Хармс и немного голодных галлюцинаций. Как я чуть не оглохла, считая падающих старух

5728
21 сентября 2023 в 16:01
Автор: Лиза Копша

Хармс и немного голодных галлюцинаций. Как я чуть не оглохла, считая падающих старух

Автор: Лиза Копша
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Осень — начало театрального сезона и традиционных «культпоходов». Не так давно мы публиковали подборку белорусских спектаклей, на которые стоит обратить внимание. Идем дальше — и усаживаемся в театральное кресло. Будем делиться с вами впечатлениями от постановок, которые в подборку не вошли, но все равно успели привлечь внимание. Сегодня  «Вось я і прыйшла» по произведениям Хармса от РТБД.

Начнем со сложного. Кто такой Хармс и за что его любить?

Писатель, живший впроголодь в Питере начала двадцатого века. Эксцентричный модернист, раз за разом переживающий отказы в публикациях. Каждые несколько месяцев он стабильно готовился умереть от истощения и менял партнерш чаще, чем удавалось накопить на полноценный обед. Считался скорее детским писателем — при жизни у него вышло всего два «взрослых» стихотворения. При этом такой, казалось бы, незавидный кандидат был горячо обожаем самыми разными дамами — и охотно отвечал им взаимностью.

Лиза Копша

С 15 лет профессионально засыпает на спектаклях. Знает, где самые мягкие кресла. При этом любит театр всей душой.

Художественные тексты Хармса поначалу могут показаться в лучшем случае странноватыми, в худшем — бредовыми (современники его посчитали так же, уложив писателя в психиатрическую клинику). Если хотите познакомиться с его творчеством, советую начать с дневников и писем. Они помогут разглядеть человека за всеми этими юмористическими зарисовками о жизни города, дележке лошадей и вываливающихся из окон старухах.

Немного о театре

«Вось я і прыйшла» поставлен в театре белорусской драматургии. Это небольшое здание на улице Кропоткина с камерной сценой, где билет в первый ряд гарантирует HD experience. В 1990-х театр существовал как подразделение Купаловского, а позже получил и отдельное пространство.

Возвращаемся к спектаклю

Хармс на сцене страдает в муках, пытаясь написать текст о Чудотворце, который решает отказаться от чудес. Ничего не выходит, нужны музы. Вместо них одна за одной приходят старухи (уже правильные, без опозданий) и начинают мужчину активно сводить с ума.

Разогрев был долгим, но это того стоило. Надо было психику готовить все-таки. Старухи умирают, восстают из мертвых, убивают соседа Хармса, обращают его в живого мертвеца, мешают главному герою писать книги и строить личную жизнь. Четыре бабули кошмарят одного юношу, живущего по соседству. Чем вам не типичный сюжет из жизни одной из минских многоэтажек?

В какой-то момент, правда, я готовилась распрощаться с ушами и уже представляла, как следующие рецензии пишу на пантомимы. Молодой режиссер Александр Бородко включил в спектакль песни, а на сцене на полную выкрутили звук в колонках. Вышло ли у меня разобрать хотя бы пару слов? Нет. Сайт театра говорит, что это песни на стихи Хармса. Допускаю, что были какие-то проблемы с аппаратурой, потому что до этого подобных казусов при походах в РТБД не припомню. Но впечатление от песен как от проходной части, которую нужно просто перетерпеть, осталось.

И снова о приятном. Как ни крути, старухи хороши. Синхронные, пугающие, местами раздражающие (все как завещал дедуля Хармс). И хотя разбежка в возрасте у актрис в этих ролях присутствует, смотрелись они органично.

Есть в спектакле еще один женский персонаж, который (спойлер!) с Хармсом находит взаимную симпатию на фоне… любви к водке. Девушка приносит молодому писателю хлеб из булочной, спасая того от полуголодной смерти и отсутствия закуски. Мы употребление алкоголя не пропагандируем и вам не советуем, но зал смеется контрасту образа девушки и такого «маргинального» напитка. Я тоже улыбаюсь.

Общий язык этот персонаж находит со старухами и в конце концов помогает Даниилу дописать многострадальный текст. Ура! Занавес, свет включается, я в телефоне ищу ближайшие «окошки» к лору. Со здоровьем ушей шутить не стоит.

Спать или не спать на спектакле — вот в чем вопрос. Я досмотрела до конца — и это уже хороший знак. Идти можно, если вы подустали от обычных театральных комедий и хотите увидеть Хармса вне учебников литературы. Пока я перечитываю заметки со спектакля, пожилая соседка упорно стучит кулаком в дверь. Пожалуй, самое время ей открыть.

двухслойный армированный ПВХ (MSL), универсальная (прогулочная), до 120 кг, белый/красный, 9.5 кг
дровяная, парилка 8-16 м³, материал: сталь/чугун
раскладной, механизм "еврокнижка", настил блок независимых пружин/пенополиуретан (поролон), длина 250 см, спальное место 200x150 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by