрывать и эмоции куклы, и свои. Вот это и есть чревовещание, и в нем, как и везде, нужно долго развивать навыки.
Путь Марии к необычному (даже по меркам сцены) искусству начался в детстве. Но не с мечты говорить за кукол, когда вырастет, а с занятий пением в музыкальной школе, на которые девочка попала в 12 лет. Обучение проходило под руководством солистки оперного театра. Уровень подготовки, вспоминает Мария, был максимально серьезный: пели классику, ставили голос — по несколько часов в день.
— В 15 я начала выступать в подростковом театре, где увлеклась клоунадой. Через какое-то время познакомилась с Егором, своим будущим мужем, с которым мы начали делать совместные развлекательные программы. Егор — фокусник, а по образованию еще и профессиональный гимнаст. В итоге мы стали добавлять в свои выступления буквально все, что интересно нам самим: клоунские номера, пантомиму, комедийные иллюзии, гимнастические элементы. Смешали все подряд — и пошло-поехало.
Чревовещание в репертуаре супружеского дуэта тоже появилось спонтанно, по принципу «а почему бы и нет». Началось все с того, что Марии подарили куклу клоуна. С ней она — тоже в клоунском гриме — стала разыгрывать небольшие диалоговые скетчи. Изначально эти сценки носили в основном технический характер: чревовещанием артисты занимали паузы между полноценными номерами — в это же время переключалась фонограмма, а за кулисами менялся реквизит.
Постепенно свежий формат просто-напросто увлек Марию — чревовещательные выступления становились длиннее, кукол в коллекции появлялось все больше. Сколько их собралось за более чем 15 лет чревовещания, артистка даже затрудняется ответить. Говорит просто: «целый шкаф», в котором нашлось место и зайцам, и обезьянам, и птицам, и даже коробке с пиццей, болтающей по-итальянски.
— Основных кукол семь — это просто те, которых я больше всего люблю и с которыми снимаю шортс на своем канале. Все просто: семь персонажей — семь дней недели. Каждый день записываю с кем-то хотя бы один коротенький ролик. У всех свой голос, свои особенности характера и истории. Самый старый, можно сказать, уже пенсионер — клоун Лысик. У него есть друг Фокус-Мокус. И вдвоем они влюблены в Карамельку. Лысик, конечно, уверен, что он лучше, но и Мокус тоже не промах: он же фокусы показывает, а не просто дурачится! Ну, Красавчик он и есть красавчик, а еще одного зайца, например, зовут Босс — тот больше всего любит деньги.
«Ты как там, не уснул? Тихонько сидишь?» — «Сижу…» — «Вот и сиди», — Мария снова перекидывается парой слов с Красавчиком, прежде чем перейти к рассказу о собственном обучении чревовещанию.
Когда артистка только начинала осваивать новый для себя жанр, не то что видеоуроков в интернете не было — YouTube еще толком не был развит. Школ вентрологии в Беларуси нет до сих пор, в России какие-то курсы начали появляться относительно недавно. Приходилось самостоятельно собирать информацию, переписываться с зарубежными чревовещателями.
— Среди белорусов я и сейчас не знаю ни одного чревовещателя. Из России есть коллеги — мы общаемся. Но это всего несколько человек. В то же время в Англии, США это направление развито очень хорошо: существуют целые школы, где с детства обучают детей, у которых есть к этому талант. Все они растут на тех же «Маппетах», с ранних лет учатся разговаривать за кукол. Знаменитая чревовещательница Дарси Линн уже в 12 лет выиграла America’s Got Talent…
Вообще, конечно, чревовещание на русском языке и на английском — это совершенно разные вещи. Потому что английский — язык более гортанный, то есть говорить с сомкнутыми губами на нем гораздо легче. А у нас, наоборот, много губных звуков. Поэтому требуется больше усилий, тренировок. Все мои знакомые русскоязычные чревовещатели — это люди, у которых за плечами огромный опыт в плане постановки голоса, они очень хорошо, профессионально поют.
