28 июля 2024 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

«Французская мясорубка». В этой битве Первой мировой погибли сотни тысяч человек

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский. Иллюстрация: Максим Тарналицкий

Ровно 110 лет назад, 28 июля 1914 года, началась Первая мировая война — четырехлетняя бойня, в которую были втянуты страны со всех континентов. С одной стороны коалицию сформировала Германия и Австро-Венгрия (именно они развязали войну), а с другой — Франция, Россия и Великобритания. Одним из самых известных сражений Первой мировой стала битва при Вердене, прозванная в народе мясорубкой. За 10 месяцев 1916 года на относительно небольшой территории на северо-востоке Франции с двух сторон погибло, по различным подсчетам, более 800 000 человек. Но город выстоял — путь на Париж для немцев был закрыт. Журналисты Onlíner побывали в том месте и вернулись с фотоисторией.

Артобстрел был слышен в 160 км от Вердена

Верден — небольшой провинциальный французский городок, расположенный недалеко от границы с Германией. Он не больше нашего Дзержинска. Прогуливаясь по нему, видишь типичную французскую городскую застройку с мансардами, маленькими кафе на первых этажах и подпирающий небо объемный готический собор.

Однако чуть больше 100 лет назад центр Вердена лежал в руинах, его пришлось отстраивать практически с нуля.

Все началось в феврале 1916-го. Шел третий год войны. К тому моменту Германия уже несколько раз пыталась взять Париж, покорить своего главного соперника, но попытки были безуспешными. На этот раз было решено зайти со стороны хорошо защищенной и обустроенной крепости Верден на северо-востоке Франции. План немецких офицеров был понятен: от Вердена до Парижа всего несколько часов на автомобиле, и прорыв обороны в этом месте гипотетически позволял быстро захватить французскую столицу и приблизится к другому оппоненту  Великобритании.

Германия подготовилась к наступлению серьезно: для доставки оружия, боеприпасов, и военных были построены 10 железнодорожных линий, в тылу, чтобы разместить прибывших солдат, эвакуировали целые деревни. Что касается артиллерии, к району Вердена перебросили орудия с Восточного фронта и с Балкан. Среди них было 13 мортир «Большая Берта», предназначавшихся для уничтожения прочных фортификационных сооружений.

Собрав на небольшом участке шесть дивизий, немецкая утром 21 февраля артиллерия начала массированно обстреливать французов из 1200 орудий с правого берега реки Мез. Историк, телеведущий Инди Найделл рассказывал, что снаряды разрывались буквально каждую минуту.

Начальник генерального штаба Германии Эрих фон Фалькенхайм хотел, чтобы французский солдат ни минуты не чувствовал себя в безопасности.

За время 10-часового обстрела было выпущено порядка миллиона снарядов, а гул от взрывов, как потом напишет исследователь Дэвид Мейсон, был слышен в 160 км от Вердена. После такой встряски в атаку пошла немецкая пехота. «На второй день немцы удивили французов 96 огнеметами, а на третий прошли несколько миль и взяли в плен 3000 французов», — дополняет Найделл.

Немецкая армия продвигалась все дальше, взяв практически все форты, защищавшие Верден. Город, который считался неприступной крепостью, был буквально в двух километрах от противника. Среди военных началась паника.

Французское командование решило, что потеря Вердена может негативно отразиться на боевом духе военнослужащих, и позиции решено было удерживать. За короткое время французам удалось перекинуть к Вердену порядка 190 000 военных и начать массированные артобстрелы. Для этого единственная трасса, следовавшая в Бар-ле-Док, использовалась грузовым транспортом. Между собой во Франции ее называли не иначе как «Священной дорогой». «3500 автомобилей ежедневно доставляли 2000 тонн грузов, необходимых гарнизону, а войска получили приказ идти маршем по полям вдоль дороги. Любую сломавшуюся машину тут же сталкивали на обочину, чтобы не мешала круглосуточному потоку»,  писал историк Джон Киган.

Фалькенхайм был не против: он рассчитывал, что на оборону Вердена бросят огромные силы, и надеялся полностью уничтожить французов.

Что писали в мемуараха?

«25 февраля. Пятница. Вот уже пять дней, как армии кронпринца атакуют Верден с возрастающим упорством. Линия их наступления занимает фронт в 40 километров; бомбардировка неслыханной силы. Это самый трагический, самый, быть может, решительный момент войны времени битвы на Марне».

Морис Палеолог, французский политик, дипломат

Для борьбы с противником французы использовали совершенно разные методы. По просьбе французского главнокомандующего Жозефа Жоффра, российские войска для отвлекающего маневра должны были нанести удар по кайзеровцам. Французский посол в России даже показал Николаю II фильм о храбрости защитников Вердена. В итоге русские начали небезызвестную Нарочскую операцию.

Вскоре немецкие военнослужащие стали испытывать серьезные проблемы. Французы давали отпор и отчаянно сражались за Верден. К слову, в те дни среди раненых и взятых в плен около форта Дуомон оказался 25-летний капитан Шарль де Голль, ставший в будущем премьер-министром страны.

