Журнал Time объявил своего «человека года» — им стала американская певица Тейлор Свифт. За почти столетнюю историю знаменитой номинации это первый случай, когда самой значимой персоной года стал не политик, не бизнесмен и не общественный или духовный деятель, а поп-звезда (по уровню влияния, впрочем, уже сопоставимая). Вкратце вспоминаем, чем запомнилась Свифт в 2023-м: организовала самый масштабный тур в истории, подняла экономику целых городов и сделала революцию в киноиндустрии. Шейк ит офф!
Мировое турне Тейлор Свифт под названием Eras Tour включает в себя 146 концертов в 20 странах мира. На каждом из шоу артистка исполняет около 45 песен, а целиком выступления длятся больше трех часов. Свифт откатала еще далеко не все концерты, однако ее тур уже превзошел по масштабам самые громкие серии выступлений AC/DC, Rolling Stones и Элтона Джона. Рекордно прибыльный прощальный тур последнего Свифт уже оставила далеко позади в плане кассовости — и это лишь начало: Eras Tour закончится только в декабре 2024 года, и то, если певица не захочет его продлить.
Певица анонсировала старт Eras Tour в 2022 году, и за первые сутки 14 миллионов фанатов обвалили сайт с билетами. Каждое шоу в среднем посетили 72 тысячи человек. Официально проходка на концерт Свифт стоит в районе $455, но в реальности поклонники готовы тратить на них по несколько тысяч долларов, покупая с рук. И это еще если повезет. Весь год шоу Свифт были, возможно, самыми труднодоступными мероприятиями в мире.
Кроме того, любой из городов, куда приезжает выступать Свифт, задолго до дня шоу ощущает на себе мощный экономический эффект. Например, мартовские концерты в Лас-Вегасе впервые подняли цифры посещаемости города на доковидный уровень, а в Чикаго зафиксировали рекордный трафик за 3 года и заполняемость гостиниц на 96,8%. По разным подсчетам, фанаты Свифт в дни концертов пополняют городскую казну в среднем на $2 млн, а общая прибыль от их проведения в одних только США составит около $5 млрд. Это больше, чем ВВП 45 стран мира.
Певице через неделю исполнится 34 года, и ровно к этому возрасту цифра ее состояния перевалила за $1 млрд. $400 млн из них — от музыкальных релизов с 2019 года, $370 млн от продажи билетов и мерча и $110 млн от ее недвижимости. Авторитетное издание Bloomberg подчеркивает, что Свифт стала одной из немногих артисток, которые достигли богатства исключительно с помощью альбомов, концертов и маркетинговых кампаний выступлений, а не благодаря сторонним бизнесам.
Фильм-концерт The Eras Tour, документирующий буквально все карьерные эпохи поп-звезды, вышел в мировой прокат 13 октября и еще на предпродажах билетов побил все мыслимые и немыслимые рекорды, заработав $26 млн всего за три часа. За следующие же две недели трехчасовая запись одного из концертов Свифт умудрилась стать самым прибыльным фильмом года.
А как же «Барби», которая собрала миллиард с лишним, спросите вы? С ней все в порядке, просто у фильма Греты Гервиг не такая большая разница в цифрах между сборами и бюджетом. The Eras Tour стоил всего $15 млн, а собрал в прокате совсем чуть-чуть меньше $250 млн. Окупаемость в 16,5 раза была достигнута практически без вложений в рекламу: Свифт достаточно было сделать несколько постов в соцсетях, чтобы люди по всему миру побежали в кинозалы горланить песни, будто бы на настоящем концерте.
@velusauria Mi sala la re vivio con Shake it off #theerastourfilm#taylorswift#peru#lima♬ sonido original - velusauria
Что еще важно, певице удалось совершить маленькую, но все-таки революцию в кинопроизводстве: The Eras Tour был снят без патронажа и посредничества голливудских студий — такое вот «крафтовое» производство. Выпуск киноверсии концерта Свифт тоже организовала самостоятельно, напрямую договорившись с кинотеатрами — так тоже в прокатной индустрии все, у кого есть деньги, давно уже не делают.
Ноябрьские концерты Свифт в Буэнос-Айресе прославились в том числе палаточным лагерем, который еще в июне поклонники разбили рядом со стадионом, — все ради того, чтобы в числе первых оказаться в фан-зоне. Организаторы даже придумали для самых стойких набор правил: нужно было находиться в палатке не меньше 60 часов в месяц и хотя бы раз в месяц оставаться там на ночь. Каждый час в палатке во время дождя засчитывался за два и повышал шансы оказаться рядом со сценой.
Разумеется, некоторые местные наладили там самый очевидный бизнес: за деньги тусовались в палатках за желающих попасть на концерт. За час в среднем брали по $2 — плюс расходы на питание и прочие сопутствующие нужды.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро