11 527
29 ноября 2023 в 10:30
Источник: Егор Корытько

Андроиды-клоны и Tinder по ногтям: смотрим две новые фантастические мелодрамы в духе «Черного зеркала»

Источник: Егор Корытько

Сериал «Черное зеркало» за десять с лишним лет существования успел стать нарицательным. Теперь каждую минималистичную научную фантастику про ближайшее будущее и какой-нибудь гаджет, вносящий хаос в человеческие отношения, виртуально приписывают к альманаху британца Чарли Брукера. В ноябре на стримингах вышло сразу два похожих фильма — посмотрели и рассказываем, стоит ли вам.

«Недруг» — история кризиса отношений в мире на пороге апокалипсиса

В очередном недалеком будущем человечество опять довело планету до перенаселения, засухи и прочих катаклизмов — и уже собирается сбежать куда-нибудь подальше в космос. Об этом молодые супруги Генриетта и Джуниор, живущие на старой семейной ферме, узнают, когда посреди ночи к ним наведывается незнакомец. Мужчина представляется сотрудником программы по переселению и заявляет, что Джуниора случайным образом выбрали для ее тестирования: целый год он должен прожить на орбитальной станции.

Отказаться якобы нельзя, да и смысла особого нет: все равно эвакуироваться с Земли будут рано или поздно все, а тут есть шанс сделать это в числе первых. Чтобы Генриетта не скучала, ей вместо мужа на время выдадут андроида — его точную копию; перед этим чиновник должен поселиться в доме пары и составить психологический портрет Джуниора. Постепенно коварный пришелец начнет провоцировать пару на всякого рода токсичные взаимодействия — сначала ради тестирования, потом как будто бы всерьез.

«Недруг» — новая режиссерская работа австралийца Гарта Дэвиса, который семь лет назад прославился дебютом «Лев», слезоточивой драмой про индийского паренька, искавшего семью через «Гугл Карты». Тот фильм получил сразу шесть номинаций на «Оскар» — не без агрессивного промоушена Харви Вайнштейна (это был последний большой проект одиозного продюсера), но все-таки. Дебют в научной фантастике тоже заочно выглядел как потенциальный претендент на награды, как минимум за сценарий: «Недруг» снят по титулованному роману Иэна Рейда.

Главные роли сыграли четырехкратная номинантка на «Оскар» Сирша Ронан и Пол Мескал, в этом году тоже претендовавший на статуэтку за инди-хит «Солнце мое»

Оригинальное произведение — полное недосказанностей и скупое на прямые эмоции — Дэвис переносит на экран довольно близко к тексту, так что в его «Брачной ИИстории» супруги либо многозначительно молчат, либо перебрасываются абстрактными воспоминаниями, пока их отношения медленно, утомительно и, в общем-то, почти необъяснимо засыхают, будто местные пшеничные поля. Фантастических элементов еще меньше, чем подробностей семейного кризиса: пару раз покажут похожий на Tesla Cybertruck автомобиль и мельком космическую станцию — на этом, по сути, все. В остальном герои просто поэтично томятся на фоне выцветших пасторалей в ожидании конца то ли брака, то ли света; зритель — в ожидании какого-нибудь твиста. Не зря же все происходящее сильно напоминает один из эпизодов свежего сезона «Черного зеркала» — «За морем».

Твист будет не то чтобы неожиданный, но слегка шокирующий и связанный, как можно догадаться, с этической дилеммой по поводу эксплуатации ИИ-клонов. Режиссер, впрочем, дает тему впроброс, будто бы понимая, что ни до Чарли Брукера, ни до Спилберга с его «Искусственным интеллектом» все равно не дотянет — и уводит все в сторону абстрактных размышлений о человеческих отношениях. Что, если мы со временем в глазах вторых половинок превращаемся просто в копии себя прошлых? Общие воспоминания — на самом деле общие или у каждого своя версия? Или как быть, когда любишь не партнера, а фантазию о том, кем бы он мог стать? На все эти вопросы будут не совсем уж внятные ответы, но хотя бы приятно смотреть, как их ищет идеальный ирландский дуэт Пола Мескала и Сирши Ронан.

«Ногти» — схематичная антиутопия про сверхточный Tinder

Главные герои — грустные меланхолики Анна и Райан — живут вроде бы в нашем времени, но немного в альтернативной вселенной, где можно не гадать, подходит тебе возлюбленный или нет, а определить это со 100-процентной точностью. Процесс довольно садистский: у потенциальных партнеров вырывают по ногтю и кладут в специальное устройство, которое выдает результат «да» или «нет» и, говорят, никогда не промахивается. В какой-то момент Анна начинает чувствовать, что, несмотря на абсолютную совместимость с Райаном, их трехлетние отношения зашли в тупик. Чтобы разобраться, как так может быть, девушка устраивается на работу в компанию, где проводят эти самые тесты, — и неожиданно влюбляется в симпатичного коллегу.

Имя греческого режиссера Христоса Нику вам может быть не очень знакомо, но вы точно слышали про его соратника, нынешнего фаворита наградного сезона Йоргоса Лантимоса, с которым Нику когда-то работал как второй постановщик и редактор сценариев. То есть в «Ногтях» не просто так проглядывается наследие лантимосовского «Лобстера» — абсурдистской антиутопии про мир, где запрещено жить без пары. Англоязычный дебют Нику для Apple TV+ тоже сделан на манер кино «греческой странной волны», в котором сай-фай — лишь театральная условность, а на эмоциональных американских горках персонажи катаются с непробиваемым покерфейсом. Вот только по дороге в Голливуд грек растерял все странности и снял банальную мелодраму про любовный треугольник.

Главная проблема «Ногтей» — в полной неубедительности концепции. Дело даже не в том, что сверхточный и заверенный учеными аналог Tinder выглядит как старая микроволновка — наоборот, в этом как раз есть свой шарм. Фильм ни на минуту не заставляет поверить в полную подчиненность выдуманного мира этому чудо-алгоритму: если в том же «Лобстере» одиноких людей превращали в животных и ссылали подальше от цивилизации, то здесь даже само прохождение болезненного теста на совместимость не является чем-то обязательным, а наплевать на результаты вроде как никто особо не запрещает (как было, если помните, в одной из серий «Черного зеркала»). Более того, закоренелый романтик Нику настолько очевидно хочет обесценить саму идею дейтинговых приложений, что уже на первых минутах словами Анны рассказывает, что, мол, все больше людей отказываются от ногтевых тестов, — и тем самым напрочь лишает хоть какого-нибудь конфликта свой же сюжет.

Эмоциональная отстраненность и камерность картины тоже начинает казаться неуместной, когда становится понятно, что никакой хлесткой сатиры на современный подход к построению отношений автор не припас: единственная саркастичная визуальная шутка за весь фильм — «помолвочная» фотография, где вместо колец пара показывает бинты на пальцах. В какой-то момент просто сидеть и ждать, кого же выберет героиня Джесси Бакли — эрудита с большими глазами или неинтересного, но комфортного бойфренда, становится очень скучно. Выбор, конечно, и правда непростой, но даже блестящие артисты Джереми Аллен Уайт и Риз Ахмед одним своим присутствием, увы, никакой интриги к нему не добавляют.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро