20 998
11 января 2024 в 10:00
Источник: Игорь Алексеев. Фото: из открытых источников
Спецпроект

От аналога пинг-понга к трехмерным матчам. Как выглядели футбольные симуляторы из лампового прошлого

Источник: Игорь Алексеев. Фото: из открытых источников

К 2024 году легендарная серия игр FIFA от EA Sports успела монополизировать весь рынок футбольных симуляторов, несмотря на перерождение под названием EA FC и сомнительные, по мнению некоторых, решения вроде смешения мужского и женского спорта. Некогда народно любимый PES конкуренции не выдержал. Вот и кажется, что веселое казино с аттракционами в виде наборов со случайными игроками, на которые аудитория тратит миллионы реальных денег, с нами всерьез и надолго. Но сегодня вместе с Betera предлагаем вам хотя бы на несколько минут отвлечься от мрачного будущего, в котором всем правит одна навязчивая корпорация. Отправляемся в прошлое, где передовые разработчики только-только изобретают цифровой футбол, экспериментируя и откровенно развлекаясь.

Нарезки матчей из современных футбольных симуляторов, в частности, конечно, EA FC, можно легко спутать с футбольными трансляциями — настолько далеко успели шагнуть технологии. Если геймплею все еще временами не хватает реалистичности из-за очевидно аркадной составляющей, не всегда адекватных скриптов и фантасмагоричных багов, то в визуальном плане симуляторы уже близки к идеалу. Особенно в тех случаях, когда Electronic Arts добираются до лицензированных клубов, где с игроков не только снимают внешность до последней щетинки на лице, но и оцифровывают каждое их движение, фирменные жесты и нервные тики.

Первые же футбольные видеоигры в истории на этот вид спорта не были похожи даже отдаленно. Давайте посмотрим на них.

Пинг-понг вместо футбола и покровительство самого Пеле

Первый «футбольный» симулятор (скорее аркада, конечно) вышел на давно забытой консоли Binatone TV Master MK IV, которая предлагала пользователю сыграть в теннис, сквош или футбол, генерируя каждую из спортивных забав на основе легендарного олдскульного артефакта от Atari под названием Pong.

По сути, геймплей при выборе футбола вместо тенниса отличался только тем, что вместо одной линии-ракетки, которой игрок должен был отбиваться от атак противника и пытаться загнать квадрат-мяч в его «ворота», появлялась еще одна дополнительная. Символизируя собой, видимо, всех остальных полевых игроков. Комично еще и то, что футбол был эксклюзивом консоли для европейской аудитории, в то время как жители Америки вместо него наслаждались хоккеем, который, впрочем, от футбола не отличался ничем.

Однако уже в 1979 году разработчикам компании Intellivision удалось презентовать аудитории новый эксперимент, куда более близкий к футболу. В цветной NASL Soccer вместо линий-ракеток из Pong выдавали себя за атлетов схематичные игроки, на поле появилась разметка и ворота, да и само количество полевых выросло. Правда, кроме ведения мяча и неотличимых пасов и ударов, геймплея в игре особо и не было. Но, как оказалось, этого достаточно, чтобы выглядеть лучше проекта Pele's Soccer, который был выпущен на Atari в 1981 году.

NASL Soccer

Компанию-производителя «симулятора», вероятно, и не интересовал крен в еще больший реализм. Достаточно было лицензии на использование имени «короля футбола», чтобы только за счет этого зарабатывать деньги. В плане геймплея Pele's Soccer откатился к играм, основанным на Pong — с полой нишей вместо ворот и видом сверху на бесформенные пятна вместо игроков.

Неограненные алмазы прошлого

Пока игра со знаковым именем Pele's Soccer отказывалась от какого-либо прогресса, нашлись проекты, решившие идти дальше.

Так, например, в 1983 году на домашнем компьютере Commodore 64 стала доступна игра International Soccer — фактически тот же NASL Soccer, но с куда более адекватной графикой в духе времени и даже анимированными трибунами, реагирующими на забитые мячи.

Парой лет позже свой футбол появился и на культовой приставке NES (Nintendo Entertainment System) под прямолинейным названием Soccer. В очередной раз это было авторским прочтением International Soccer в 8-битной графике и соответствующим раздражающим саундтреком.

Параллельно с этим прорыв случился в сфере игр для аркадных автоматов. Tehkan World Cup предпочел использовать вид сверху, но при этом очень здорово проработал передвижения игроков, общую плавность геймплея и благодаря особому контролеру «трекбол» дал игрокам возможность достаточно гибко выбирать силу и направление паса или удара.

Финансово успешным проект не стал, так как в это время домашние компьютеры и приставки начали завоевывать все большую популярность у первых поколений геймеров, оттесняя аркадные автоматы. Плюс ко всему тот самый уникальный «трекбол» страдал от ряда технических проблем, что могло здорово испортить удовольствие от игрового процесса. Тем не менее Tehkan World Cup вдохновил разработчиков и продолжил жить в других не менее знаковых проектах, первым из которых стал MicroProse Soccer.

Секунду назад упомянутый проект, по сути своей, просто адаптировал Tehkan World Cup для Commodore 64, Atari ST и MS-DOS, накатив сверху дополнительные прорывные фичи вроде погодных условий, влияющих на скорость игроков на поле. Еще появилась возможность просмотра повторов забитых мячей. Но и этого было достаточно, чтобы жанр начал двигаться в нужную сторону и завоевывать любовь аудитории.

