Три недели отпуска, семь стран — и все это удовольствие за €800 с человека

26 октября 2024 в 9:00
Источник: Алла Прохорова. Фото: личный архив

Три недели отпуска, семь стран — и все это удовольствие за €800 с человека

Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Подходит к концу читательский конкурс «Лайфхаки бюджетного отпуска». Почти два месяца мы публиковали истории о том, как съездить на отдых относительно недорого (были варианты даже за €300). Финальным рассказом в этой серии публикаций станет история Аллы. Вместе с мужем и двумя детьми она провела 21 день в Европе — покупалась в двух морях и посмотрела семь стран. Обошлась такая поездка в €800 с человека.

Где добыть визы? В сезон очень редко отказывает Греция

Сегодня белорусам получить визу сложнее, чем Остапу Бендеру бриллиантовые стулья: «утром деньги — вечером визы» тут не работает. Поэтому в сентябре прошлого года мы сначала рассматривали безвизовые направления. После долгих исследований автобусных туров в Грузию с ночными переездами и горными серпантинами я подумала: если уж автобус, то почему бы не в Грецию, все-таки в сезон по греческим визам отказов почти не бывает.

Муж сказал: «Если Греция, то почему бы не на авто?» Дети поддерживали: «Все, едем в Грецию на авто». Как видите, выбора у меня особо не было.

Мы самостоятельно записались в визовый центр в Гродно. Для путешествия на авто нужно составить подробный маршрутный лист с датами, промежуточными странами, предоставить брони отелей (я выбирала варианты с бесплатной отменой). На сайте визового центра нужно скачать анкету. Ее можно заполнить самостоятельно, но при проверке обязательно найдут «что-то не то», поэтому мы решили заплатить.

Визы запрашивали с «коридором» по датам. Как запросили, так и дали. Через две недели отпуск стал реален! Документы отправлялись в Москву, возвращались курьером. Девушка в визовом центре взяла с нас деньги за доставку каждого паспорта по отдельности, хотя доставляли все по одному адресу — такой вот бизнес. Но мы все равно были рады.

Польскую границу прошли за 12 часов

Перед поездкой мы оплатили онлайн все виньетки, сбор за выезд из страны, а также купили европейскую «зеленую карту». В Сербии своя «зеленая карта», которая стоит порядка €200, поэтому страна выпала из маршрута. В наш план попали Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария и Греция.

По доступу в интернет нам сказали: без проблем на любой заправке или в любом магазине Польши купите сим-карту Orange. Так вот, найти симку у нас не получилось. В итоге мы поехали дальше без интернета и без нормального владения английским (не считая школьных знаний у детей).

Планируя маршрут, я исходила из следующего: едем неспешно, устраиваем обзорные экскурсии по городам ночевок. Границу мы прошли за 12 часов (что в нынешнее время считается почти фантастикой) и в первый же день доехали до польской Дукли. Навигатор привел на Ратушную площадь. Адрес есть, дом есть — входа нет, и вовсю идут строительные работы. Тут я почувствовала первые признаки легкого беспокойства: как заселяться, если нет связи? Но какой белорусский строитель не найдет общего языка с польским! Нам не только показали вход, но и вызвали по телефону хозяина квартиры. Я поняла, что мир без добрых людей — только там, где ты в них не веришь. За апартаменты в Дукле мы заплатили €63.

Оказались в Румынии без языка и интернета

Следующая остановка была в румынской Тимишоаре. Доехали туда уже с началом сумерек. Я успела только отметить красивые старинные здания в центре и фонтан, а навигатор вел нас дальше. Интернета нет, связи нет, нужного дома тоже нет. Тихо нарисовалась перспектива ночевать в незнакомом городе на улице. Я гадала: мои просто побьют меня за такие брони или побьют больно?

На парковке мы увидели двух мужчин строительной внешности. Если бы они были в смокингах и с бабочками, я бы остереглась пожелать им доброго вечера, а так свои люди!

И тут я поняла, зачем мы взяли в отпуск детей: разговор шел на английском, из которого мы с мужем знаем только «ноу» и «хеллоу».