— То есть всем, кто у нас захочет научиться чревовещанию, стоит сначала наработать базу в виде пения?
— База — это постановка дыхания. Мы, чревовещатели, практикуем диафрагмальное, или, как его еще называют, брюшное, дыхание. И все делаем «на опоре»: дышим, поем, просто разговариваем. У меня очень хорошо развиты мышцы диафрагмы, потому что именно на них всегда идет большой напор. Это нужно, чтобы не «сажать» все на связки и не порвать их.
Дыхание — это очень важно. Если оно будет поверхностным, долго человек в чревовещании не продержится.
Один раз, прикрыв рот, сказать что-нибудь вроде «Да, здравствуйте» сможет каждый. Чревовещать на постоянной основе — это совсем другая история. Даже для меня норма за одну программу — два номера на 10 минут. А вот если замахнусь на полчаса, час — это уже огромная нагрузка.
Мария соглашается поделиться своими классическими разминками, которые помогают подготовиться к выступлениям.
Первую артистка делает постоянно и ежедневно, даже пока, например, красится или занята делами по дому. Она кажется довольно элементарной, брать на вооружение может любой. Нужно всего лишь представить, что вы полощете миндалины, и издавать похожий звук: р-р-р. Для уверенности Мария советует по-настоящему набирать в рот немного теплой воды, но со временем можно начинать повторять упражнение и «насухую».
Вторая разминка от чревовещательницы — для тренировки дикции. Берете небольшой узкий и длинный предмет вроде карандаша или зубочистки, зажимаете между передними зубами, широко улыбаетесь и в таком состоянии Джокера минут 15 пытаетесь проговорить все скороговорки, которые только вспомните.
— Не получается со скороговорками? Тогда просто говорите, говорите, говорите — что угодно. Впоследствии, и я вам даю стопроцентную гарантию, вы начнете замечать, насколько у вас улучшилась дикция. Кроме того, такие тренировки помогут вам приблизиться к чревовещанию — понятное дело, не сразу, но сможете «на улыбке» или в расслабленном состоянии (в зависимости от техники) выговаривать какие-то простые фразы и предложения.
Лет сто назад с помощью диковинных навыков чревовещания можно было неплохо зарабатывать: стоишь себе в храме и просишь деньги вместе с говорящей статуей какого-нибудь божества или дуришь людей на спиритическом сеансе. Как в этом плане обстоят дела в современной Беларуси?
Мария, улыбаясь, говорит, что их с Егором дуэт «Яркие» работает «как и все, по 20 дней в месяц»: детские дни рождения, свадьбы и юбилеи есть круглый год — артисты оригинального жанра не привязаны к сезону.
Тем не менее чревовещание остается лишь частью большого иллюзионного шоу — пока что целая самостоятельная программа с говорящими куклами у Марии лишь в планах. Еще артистка вынашивает идею создания целого комедийного клуба, в котором выступают куклы (похожие давно популярны за рубежом). Там уже можно будет развлекать взрослых зрителей, как положено, панчлайнами и анекдотами. Чревовещательница смеется: мол, ее миловидные зайцы временами могут выдать такое, что хоть за голову хватайся.
— Сейчас у нас, конечно, вся программа семейная. Стараемся делать так, чтобы и детям было интересно, и взрослым, которые рядом с ними сидят, чтобы они на утренниках не засыпали или в телефонах не сидели. Хотя бы пусть просто стараются подловить меня: «О, у нее губа дернулась», «О, моргнула» — это тоже нормально.
Периодически у «Ярких» случаются зарубежные гастроли: артисты выступали на цирковом фестивале в Омане и устраивали представления в моллах ОАЭ. Также Мария выкладывает ролики с куклами в соцсети, правда, в записи магия чревовещания, как ни крути, слегка рассеивается: сложно понять, говорит артист или фонограмма. Еще один логичный вариант развития в профессии — обучать своему искусству других. Но Мария говорит, что к открытию первой в Беларуси школы чревовещания пока не готова.
