Спецпроект

Автостопом до Китая? Да пожалуйста! Белорусы рассказывают о самом экстремальном способе путешествовать

28 857
27 августа 2024 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: архив героев. Коллаж: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Сорваться в поездку, чтобы увидеть что-то новое и насытиться эмоциями, — эти чувства знакомы многим. Но герои сегодняшнего текста пошли дальше и решили добавить путешествиям еще немного «перца». Купить билет, приехать в назначенное время в аэропорт или на вокзал? Слишком просто! Куда интереснее выйти на большую дорогу и испытать удачу в попытке словить попутку. Оказывается, автостопом можно путешествовать далеко за пределы страны: белорусы без проблем добирались и до Байкала, и до Китая, катались по Дагестану и Грузии. Если вы думаете, что такой вариант поездок — это слишком утомительно, готовы вас переубедить. Вместе с belbet погружаемся во все прелести автостопа.

«Мечтала о Байкале шесть лет»

Алла — опытный автостопер, путешествует таким способом последние семь лет. У нее за плечами маршруты из Беларуси в Россию, Украину и Грузию. Но была на карте мира еще одна точка, куда белоруска мечтала попасть последние шесть лет: озеро Байкал. Забегая вперед, со слов Аллы передаем: не пожалела, ведь от великолепия и красоты бескрайней воды в прямом смысле захватывает дух.

— В путешествиях автостопом для меня важна сама дорога. Еще автостоп — это своего рода маркер, чего ты можешь достичь. Доехать до Байкала я мечтала с 2018 года, но постоянно что-то не складывалось. Наконец в этом году решила: еду! Раньше автостопом я путешествовала из-за экономии, теперь доход позволяет летать на самолетах. Но я не хочу отказываться от эмоций и впечатлений, которые дают поездки «стопом». В первую очередь это возможность пообщаться с местными жителями, увидеть страну не с позиции туриста. Ты будто прикасаешься к настоящей жизни: часто водители рассказывают о местах, которые даже не отмечены в путеводителях. И это потрясающе!

Но у путешествия была еще одна цель: в каждом городе Алла хотела посмотреть заброшенные здания. Поэтому при составлении маршрута на карту наносились всевозможные объекты: старые кинотеатры, дома культуры и так далее.

— Кстати, одна автостопом я никогда не езжу. В ту поездку со мной отправился друг Никита — он разделяет мое увлечение заброшенными объектами. Как только мы приезжали в какой-то город, тут же шли его изучать: я специально заранее оставляла себе пометки в «Google Картах». Получилось посмотреть не все: мы были ограничены по времени.

Мой совет для всех начинающих стоперов: если в путешествии автостопом прокладываете маршрут до какого-то места, умножайте затраченное время на два.

В этот раз Алла с другом автостопом доехали от Москвы до Челябинска, потом от Екатеринбурга до Тюмени. Некоторые отрезки пути уже в процессе решили проехать поездом или автобусом. Девушка объясняет это так: ночью нужно дать себе возможность нормально выспаться. А вот для отдыха в дороге лучше всего подойдет фура: в них есть специальное место для сна. Словить такую машину — настоящее счастье для автостопера, и в этой поездке Алле с другом везло.

— Первое правило автостопщика — выезжать рано утром. Технически автостоп выглядит так: ты ставишь большой рюкзак на обочине и показываешь водителям знаки: «лайк» или «голосовать». При этом мы всегда следим, чтобы машине было удобно остановиться, обращаем внимание на запрещающие знаки. Не хочется, чтобы из-за нас водители нарушали правила, — объясняет героиня. — Деньги с нас ни разу не брали. Да, бывало, мы покупали водителю кофе, но это было только по нашему желанию. А если мы рассказывали, что экономим, кормили уже нас!

Чтобы сэкономить не только деньги, но и силы, в путешествие Алла берет палатку. Она пригодилась, например, в Казани: в шесть утра больше вариантов где-то поспать не было.

Наконец, преодолев тысячи километров, белорусы доехали до Байкала. Девушка говорит, что полностью растворилась в моменте, стоило только дотронуться рукой до холодной воды озера.