Румыны связались с хозяйкой квартиры по телефону. Пока дети и румыны непринужденно-напряженно пытались определить локацию, я посылала мысленные сигналы: «Ребята, будьте человеками, мы же сами не найдем это место до конца отпуска». Видимо, в молитвы встроен автопереводчик, потому что румын махнул рукой и сказал: «Поехали». Этот чудесный человек довез нас по адресу, передал из рук в руки хозяйке квартиры и отказался принять денежное вознаграждение.

После таких приключений нам хотелось, как богу, любить троицу: еда — душ — постель. Сразу отмечу, что румынские апартаменты были лучшими из всех. Почему принято шутить про «пленных румын» на стройке, не знаю: отделка помещений прекрасная. Обошлось жилье в €57.

Болгария: крутые серпантины и чудесный отель

Перед въездом в Болгарию муж категорически попросил закрыть рот «Алисе». Кто ездил по навигаторам, должен знать, как профессионально они приближают дату развода. Пришлось подчиниться, ибо развод до моря в мои планы не входил.

Дети включили Navitel, я отключила личную ответственность. И мы поехали такими проселочными и горными дорогами, что даже у молчавшей «Алисы» захватывало дух от красоты и одиночества на удаленных от трассы просторах. Кто там говорил про румынские серпантины? Это вы просто в Болгарии по навигатору не ездили. Один раз я скосила глаз в обрыв, откуда торчали километровые мачты сосен. Как глаз вернулся в нормальное положение, до сих пор не поняла.

По дороге я мысленно перекрестилась, что в Софии забронирован отель, а не квартира. Хоть нам и везло на хороших людей, но и у Вселенной терпение не безгранично. На ресепшене нас встретили две черноглазые женщины. Русскоязычная Нина долго жила в Таджикистане, Михаэль просто все время улыбалась. Я тоже так делала, когда дети общались с румынами на английском.

Небольшой отель в стиле Средневековья — без изысков, но с ранним завтраком и инстаграмными фото: крутые лесенки, маски на стенах, картины, винтажная мебель, балдахины над кроватями. Удивительно, но отель в Софии оказался дешевле, чем предлагаемые апартаменты и отели в малых городах Болгарии: €73 — нижний порог из предлагаемого.

Греция: добрые люди снова нам помогли

Греческая граница пропустила быстро, потом только деньги доставали перед каждым шлагбаумом: проезд оплачивается в пунктах пропуска. В одном спросили, куда мы едем. Услышав про Катерини, пропустили бесплатно. На следующих пунктах мы сразу начинали широко улыбаться и кричать: «Катерини! Катерини!»

И вот мы прибыли в конечную точку. Небольшое здание у дороги, во внутреннем дворике красивый бассейн. У меня сообщение от хозяина: «Код от общей двери, код от ящика с ключами у апартаментов». Чудесно, еще бы номер самих апартаментов. Обошли все двери — где тот ящик? «Ну точно побьют», — покосилась я на родственников. И конечно, помощь зала! Нами заинтересовался мужчина у бассейна. Почти на чистом русском он спросил фамилию. «А зачем тебе, незнакомый милый дядя, наша фамилия?» — подозрительно подумала я. А там, оказывается, у каждых апартаментов свой хозяин.

Олимпиака Акти — деревня в районе Катерини. На схеме около нашего отеля было нарисовано почти 700 отелей, вилл, апартаментов. Меня порадовал мой выбор: немного на отшибе, нет толпы праздно шатающихся людей и запахов пищи из таверен, можно постирать, приготовить, посидеть за столиком на улице с видом на голубую водичку бассейна. По цене — очень демократично: за 11 ночей там мы оставили €600.

Пляж в Катерини считается одним из лучших и отмечен голубым флагом. Вход в море пологий, мелкий песочек. Вода в сентябре была не особо прозрачной, у берега водоросли, которые, впрочем, регулярно убирались. В один из дней мы съездили в Неа-Калликратию, на полуостров Халкидики. Там море было изумительно бирюзовым и прозрачным, но солнце — почему-то очень жестким, я чуть не заработала тепловой удар. А вот в Олимпиаке было по кайфу: солнечные лучи словно бархатом касались кожи, не обжигая.