Первая «киберфутбольная» война

Еще больше геймплейных новинок появилось в 1989 году в первой игре серии Kick Off (включая уникальные характеристики игроков, травмы и скачки настроения у судей, что порой влияло на ход матча). Игры серии поначалу продолжали опираться на уже классический вид сверху, но по своей популярности они стали аналогом FIFA за десяток лет до становления детища EA Sports. И как у FIFA, у Kick Off было персональное противостояние с другой франшизой.

Sensible Soccer, первоначально выпущенный для Amiga и Atari ST, не смог превзойти Kick Off графически, несмотря на то что был выпущен на несколько лет позже. При этом некоторые дизайнерские решения сделали игру куда более привлекательной и реалистичной для аудитории. Например, разработчики приняли решение отдалить камеру от пиксельных футболистов, тем самым разместив на экране больше половины поля, что позволяло геймерам с большей уверенностью конструировать владение мячом и контратаки.

Плюс ко всему Sensible Soccer был доступен на большем количестве систем — от Amiga и Atari ST до Xbox Live Arcade и даже Windows. Серия успела просуществовать с 1992 года по 2007-й.

Пока разработчики Sensible Soccer старались увлечь аудиторию первоклассным по тем временам геймплеем, авторы Kick Off расширяли горизонты. Еще в 1990 году они выпустили хит под названием Player Manager, в котором игроки могли не только управлять футболистами на поле, но и попробовать на вкус бремя менеджерства в спортивном клубе, включая трансферные войны и настройку тактик. Играть матчи персонально было не обязательно, исход поединка мог симулировать компьютер, учитывая все вводные.

Этот же режим появился во второй части Kick Off, а вскоре вдохновил разработчиков игры Championship Manager, которые сместили акцент именно под действия футбольного тренера. В будущем эта серия превратилась во многими любимый Football Manager.

Интересно, что игра с таким названием и подходом успела выйти в мир еще в 1982 году, однако была исключительно текстовым симулятором карьеры с редкими визуальными иллюстрациями.

Еще одним важным новшеством, характерным для футбольных симуляторов конца 1980-х и начала 1990-х, стала возможность играть не только за безликие команды в разных футболках, но и за вполне реальные сборные.

Да, очевидно, что побегать за фигурку с именем любимого футболиста удавалось не всегда. Зато как минимум выйти за сборную Англии против сборной СССР — вполне. Плюс ко всему уровень сборных и качества их игроков соответствовали актуальному положению в реальном футболе, что тоже влияло на восприятие игрового процесса.

Всерьез и надолго

Противостояние Sensible Soccer и Kick Off начало выдыхаться в середине 1990-х, и случилось это не без участия будущего гегемона. В 1993 году компания Electronic Arts выпустила FIFA International Soccer. Разработанная под 16-битную графику игра отошла от прямолинейного вида сверху, сменив ее изометрической камерой, которая создавала иллюзию трехмерного действа. Даже отсутствие какого-либо аналога режиму карьеры не помешало проекту стать откровенным хитом.

На успех, свалившийся на голову первой FIFA, не рассчитывали даже разработчики. Только в Великобритании за месяц игра разошлась тиражом в 500 тысяч копий. И даже в Штатах, далеких от «соккера», она возглавляла чарты. Уже в следующем году вышло продолжение — с этой традицией приходится жить и нам, ежегодно отдавая кровные за новую «фифку».

Почти одновременно с FIFA вышел и ее будущий главный конкурент под названием International Superstar Soccer, который вскоре переименовали в Pro Evolution Soccer.

Игра со старта уступала детищу EA и в графическом плане, и в геймплейном, но со временем по части технических достижений обошла соперника и стала выбором людей, предпочитающих реалистичность и нелинейность аркадности и глянцевой яркости. Впрочем, в последний раз монетизация PES была близка к FIFA еще в 2009 году, после этого — только стагнация.

Что интересно, и FIFA, и ISS не стали первопроходцами в сфере трехмерных футбольных симуляторов. Первым проектом, отправившим «ногомяч» в три измерения, стал проект для аркадных автоматов от Sega, Virtua Striker. Впрочем, игра больше напоминала современные мобильные футбольные проекты своим скудным масштабом и бедностью геймплея. А на домашних консолях она не была доступна вплоть до сиквела, когда уже откровенно не могла соответствовать конкурентам.

Вторым уже куда более полноценным трехмерным футбольным проектом стала игра Actua Soccer от Gremlin Interactive из Шеффилда. Графическое буйство обеспечивала технология захвата движений, которую применили к игрокам клуба «Шеффилд Уэнсдей», и поначалу симулятор даже смог пробить объем продаж в миллион копий. Однако первые же трехмерные версии FIFA и PES уничтожили все амбиции проекта — две большие корпорации съели соперника, чтобы отправиться на рандеву с очевидным финалом в 2000-е.


Партнер проекта — Betera

Betera проводит новогоднюю ярмарку! Заходите на сайт betera.by и открывайте новые бонусы и развлечения каждый день! Карусель фрибетов, колесо обозрения фортуны и шар предсказаний на 2024 год — открывайте адвент-календарь Betera и заряжайтесь новогодним настроением!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by