— Оказавшись там, на Байкале, понимая, что позади остались 5,5 тыс. километров, я обрела свое место силы. Я столько лет мечтала об этом путешествии — и вот, конечная точка! Когда я смотрела на воду, пришло осознание, как многого я могу добиться. Очень необычное ощущение.

Оказывается, не нужно иметь миллионы, чтобы открывать мир.

Байкал не отпустил меня до сих пор, я сразу почувствовала, что вернусь. Планирую полететь туда на день рождения в следующем марте, а может, даже доеду до Камчатки, — улыбается девушка. — Вообще, автостоп — это возможность очистить мысли, ты в прямом смысле перевоплощаешься и иначе смотришь на людей вокруг.

«Машину для нас поймали сотрудники ГАИ»

Татьяна и ее сестра каждый год выбираются куда-то вместе: совместное путешествие стало семейной традицией. Два года назад белоруски отправились в Дагестан — и не предполагали, что там в их жизнь ворвется романтика автостопа.

— От Москвы до Махачкалы мы долетели на самолете, дальше доехали до Дербента. Это невероятно красивый город, который расположен недалеко от моря. У нас был запланированный маршрут, но, оказавшись в стране, мы быстро поняли: с общественным транспортом и такси здесь очень сложно. Доехав до одной точки, попробовали заказать такси, но нам сказали, что есть только одна машина и она уже куда-то уехала, — с улыбкой рассказывает героиня. — Честно, с позиции доступности транспорта это была моя самая сложная поездка. Такого не было даже во время путешествий по Азии! Так что, кроме автостопа, других вариантов и не оставалось.

На вопрос «А не страшно ли?» Таня отвечает прямо: за десять лет, которые она провела в Индии, страхов у белоруски заметно поубавилось. Сестре героини было немного некомфортно, но, когда понимаешь, что с альтернативами сложновато, приходится соглашаться. К удивлению нашей героини, местные охотно подвозили туристок.

— Один из водителей высадил нас возле поста ГАИ. Я подошла к сотрудникам, рассказала о нашей ситуации и попросила помощи. Через пару минут они остановили еще одну машину, спросили, куда едет водитель, и попросили взять нас с собой. Денег за подвоз, кстати, не брал никто, хотя мы предлагали. Чаще всего останавливались обычные люди на недорогих машинах — все были очень дружелюбными! Думаю, они понимали, что другой возможности увидеть красоты страны у путешественников нет. Так что максимум ожидания на дорогах, который я помню, — это 20 минут.

В разговорах с водителями получалось не только узнать интересные факты о местах вокруг, но и получить полезные контакты. Несколько раз белорускам советовали родных и знакомых, которые сдавали комнаты или размещали в гестхаусах. Ловите лайфхак, как обойтись без сервисов бронирования.

— Благодаря поездкам и общению с местными мы погрузились в культуру страны и менталитет жителей. Многие, услышав, что мы из Беларуси, вспоминали картошку, сгущенку, говорили, что у нас вкусная еда, — улыбается героиня. — К нам относились очень доброжелательно. Мы очень многое узнали о жизни местных. Такого опыта не получишь, сидя в отеле. Так что автостоп добавил нашей поездке изюминку.

А что же впечатления от Дагестана? Он покорил белорусок красотами и необычными местами. Особенно Татьяне запомнилась заброшенная деревня Гамсутль. Подниматься до нее нужно час, но это, говорит героиня, однозначно стоит ярких впечатлений от горного места, где когда-то жили люди, а теперь тишина и только покинутые домики вокруг. Еще одна маствизит-локация, по мнению героини, — это деревня Гоор, где есть своя горная трасса «Язык тролля».

— От этого путешествия ничего особенного я не ждала. Да, знала, что там красиво, для любителей гор Дагестан вообще идеальный вариант. Но больше всего меня впечатлило отношение к путешественникам со стороны местных: они очень отзывчивые и всегда помогут. Я уверена: не стоит стесняться просить помощи, например обращаться с просьбой подвезти. Все когда-то были молодыми, авантюрными или же оказывались в сложных ситуациях.

