«Лапы», «ласты», «лыжи», «лопаты» — краткий обзор нежных прозвищ, которыми награждают ноги большого размера. И если мужчины обычно не обращают на такие «мелочи» внимания, то девушки нередко начинают комплексовать. Проблема еще и в том, что обуви размера 42+ практически нет в женских магазинах. Поговорили с белорусками, для которых покупка обуви — особая тема.
— Проблемы с обувью были столько, сколько себя помню. В детстве я росла очень быстро и моя нога вместе со мной. Однако стопа удлинялась, но не набирала полноту. В детских отделах найти обувь уже не могли, а взрослая мне была слишком широка. Лет в 13 моя нога стала 41—42 размера. Кстати говоря, обувь на каблуке почему-то всегда была чуть больше, чем на плоском ходу. Поэтому лет до 23 я почти всегда, особенно в холодное время года, гоняла на каблуках. С ростом 180. (Смеется.)
Летом было проще найти какие-то босоножки, унисекс-кеды, тем более кроссовки — раз плюнуть. А вот белые свадебные туфли я так и не нашла. Пришлось купить красные и под них такое же платье. Зато не как все. (Смеется.)
Когда Наталья набрала вес, нога стала еще больше. К 28 у нее был полноценный 43-й. На выручку пришла мужская обувь. Из женского брала любую, которая надевалась на ногу, а потом еще месяц разнашивала. После такого опыта Наталья уверена: любая жидкость для растягивания обуви — чушь. И спустя время девушка от таких экспериментов решила отказаться. Теперь ищет обувь на маркетплейсах — строго под свой размер. Причем никогда не экономит: обуви должно хватать на несколько сезонов, чтобы не пришлось проходить через поиски снова.
— Последняя обида, которая до сих пор актуальна, — я очень захотела себе казаки на среднем каблуке. Красивые, женские. Единственного производителя нашла за границей, откуда нет доставки в Беларусь. У нас обращалась ко многим обувным ателье — шьют только до 41-го. Я до сих пор не смирилась с этим.
— Когда я еще была подростком и мы с отцом ходили покупать вместе обувь, продавцы всегда думали, что мы ищем для него. И хоть мой размер сейчас 43-й, с этим все непредсказуемо. Как-то пришлось купить зимнюю пару даже 46-го — именно она подошла по размеру. Кстати, и с мужской обувью иногда возникают проблемы: 43-й может маломерить. Что касается комментариев, то «ластоногая» и «йети» — в порядке вещей. Хотя и рост высокий — 176. Вроде бы все пропорционально.
Как и у других обладательниц крупной ноги, проблемы с обувью у Кати начались в подростковом возрасте. Из нетипичного — вполне среднестатистический рост в 170 см. А еще — очень высокий подъем и широкая щиколотка.
— Когда знакомые узнавали мой размер ноги, начинали приставлять свою обувь к моей, чтобы убедиться, что я не вру. Были мелкие дружеские шутки про ласты или лягушачьи лапки, но меня это никогда не задевало. Однажды на природе моей подруге с маленькой ногой было не во что переобуться, и я дала ей одни из своих кроссовок. Учитывая всю миниатюрность ее фигуры, это выглядело очень смешно, как будто на нее надели ботинки клоуна. (Смеется.)
В школьный период обувь Кате выбирала мама: строгую и неудобную, но подходящую под форму. Зато после окончания школы девушка полностью отказалась от неудобных женских вариантов. В теплое время это тканевые кроссовки из мужского отдела. Женские модели — исключительно на выход. Еще одна любовь — походная обувь, которую Катя носит в холодное время года. Единственная пара на каблуках была надета всего раз — на выпускной.
— Могу сказать в целом, что проблема женской обуви — в очень узкой колодке и низком подъеме. Она же вообще не анатомическая! Моя нога туда просто не вмещается. Однако думаю, и девушкам с меньшим размером, но все равно широкой ногой, тоже неудобно, когда пальцы «в кучку».
Как-то я видела бренд анатомической обуви — и это было волшебно. Она женская, но правильной формы, очень комфортная, хотя внешне несуразная. Не купила только из-за того, что она была из кожзама. Но я отношусь к выбору обуви только с одной позиции — удобства. Идею покупать на размер меньше, чтобы было красиво, совершенно не понимаю.
— Первое воспоминание на эту тему — когда классе в седьмом было очень модно носить сабо, а мы поехали на уже несуществующий рынок «Динамо» и смогли купить мне только какие-то шлепанцы. Я была разочарована. (Смеется.)