В итоге французам удалось сдержать напор противника, и сражение превратилось в затяжную траншейную войну. У немцев ничего не вышло. Благодаря Брусиловскому прорыву и успешной операции союзников на реке Сомма Германия начала отступать.

«Ад не может быть таким ужасным»

На минуту отвлечемся от исторической хроники и заглянем в окопы. Во время событий под Верденом солдаты пребывали в ужаснейших условиях. Как писал британский историк Энтони Клейтон, дождь и постоянные артобстрелы превратили глинистую почву в пустошь, месиво из грязи, человеческих останков, обломков зданий и укреплений. Из-за дождя земля была настолько вязкой, что военные рисковали утонуть в трясине. Происходящее производило на солдат шокирующее впечатление.

Один из французских офицеров писал в дневнике: «Я не могу найти слов, чтобы передать свои впечатления. Ад не может быть таким ужасным. Люди безумны!»

Медики не могли проводить тяжелые операции в траншеях. Тяжелораненых старались эвакуировать, а тем, кому было суждено умереть, вводили морфин, чтобы облегчить предсмертные муки.

На передовой рядом с солдатами жили еще одни враги — мыши и крысы: их привлекали продовольственные запасы, мусор и оставшиеся на поле боя тела. Ловили грызунов специально обученные люди, собаки и кошки. Как уберечь себя в землянке от таких соседей? На этот случай у французов бы свой лайфхак: некоторые солдаты перед сном накрывались металлической сеткой, которая не позволяла грызунам кусать спящего.

Часть экспозиции восстановленной траншеи в Шаттанкуре

Несмотря на все эти ужасы, французы выстояли и в декабре вытеснили немцев на те позиции, которые они занимали до наступления на Верден. Историки считают, что никаких стратегических результатов эта операция не принесла: линия фронта осталась на прежнем месте. При этом идея Германии прорваться в 1916-м к Парижу полностью провалилась. По разным подсчетам немецкие потери составили около 400 000 человек.

Для Франции же эта победа стала символом храбрости и мужества. В ноябре 1916-го городской совет Вердена учредил памятную медаль, которую вручали участникам битвы. Несмотря на свой неофициальный статус, эта медаль считалась очень почетной.

Для того чтобы понять, что такое Верденская битва, можно просто прокатиться час на автомобиле по окрестностям. Шесть деревень, разрушенных немецкими артобстрелами, так и не восстановили. Среди них — Во-деван-Дамлу. Новый населенный пункт с таким названием основали рядом с прежней деревушкой.

Такая же участь постигла Флери-дева-Дуомон. Во время битвы деревня 16 раз переходила то к немцам, то обратно к французам. Сейчас на этом месте, испещренном воронками, стоит мемориал с часовней.

Весь район Вердена буквально усеян мемориалами. Едва ли не в каждой деревеньке есть могилы и упоминания о местных жителях, погибших на войне.

Наряду с предельно понятными памятниками можно встретить и метафоричные композиции. Вот так под видом поверженного льва (ранее весьма распространенный символ в баварской геральдике) французский скульптор изобразил падшего врага.

Местные кладбища поражают своими размерами. Неподалеку от Вердена находится оссуарий Дуомон. В огромном склепе находятся остатки 130 тысяч неопознанных военных, погибших у Вердена. Еще 16 тысяч похоронены на кладбище рядом.

Это одно из самых крупных захоронений во всей Франции.
Епископ Жинисти — инициатор создания оссуария Дуамон. Фото: Фонд оссуария Дуамон.

Возвели оссуарий по инициативе местного епископа Шарля-Мари-Андре Жинисти: он собирал деньги на мемориал во время поездок за рубежом. К примеру, строительство башни, которая одновременно напоминает снаряд и рукоятку меча, оплатили американцы. Государство выделило на завершение строительства 1 млн. франков.

Официальное открытие состоялось 7 августа 1932 года.

О городах, регионах и странах, жители которых помогли пожертвованиями, напоминают 170 гербов, изображенные на фасаде склепа.

Рядом с военнослужащими-католиками покоятся и мусульмане, сражавшиеся за независимость Франции.

Огромное количество останков находится в склепе рядом с кладбищем.

Дуомон стал местом примирения Франции и ФРГ. В 1984-м здесь состоялась встреча канцлера Германии Гельмута Коля с тогдашним президентом Франции Франсуа Миттераном, а в 2016-м — встреча Ангелы Меркель с Франсуа Оландом.

Еще один огромный некрополь — Мез-Аргон — расположен недалеко от Дуомона. Здесь лежат погибшие американские солдаты, участвовавшие в Мез-Аргонском наступлении в 1918-м. Это самое большое захоронение солдат США в Европе: 14 246 человек.

Из-за беспрецедентных масштабов Первой мировой, которая завершилась в 1918-м перемирием, интеллектуалы называли ее «войной, которая должна положить конец всем войнам». Звучало красиво, но, увы, как показало время, наивно.

Читайте также:

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by