«Эх, современные дети только и сидят в своих гаджетах, это нас невозможно было вытянуть со двора!» — потихоньку начинают бухтеть уже 30-летние «деды», которые еще застали золотой век дворовых игр. «Казаки-разбойники», «Московские прятки», «Квадрат» и «Ножички» — все эти забавы становились не просто развлечением, а настоящими ритуалами, объединяющими целые микрорайоны. При этом в каждом из них у одной и той же игры мог быть свой свод правил и модификаций к ним — ведь те же «Жмурки» станут в сто тысяч миллионов раз веселее, если «воду» перед началом игры хорошенько раскрутить на карусели… В совместном с belbet ностальгическом материале взрослые белорусы разных поколений делятся своими воспоминаниями о прекрасном, хоть иногда и опасном детстве «на районе».
Помимо классических пряток («Последняя курица жмурится», «Московские прятки» с заданиями — например, три раза обежать вокруг беседки) и «Казаков-разбойников», у нас во дворе играли и в другие игры.
«Автостоп», например, был похож на футбол, но забивать можно было только головой. Тот, кто случайно забивал ногой, занимал место в воротах. После определенного количества голов проигравшего ставили к стенке для «расстрела» — остальные пробивали по нему мячом. Промахнувшийся становился за проигравшим и уже сам получал удары.
Для «Пекаря» (или «Пикаря») в центре площадки ставилась консервная банка, которую охранял один из игроков, а остальные пытались сбить ее палками. В «Морской бой» играли с карманным ножом, который бросали под разными углами. В зависимости от того, как он втыкался, рисовались разные виды плавательных средств: если нож вставал острием — корабль, лезвием вверх — батискаф и так далее. Удар по вражескому кораблю наносился таким же способом.
«Земля» — в этой игре чертили круг, и каждый пытался с помощью разложенного ножа отхватить себе кусок побольше.
«Дрэва» (или, как ее теперь называют, «Санжела») — ведущий задает вопросы (например, «Как зовут?» или «Сколько лет?») и бросает в руки играющему предмет с вариантами ответов. Цель — поймать, если ответ правильный, или отбить, если нет. Если ведущий говорил «Дрэва», поймавший мог отвечать что хотел.
Также была классическая «Сифа» — или осаливали рукой, или кидали теннисный мяч. Ну и, конечно, играли в обычный футбол с обязательными условиями: «Толстый на „вэрах“», «Малой за вас будет играть — неважно, что плохо, вас же больше».
Я родился в 1978 году. Дворовые игры нашей эпохи можно было условно разделить на активные и спокойные. К активным относились футбол, пионербол, прятки, «Выбивалы», «Съедобное-несъедобное», «Войнушка», «В слона», «Квас» и другие, к спокойным — игры в фантики от жвачек, серия игр в плитки: «Трясучка» (она же «Чу»), «Ямка».
Отдельно хочется остановиться на тех самых плитках: через них я, сам того не подозревая, познакомился с понятием инфляции.
Эти маленькие цветные квадратики (примерно 3×3 сантиметра) служили для облицовки зданий, и у нас они получили свои особые названия: «подушечки», «телевизоры», «королевки». Каждая плитка имела свою «цену» в очках. Например, «морковка» — оранжевая плитка — стоила 2000 очков. Самые дешевые плитки — белые (их называли «беляши») — стоили 10 очков, и в игру их брали редко, разве что для обмена «белое на белое».
Двумя главными играми с плитками, как я уже упоминал, были «Трясучка» и «Ямка». Во время «Трясучки» игрок зажимал в кулаке одну или несколько плиток, протягивал руку и говорил «Чу». Все остальные делали то же самое. После этого все «раскрывались», и плитки складывались в одну кучу. Игрок с наибольшим количеством очков собирал плитки, тряс их в ладонях и бросал на ровную поверхность — обычно на тротуар или подъездную плиту. Те плитки, которые после броска переворачивались, он забирал себе, а оставшиеся надо было перевернуть, ударяя двумя пальцами по поверхности. Если плитка переворачивалась, игрок забирал ее себе, если нет, ход переходил к следующему — так продолжалось, пока все плитки не разбирали.