С 42-м размером ноги в подростковом возрасте Надя могла найти обувь только в Belwest. Потом в Минске появились точки с турецкой женской обувью до 44-го размера. А после девушка открыла для себя мир шопинга через каталоги «Отто». Методом проб и ошибок подобрала для себя испанского производителя, который шьет эстетичную обувь, и вопрос был решен. Однажды даже упрашивала в 7 утра открыть почту, только бы не упустить долгожданные ботфорты. В июне.
— Долго мой размер обуви был табуированной темой. Я ее ни с кем не обсуждала. Муж сам обратил внимание. У него, кстати, неполный 43-й — чуть меньше, чем у меня. Как-то я промахнулась с размером кед, и они перешли мужу. Кстати, в том, что касается кроссовок и ботинок, я могу ему сама спокойно подобрать пару, а он мне.
Ошибаться с размером обуви во время онлайн-покупок — с кем не бывало. Так и Надя однажды не разобралась с европейской и американской размерной линейкой и случайно заказала женские сапоги на каблуке 45-го размера. Если кто-то из девушек мечтает о такой паре — она готова передать в добрые руки.
В быту у Надежды есть одно правило, связанное с обувью: в гостях она всегда отказывается от тапочек.
— Обычно это обувь среднестатистического 38-го размера. А у меня в нее даже нога не влезает. Так, два пальца держатся. (Смеется.)
— Я просто ненавижу выбирать обувь. Это началось с подросткового возраста, когда был пик желания красиво одеваться. Помню, продавцы постоянно говорили фразу: «Ну чего вы хотите! Со своим размером вы лучше не найдете». Меня это очень раздражало.
В чем-то это и правда. Закрытых туфель у меня не было со времен школы. Даже на свадьбу это были босоножки с открытым задником. Ношу их уже 7 лет! Свисающая пятка — это тоже выход. (Смеется).
Но глобально жертвовать комфортом я не готова. Лучше неделю потрачу на поиски. Раньше выходом был магазин женской обуви с нестандартными размерами. Но качество там было несопоставимо с ценой. Один раз я даже не выдержала и в сердцах высказала, что они зарабатывают на нашей проблеме. Сейчас — немецкая обувь, там часто есть модели до 43-го. Но раскупают их очень быстро.
Переживания по поводу размера ноги для Эмилии еще свежи. Она хорошо помнит период, когда вместо яркой обуви с бабочками, блестками или сказочными персонажами ей приходилось выбирать из черно-коричнево-бежевых классических женских моделей. Аналогичная проблема была и с одеждой — из-за высокого роста. На выпускной пришлось идти в обуви на плоской подошве. У юной девушки начали появляться комплексы, а нога только продолжала расти.
И Эмилия попала в классическую ловушку: раз в магазинах нет 42-го, нужно брать 41-й и разнашивать. Как итог — постоянные мозоли, проблемы с пятками и следы деформации косточки на большом пальце. И это в 18 лет. Носить мужскую обувь девушка пока не готова.
Все наши героини сходятся в одном: период ношения кроссовок — самое счастливое время в году. Хотя часто и приходится выбирать из небюджетных брендов. Но эти пары хотя бы существуют. А вот поиск зимней обуви — то еще испытание.
По словам Эмилии, производители женской обуви как будто даже не догадываются, что нога может вырасти больше 41-го размера. Хотя в ее окружении немало девушек с аналогичной проблемой — вплоть до 45-го.
Героинь для статьи мы искали через соцсети, однако на поиск откликнулся в том числе Андрей. Больше 15 лет он продает обувь на рынке. По его наблюдениям, за этот период девушек с большим размером ноги стало гораздо больше.
— Часто приходят девчонки и сразу смотрят в сторону мужских моделей. Обычно просят 42—43-й. Был рекорд: пришла женщина лет 50, 45-й ей поджимал, взяла 46-й. Как правило, если размер подошел, очень быстро рассчитываются и уходят. Возможно, стесняются, что продавец мужчина. Видно, что им как будто неловко. Часто не смотрят на модель: лишь бы размер подошел, — рассказал Андрей.
Обычно размер ноги устанавливается в подростковом возрасте. У девочек уже с 12—13 лет рост ног замедляется, но может продолжать меняться до 21—22 лет. Есть теория, что ноги растут на протяжении всей жизни. Ортопеды это отвергают. Размер ноги может увеличиваться, но происходит это из-за лишнего веса: увеличивается давление на стопы и ослабляются связки. То же самое происходит у некоторых женщин в период беременности — при серьезном наборе веса. Но после нога уже не может вернуться к предыдущему размеру. Если же увеличение ноги было связано с отеками, после родов это проходит.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by