Полноценно поужинать можно за €8

Эгейское море настолько соленое, что можно пить с мужем текилу, облизывая друг друга. Волны степенны и постоянны, как разбросанные в спальне мужские носки. В отличие от последних, не вызывают раздражения. Отдых в сентябре шикарен: море теплое, воздух легкий.

Питание и шопинг в деревне были на порядок бюджетнее, чем в центре той же Катерини. Поесть можно было от €3,5, если вы любитель шаурмы или хот-догов. За €8 принесут достойное мясное блюдо с гарниром и кучкой салатика. Порции большие. Все зависит от ваших желаний и размеров желудка.

Спиртное в кафе дорогое, то же пиво раза в три дешевле в магазине, как и везде. Мы весь отпуск ходили в ресторан «Белая роза». Сразу после заказа приносят комплимент в виде лавашика, порезанного на треугольники, с йогуртовым соусом и маслом. А второй комплимент на десерт — мороженое и сладости. Мы сначала подумали, что это для новых клиентов. Но нам мороженое предлагали до конца отпуска. Может, надо было отказаться, но мы не посмели.

Еще в деревне есть частный магазин кожи. Кожаные куртки там в три раза дешевле, чем в Турции после того, как ты ожесточенно торговался в течение часа и скинул 50%. На скидку мы купили кожаные перчатки и женскую сумочку.

Экскурсия на Олимп: монастырь, горные водопады и таинственные пещеры

Мы любители активного отдыха: море до обеда и километры ходьбы после. Олимпиаку исходили вдоль и поперек. Очень понравилось в греческом храме напротив нашего жилья. В первый же день нам повезло увидеть греческую свадьбу. Гуляли по Катерини, Неа-Калликратии. Ходили на рыбалку и встречали невероятно красивый рассвет с дельфином вдали. Дошли до нудистского пляжа и выжили. Ездили в село Дион, известное археологическими раскопками и музеем, по которому можно бродить целый день.

Еще мы встретились с моей инстаграмной подписчицей, и она устроила нам шикарную экскурсию на Олимп. Монастырь Святого Дионисия, горные водопады с наипрозрачнейшей ледяной водой, таинственные пещеры — это надо видеть. И слышать. Мы здоровались со всеми встречными на горной тропе: так принято. Если человек вдруг пропадет, его могут вспомнить те, кто здоровался.

Из Греции мы выехали с канистрами оливкового масла, переполненной памятью телефонов и еще не осознанным желанием вернуться.

На обратном пути мы направились закрыть гештальт по Несебру — уж очень этот город запал нам в душу при первом посещении Болгарии в 2018 году. Там уже было проще. Мы стали счастливыми обладателями карты Vodafone, а это значит, что мы были на связи. Да и болгарский язык немного понятнее греческого.

Квартира была просторная и веселая — такого прикольного ремонта я еще не видела. Розетки, полуприбитые на разных уровнях, неожиданно закончившийся посередине комнаты плинтус, разные уровни пола. «Это Болгария, детка», как сказала бы Нина из Софии. За четыре дня я поняла, что к болгарскому гештальту можно больше не возвращаться. Мы встретились с друзьями, приобретенными в первую поездку, съездили на их виноградник, поцеловали Старый город. И, закрыв это направление навсегда, выдвинулись в обратный путь.

И знаете что? Без интернета ехать было веселее. Есть в этом какая-то изюминка, что ли…

На обратном пути мы запланировали ночевку в Будапеште — посвятили этому потрясающему городу полдня.

Заселения в Румынии, Венгрии и Люблине были бесконтактными: это когда на телефон приходит инструкция, где взять ключ, как найти парковочное место и саму квартиру. Не самый простой способ, особенно когда хозяева категорически не хотят выходить на связь, как это было в Люблине. Но опять же добрых людей больше, и нам на них катастрофически везло.

Люблинские апартаменты научили при бронировании в первую очередь изучать отрицательные отзывы. Высокий рейтинг далеко не всегда показатель такого же качества. Кроме усталого дивана с многочисленными следами прошлых постояльцев и грязных окон, нам досталась кровать с неприкрученными ножками. Когда эти ножки бесстыдно разъехались в разные стороны, муж чуть не съехался лбом с ногами. Пришлось собирать кровать нецензурными инструментами, то есть пальцами.