В конце концов, это плюс одно приключение и возможность открыть для себя страну с неожиданной стороны.

«Ждали машину десять часов»

В свое первое автостоп-путешествие Назар отправился в 16 лет. Родители были в курсе и отпустили сына зарядиться впечатлениями. Спустя несколько лет парень решился на осуществление большой мечты — добраться от Минска до Китая, причем именно на попутках. Удалось? Да! И эту поездку он детально помнит даже спустя почти десять лет.

— В то время я интересовался восточной культурой, поэтому мне было интересно побывать в Китае. А еще хотелось уехать куда-то далеко и преодолеть сложный путь, где в первую очередь ты сталкиваешься с самим собой.

Детального плана, признается парень, не было, зато хватало решимости и азарта. Вместе с Назаром в путешествие отправилась его девушка. Спойлер: в поездке пара приняла решение расстаться спустя полтора года отношений. Денег в путешествие собрать не удалось, с собой у ребят было что-то около $60. Зарабатывать решили игрой на музыкальных инструментах — их брали с собой. Еще в рюкзаке нашлось место палатке.

— Маршрут автостопом до Китая выглядел так: Минск — Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Красноярск — Иркутск (Байкал) — Улан-Батор — Пекин. Затем из Пекина в Шанхай мы добрались на поезде. По дороге останавливались у родных, знакомых, бывало, нам подсказывали интересные места. Например, в Казани есть «Дом мастеров», где часто останавливаются удивительные люди, а на Байкале — священник, который за собственные деньги построил храм и пускает пожить по каучсерфингу. Мы его не застали, но знаю, что там постоянно кто-то останавливается. В Тюмени встретились с моей знакомой — она тоже автостопщица, путешествует с 15 лет. Кстати, у автостопщиков есть свое комьюнити — так или иначе, через одно-два рукопожатия мы все знакомы. Поэтому всегда стараемся помочь друг другу: сегодня ты «вписал» кого-то к себе домой, а завтра помогут тебе.

Чтобы корректно спланировать время на дорогу, Назар советует прикидывать так: в среднем автостопщик движется со скоростью 60 км/ч. В принципе, пару белорусов охотно подбирали на всех участках пути, проблем с транспортом не было. Платить водителям не приходилось — ведь в таком случае теряется весь смысл автостопа, уверен герой. Проще уже купить билет на самолет или поезд.

— Вообще, маршрут мы составляли на ходу. Бывало, от посещения каких-то городов отказывались. Например, решили не заезжать в Новосибирск. Помню, что погода была ужасная, всю ночь шел моросящий дождь, нас высадили в неудобном месте. Мы сильно поссорились с девушкой, разбили палатку на объездной, а утром на фуре уехали дальше.

Назар подтверждает: фуры — отличная возможность поспать. А еще дальнобойщики активно подхватывают автостоперов. Но везло белорусам в той поездке не только на трассах: например, пару бесплатно переправили через Байкал.

Наконец, после нескольких недель дороги ребята добрались до Китая. И сразу поняли: тысячи километров пути того стоили.

— Это были странные ощущения: когда ты в дороге, привыкаешь к движению. А потом раз — и ты в Китае, так далеко от дома! Китайцы без проблем нас подбирали, но их всегда удивляло, что мы добрались сюда автостопом. Мы, кстати, подготовились и скачали на телефон приложения с фразами на китайском. Но не всегда помогало: как-то 40 минут пытались объяснить местным, кто мы и чего хотим. Это был вызов!

В Китае Назар и его девушка провели месяц. Все это время они передвигались автостопом по разным городам, знакомились с местными, играли на улицах («заработка» как раз хватало на самое необходимое). Бывало, попадали в поле зрения полиции, но всегда обходилось вежливыми просьбами уйти играть в другое место. Вообще, с людьми паре везло: один китаец, с которым они случайно разговорились в кафе, предложил белорусам переночевать в его квартире. Утром же он уезжал в командировку и предложил ребятам бесплатно пожить в его доме.