Цель же «Ямки» была похожа на гольф — собственно, попасть в ямку. Тот, кто попадал, забирал все плитки вокруг себе. В другом варианте после попадания в ямку надо было, стоя на определенном расстоянии, снова попасть в лунку. Были и другие версии игр с плитками, но они уже со временем подзабылись.
Добыть плитки, к слову, было довольно сложно. Мы ездили на велосипедах или на 91-м автобусе в район Дроздов — там было что-то вроде свалки, где мы и копались в поисках цветных квадратиков. А иногда отковыривали их прямо со стен зданий.
Футбол у нас как-то не прижился, зато все обожали «Квадрат». На площадке чертили квадрат, делили его на четыре равные части, а в центре рисовали круг. Играли до 5 очков — кто набирал столько, проигрывал. Задача была отправить мяч так, чтобы он дважды коснулся чужой части квадрата, вылетел за ее пределы или дважды коснулся земли. Если играло больше четырех человек, проигравший выходил, и его место занимал новый игрок. Проблемой были припаркованные рядом машины, потому что мяч иногда ударял по ним — к счастью, ни одна не пострадала.
Район был новый, и вокруг постоянно велось строительство. Один долгострой — фундамент дома — стал для нас любимым лабиринтом: там были стены из бетонных блоков высотой около 2 метров. Там мы играли в догонялки с мячом, сделанным из бумаги и изоленты, при этом нельзя было касаться земли. Мы носились по этому «лабиринту», спрыгивали в проходы, бросая мяч в убегающих.
Если промахивались, приходилось лезть за мячом в лужи и грязь, а если попадали, водящим становился новый игрок.
Отдельно шли игры с ножичками. Для «Круга» брали обычные ножи, чертили круг и делили его на сегменты по количеству игроков. Задача — метнуть нож в землю так, чтобы он воткнулся в чужом секторе, отделяя его часть и присоединяя к своей. Когда территория становилась слишком маленькой для того, чтобы на ней устоять, игрок выбывал.
Также у нас были военные игры, где ножом отыгрывали движения «солдатиков», «вертолетов» и «танков». У каждого юнита были свои правила броска и своя сила: ход «солдатом» делался просто броском вполоборота, а вот для «пантеры» нужно было хитрым образом держать нож за рукоятку. Родители, конечно, такие игры не одобряли: ножи, которые мы таскали с кухни, очень быстро убивались о камни.
Вообще, оглядываясь назад, я понимаю, что многие из наших игр были травмоопасными. Однако обошлось без серьезных последствий, максимум синяки и ссадины. Но сейчас бы я, наверное, не рискнул повторять все это снова.
Одной из любимых была игра «Гузікі». На грунтовой дороге выкапывали небольшое углубление, от которого отмеряли около 3 метров детскими шагами, чертили линию, за которую нельзя было заходить. Каждый из участников по очереди бросал свои заранее подготовленные пуговицы. Чья пуговица оказывалась ближе к лунке, тот забирал все остальные. Если несколько участников попадали прямо в лунку, это называлось «яйца», и они перебрасывали заново. Самые ловкие могли попадать в лунку до пяти раз подряд.
Со временем дети постарше и более ловкие собрали у себя внушительные коллекции пуговиц — порой до сотен штук.
Я искренне восхищался этими коллекциями, а с младшим братом мы, к сожалению, чаще проигрывали. Сначала срезали пуговицы со старых вещей, но вскоре в ход пошли пуговицы с повседневной одежды бабушки и дедушки. Когда бабушка это обнаружила, она быстро выяснила, у кого осели ее пуговицы. После этого нас перестали брать в игру, и на следующее лето она исчезла сама собой.
Еще мы играли в «Чижа». Для этого снова копали небольшое углубление на дороге и чертили круг так, чтобы углубление находилось на его границе по ходу дороги. Нужны были две палки: длинная, размером с руку, и короткая, около 20 сантиметров. Один из игроков вставал в центр круга и играл против остальных. Он клал короткую палку на яму, поддевал ее длинной и выбрасывал вперед, стараясь отбросить как можно дальше. Другие игроки пытались палку поймать. За ловлю двумя руками давали 10 очков, одной — 20, если удавалось схватить особым способом — 50.