Кстати, я оставляла положительные отзывы по всем броням, и они были честные. А на мой правдиво отрицательный отзыв по квартире в Люблине буквально в течение пяти минут с Booking.com прилетело сообщение, что хозяева апартаментов выставляют мне счет в 80 злотых за «сломанные ручки». И такой бизнес может быть: сдаешь номер со скрытыми дефектами и выставляешь счет за якобы нанесенный ущерб. Разумеется, я написала, что отказываюсь подтверждать выдвинутые обвинения. На что Booking.com ответил: «Раз вы не виноваты, то можете не беспокоиться».

Сколько потратили

Семь стран, шесть транзитных ночлегов и полноценные полдня в Будапеште, 11 ночей на Эгейском море, четыре ночи на Черном, питание по принципу «хочу все, что вижу» и удачный шопинг, а еще полная свобода передвижений, красивейшие виды по пути и укоризненный жест пальцем от венгерского полицейского, который обогнал нас на автобане на скорости 160 километров в час.

А теперь итоги в валюте:

• Жилье — €1246.
  • Топливо — €500.
  • Виньетки — €103.
  • Питание в ресторанах — €500.
  • Продукты в магазинах — €335.
  • Развлечения, экскурсии и прочие приятные неучтенные моменты — €520.

В итоге получилось около €3200 на четверых, или €800 на человека. Пятнадцать дней на море и пол-Европы транзитом в шесть дней, 5 тыс. километров — решайте сами, много это или мало. Но чего точно много, так это впечатлений.

Еще немного выводов и рекомендаций

• Путешествовать на авто интересно, а если подготовить машину к долгому путешествию, то еще и приятно.
  • Маршрут надо тщательно продумать и изучить на предмет возможных ночевок и заправок, заранее озаботиться оплатой дорог.
  • Дорожных карт лучше иметь больше одной и с выключенным звуком, чтобы не нервировать мужа предложениями держаться левее, а потом резко повернуть направо.
  • Обязательно берите с собой детей, особенно если они взрослые и особенно если понимают английский язык.
  • Жить на море в пригородных поселках дешевле и местами гораздо приятнее, чем в большом курортном городе.
  • При бронировании жилья сначала просмотрите отрицательные отзывы, положительный вы всегда успеете оставить сами.
  • Бронируя апартаменты, вы получаете возможность сэкономить еще и на питании: купить продукты и приготовить самостоятельно — по крайней мере, завтракать в кафе мы точно не ходили.
  • Улыбайтесь венгерским полицейским и вообще всем полицейским, которые тоже любят быструю езду.
  • При прохождении белорусской границы всячески поддерживайте тех водителей из очереди, которые пытаются контролировать проезд мимо нее тех, кому «только посмотреть». Именно благодаря такому контролю ваша очередь начнет двигаться.
  • И последнее: глаза боятся — руки держат руль. Не бойтесь путешествовать, в мире много интересного и хороших людей.

Когда пройдет финальное голосование

Вместе с брендами бытовой техники для дома Evolution и аксессуаров для кухни Makkua совсем скоро мы объявим читательское голосование.

Оно начнется 29 октября в 10:00 и завершится в такое же время 4 ноября. Следите за обновлениями.

И коротко напомним про призы.

1-е место — пылесос Evolution Smart Clean DS2511.

вертикальный 2-в-1, аккумулятор, потребление: 300 Вт, регулировка мощности, турбощетка, док-станция с самоочисткой и зарядкой

2-е место — набор для вина и набор бокалов Makkua.

набор для вина (электроштопор/аэратор/нож для горлышка бутылки/подставка/пробка для бутылки), пластик, питание от аккумулятора

3-е место — комплект для кухни от Makkua.

электроперечница, питание 4 x AAA (R03), чаша 0.07 л, материал чаши: пластик, материал корпуса: пластик, белый
прямоугольная форма, материал: металл/пластик, 39x29 см

Полные правила можно почитать здесь.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by