— Увы, скоро нам пришлось уезжать: заканчивалась виза, а нарушение правил пребывания чревато серьезными последствиями. Поэтому мы купили билеты на поезд до Урумчи. А дальше решили возвращаться в Беларусь через Казахстан: почему бы не посмотреть еще одну страну?

Помню, машину на трассе ждали десять часов! Дул степной ветер, было очень холодно, пришлось надеть на себя всю одежду, какая была. Дико хотелось спать, есть — так себе ощущения, конечно.

Все сложности перенести легче, если воспринимаешь это как приключение. А еще помогает компания рядом, но важно, чтобы попутчик был готов к стрессовым ситуациям, подчеркивает Назар.

— Я встречал людей, которые говорили: «О, автостоп, круто, поехали!» — а в итоге из-за непонимания, как все устроено, сталкивались с кучей проблем. Я в дороге всегда прислушиваюсь к интуиции, это самое важное. Если чувствуешь подвох, то лучше не садиться в машину, а придумать вежливую причину отказа.

А что по части автостопа думаете вы?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

«Девушке поймать машину все же проще»

Илона решилась на первое путешествие автостопом в этом году: вдохновил парень. Вместе они отправились в Грузию и немалую часть пути проехали автостопом: во-первых, это бюджетный вариант побывать в новом месте, во-вторых, возможность попробовать что-то новое.

— Думаю, что в одиночку я бы не решилась ехать автостопом: слышала от знакомых истории, когда девушки попадали в опасные ситуации. В любом случае у путешественников есть несколько правил: вещи и документы держать в руках, деньги разбить на небольшие суммы и хранить в разных местах — на случай кражи. Но в 90% случаев людям я все же доверяла.

Маршрут составили такой: на самолете до Минеральных Вод, а оттуда — до Тбилиси автостопом. Нам повезло: там такой вариант передвижения очень популярен, так что добрались мы вообще без проблем. Самое долгое ожидание, пока нас кто-нибудь подберет, было всего пять минут! Но мы сделали вывод, что девушкам в этом плане везет больше, перед парнями машины останавливаются чуть реже.

А вот лайфхак, как поймать машину: нужно выйти на обочину и поставить перед собой рюкзаки. Это важно, чтобы водитель мог оценить масштаб багажа.

И конечно, все передвижения должны быть бесплатными.

— Когда водитель тормозил, мой парень сразу предупреждал: мы едем автостопом. Это всегда подразумевает, что ты не платишь, а дальше решает водитель. Пару раз нам попадались машины, которые оказывались такси — они были готовы везти за деньги, но мы отказывались.

Приехав в Грузию, Илона с парнем не только погуляли по городам, но и автостопом добрались до моря. Для этого понадобилось сменить три попутки, и все равно получилось добраться быстрее, чем на поезде.

Кстати, героиня рассказывает, что чаще всего их подбирали небогатые жители, бизнесмены или дальнобойщики.

— В фурах ехать бывало страшно: в Грузии будто нет правил дорожного движения. Мы могли на приличной скорости обогнать другую фуру на серпантине где-нибудь в горах — чуть ли не перекрещивались в этот момент! Вообще, автостоп показался нам безопаснее, например, маршруток. Мы проехали в местных маршрутках только один раз — и впечатлений хватило, — смеется девушка.

Илона уверена: путешествие автостопом позволило лучше узнать страну изнутри, ну и, конечно, поездка вышла очень бюджетной. Повторять такой опыт белоруска готова, но при одном условии: в дороге проводить не дольше дня.

— Эта поездка запомнится мне особенно. И не только потому, что это первый опыт путешествий автостопом: в Тбилиси парень сделал мне предложение.

Так что впечатления точно останутся на всю жизнь!

belbet — твоя мгновенная онлайн-лотерея. Регистрируйся в пару кликов — и вперед за сумасшедшими выигрышами!

Множество ярких и динамичных игр, простой и быстрый ввод и вывод средств, надежность. Испытай удачу и выиграй: крупные денежные призы, ежедневные розыгрыши, специальные награды за достижения и подарки — все это ждет тебя в belbet.

Живи ярче, лови удачу!

Спецпроект подготовлен при поддержке РУП «Белорусские лотереи», УНП 190000087.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by