Поймавший палку игрок, не сходя с места, бросал ее в круг, чтобы попасть в центр, где стоял выбрасывающий. Тот же старался отбить ее обратно. Если ему это удавалось, считали расстояние по длине палки: каждая палка — 10 очков, которые прибавлялись к его счету. Если палку не отбивали и она попадала в круг, игроки менялись местами. Если же палка не достигала круга, расстояние от ямы измеряли той же палкой, и игра продолжалась. Игра шла до 1000 очков.
Популярной игрой у нас была «Джео». Один из нас становился ведущим и придумывал игроку вымышленное имя, фамилию, цвет глаз и другие черты. Затем он бросал мяч. Если игрок ловил его, то становился этим вымышленным персонажем, если же не ловил, ему придумывали новую личность.
Также была игра «Города». Мы чертили большой круг, делили его на части, и каждый выбирал себе «город». Ведущий кричал «Я иду с грозой на город Минск!» и бросал палку.
Все разбегались, кроме владельца названного города. Его задачей было поднять палку и попытаться попасть в ближайшего убегающего. Если удавалось, часть «города» игрока, в которого попали, переходила к владельцу палки.
Помню также игру «Выше ноги от земли». На детской площадке, среди турников ведущий с закрытыми глазами искал остальных игроков. Если кто-то оказался на земле, ведущий кричал «Выше ноги от земли!» и открывал глаза, чтобы проверить, кто нарушил правило. Тот, кто был пойман, становился новым ведущим. И конечно, игры в песке — «Повара и кулинары», строительство песчаных крепостей. А когда подросли, играли в волейбол в кругу.
Мое детство прошло в закрытом дворе на проспекте Независимости — там еще рядом была воинская часть. Все мы, семьи военных, жили на отдельной территории, и у нас сложилось довольно прочное детское комьюнити — просто потому, что наши родители были примерно одного возраста, вместе работали, часто ходили друг к другу в гости. Плюс с территории двора особенно никуда не выйдешь — оставалось искать развлечения «на месте».
Любимой игрой были знакомые всем «Московские прятки» с простыми правилами: все прятались, кроме одного человека, который должен был нас искать. Но целью прячущихся по всему двору было не только сделать так, чтобы их не нашли, но и попытаться добежать до выбранной заранее двери подъезда и постучать по ней. Если ты успевал это сделать со словами «Московские прятки», то ты спасался, а если тебя находили, то начиналась новая игра. Часто попытки быстро добраться до двери заканчивались падениями на асфальт.
Поздно вечером, когда темнело, мы играли в «Вампиров».
Делились на две команды: одни были вампирами, другие — зомби. Схема игры максимально банальная: «хорошие» убегают, «плохие» догоняют — бегали просто как ошалелые, пытаясь поймать друг друга. Примерно по такому же принципу играли и в «Казаков-разбойников», только там еще разрешалось брать игроков противоположной команды «в плен» и отводить на размеченную территорию. А чтобы освободить человека из плена, нужно было просто дотронуться до него.
Еще была странная игра под названием «Ручеек». Мы съезжали с горки прямо друг на друга в определенном порядке — либо горизонтально, либо вертикально, цепляясь ногами или телом. Это всегда было больно, потому что один ребенок мог быть значительно тяжелее другого, и когда ты ждал, что в тебя врежется кто-то из таких людей, то уже заранее знал, что будет так себе. Помню еще, как съезжала с этой горки в новой голубой куртке, и во дворе появилась бабушка, которая мне эту куртку купила. Я, понимая, что сейчас мне будет хана, тут же принялась делать вид, что ни во что не играю, — и в тот же момент в меня сзади кто-то врезается. Было неловко!
Отрывайся во вселенной игр belbet!
Яркие игры, крутые эмоции, подарки, сюрпризы и крупные выигрыши ждут тебя в приложении или на сайте belbet.
А еще в Ярмарке belbet разыгрываются сразу три квартиры — 27 декабря три счастливчика станут обладателями своих квартир в Минске.
Отдохни, расслабься и зарядись настроением в одной из 60 игр.
Играй в любом месте и в любое время. Живи ярче, лови удачу в belbet!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by