— Обучать с нуля придется очень многому. И даже если человек овладеет сценической речью, разовьет связки, поставит дыхание и научится координации движений, все равно будет риск в буквальном смысле остаться без голоса. Хватит одного выступления с больным горлом — все, это операция, удаление узлов и серьезные последствия для дальнейшей жизни.
К тому же нужна ежедневная дисциплина.
Обычный человек может разок забыть зубы почистить — и ничего страшного. А мы ни про зубы никогда не забудем, ни горло прополоскать перед сном. Погрызть семечки или орехи я себе никогда не позволю. Кофе пью очень редко — зато постоянно ромашковый чай. Алкоголь? Нет. Курение? Ни в коем случае. Сразу же после выступления обязательно полощу горло теплой водой, а по приезде домой — еще и ромашкой. Для меня это уже как для хирурга руки помыть, на автомате.
Если человек изначально не поставит себе рамки, заставить его делать это ради обучения чревовещанию я не смогу.
Конечно, если кто-то с горящими глазами обратится ко мне за помощью, помогу, чем смогу, но полноценные курсы… Вряд ли. Хотя мои коллеги-фокусники посмеиваются: «Маша, ну чему там учиться, рот закрыл — и пошел работать». А я отвечаю: «Ну, вперед». Пока в Беларуси желающих нет, притом что у нас отличная школа по постановке дыхания, голоса. Но профессиональному вокалисту тоже зачем напрягаться, коверкать голос? У него другие задачи.
— Ну а если не для профессиональной карьеры это все затеять, а просто для себя? Как вообще навыки чревовещания можно применять в обычной жизни? Кроме как пугать людей в очереди на кассе…
— Я таким никогда не занималась, хотя коллеги-чревовещатели очень любят над кем-нибудь подшутить. Мне чревовещание помогало разве что в воспитании ребенка: просто со мной он, бывало, капризничал, а стоило только заговорить кукле, сразу успокаивался. Сын долго воспринимал кукол живыми персонажами. Сейчас, конечно, уже подрос и все понимает, но я все равно иногда могу мультяшным голосом сказать «Ну-ка, ешь кашу» — и он сразу слушается. Да и сама, когда в декрете сидела, бывало, грустила, а потом могла с куклами поболтать — и сразу настроение лучше становилось. Вот так все вместе весело живем.
Профессионалы, постоянно работающие голосом, вырабатывают собственные ритуалы для его сохранения и восстановления. А что рекомендуется делать тем, кто впервые готовится долго говорить? Презентация проекта, мастер-класс, куда вас пригласили спикером, длинное видеоинтервью — все может обернуться «стрессом» для нетренированных голосовых связок. За советами мы обратились к врачу-оториноларингологу, фониатру «Центра лечения головной боли» Кристине Бальчевской.
— Накануне перед выступлением стоит употреблять белковую пищу, проводить любую доступную короткую гимнастику на плавность выдоха и его силу. Подойдут также упражнения на повышение и понижение интонации голоса на звонких согласных («з», «ж»), вибранте «р»; упражнения с «м» на озвучивание головного резонатора для настройки звучности, то есть мычание; атакирование гласных («а!», «о!», «у!»).
Чего точно стоит избегать, так это приема пищи, провоцирующей образование слизи (соки, фрукты, молочные и прочее), а еще длительных разговоров по телефону, онлайн-общения — чтобы не перетрудить голосовой аппарат перед выступлением.
Если все же появилась проблема после мероприятия, ключевые меры для восстановления — молчание и отдых, обильное теплое питье. Но при сохраняющихся в течение нескольких дней симптомах стоит обратиться к специалисту.
«Фарингосепт» — это местный антисептик, который подходит для взрослых и детей старше 14 лет. Он используется как эффективное лекарственное средство для вспомогательного лечения острых инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, таких как:
Способ применения:
3—5 леденцов в сутки на протяжении 3—5 дней. Принимать после еды (15—20 минут), рассасывать в полости рта.
Производитель — S. C. Terapia S. A., Румыния.
Согласование №343 от 11.04.2018.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by