Самый кассовый и обсуждаемый фильм 2023 года со вчерашнего дня можно посмотреть дома. Советовать или отговаривать от просмотра «Барби», как и подробно разбирать розовый блокбастер Греты Гервиг, нет никакого смысла — это уже и так за нас сделал весь мир. Гораздо интереснее поискать среди кукольных декораций и феминистских манифестов отсылки к другим картинам, которыми вдохновлялась постановщица. Покопались в интервью Гервиг и составили неплохую подборку из классики ромкомов, мюзиклов и антиутопий, из мотивов которых соткана «Барби». Зуб даем, многие из них вы еще не видели.
Один из самых современных фильмов среди тех, какими вдохновлялась Грета Гервиг во время съемок «Барби», — фэнтезийный ромком Рона Ховарда про мужчину, который влюбляется в русалку, много лет назад спасшую его из воды. Примечательна картина первой большой ролью в карьере Тома Хэнкса, а с недавнего времени — еще и первой большой самоцензурой от Disney: в стриминговой версии русалке несколько раз заблюрили голый зад.
Причина, по которой «Всплеск» попал в список Гервиг, вполне очевидная — хотя бы потому, что в «Барби» тоже появляются куклы-русалки в исполнении певицы Дуа Липы и рестлера Джона Сины. Сама же режиссер называет кино Ховарда «совершенно очаровательным и отлично работающим на эмоциональном уровне фильмом о пересечении двух разных миров».
В динамичной классике романтических комедий от оскароносного Джорджа Кьюкора рассказывается о богатой холодной красавице (Кэтрин Хепберн), которая узнает некоторую правду о себе во время подготовки ко второй свадьбе. Прямо накануне торжества в ее жизни объявляется бывший муж (Кэри Грант) в компании таблоидного репортера (Джеймс Стюарт, получивший «Оскар» за эту роль), нанятого освещать свадьбу и вываливать наружу все грязное белье девушки.
Гервиг признавалась в интервью, что этот фильм, считающийся образцом эксцентричного ромкома, стал для нее главным источником вдохновения на площадке. «Филадельфийскую историю» обожает и Марго Робби — просто потому, что Кэтрин Хепберн на экране «напоминает греческую статую», да и вообще все происходящее ощущается каким-то очень уж кукольным. Постановщица также говорила, что Кэри Грант в образе страдающего бывшего, брошенного из-за несоответствия высоким требованиям жены, кажется ей «эталонным Кеном».
В центре сюжета — 19-летний американец итальянского происхождения с лицом Джона Траволты, который каждые выходные пропадает на нью-йоркских дискотеках, забываясь после работы на заводе. «Лихорадка субботнего вечера» — один из фильмов-символов 1970-х, и, как и «Барби», он рассказывает о страхе перед будущим, кризисе идентичности и поисках утешения в танцах и блестящих шмотках.
Одним из самых запоминающихся фрагментов фильма, который очевидно оказал сильное влияние на ту самую танцевальную сцену из начала «Барби» (Траволта даже на постере вскидывает руку точно так же, как Кены), стал эпический диско-саундтрек. «Я всегда хотела, чтобы у моего фильма был потрясающий саундтрек, — рассказывала Гервиг. — Где-то на подсознании я всегда видела „Барби“ дискотечной, потому что сама Барби — и я говорю это как фанатка Барби и диско — немного поехавшая в самом хорошем смысле».
Сюжет этой изобретательной комедии с Джерри Льюисом в главной роли вращается вокруг наивного мужичка, который, сам того не зная, соглашается пойти работать прислугой в женский пансионат. Это кино в свое время полюбили за яркую открывающую сцену с утренними ритуалами девушек и эффектную декорацию в виде «разрезанного» дома, в каждой ячейке которого всегда кипит какая-то жизнь.
«Они выстроили этот дом, а потом перемещались по всем комнатам во время одного непрерывного дубля, пока все эти девушки готовились и наряжались, — комментирует Грета Гервиг. — Именно во время просмотра этого фильма у меня возникла идея сделать зеркало, в котором нет отражающей поверхности, а ты просто смотришь в пустую рамку и видишь ту же самую себя».
Чтобы помешать своей бывшей супруге, талантливой журналистке, снова выйти замуж и уйти с работы, редактор нью-йоркской газеты забрасывает девушку всякими сложными и странными заданиями вроде интервью с приговоренным к смертной казни преступником.
«Его девушка Пятница» — еще одна бессмертная классика не только ромкомов, но и пулеметных диалогов, с авторов которых брал пример сам Квентин Тарантино. Гервиг тоже называла это кино сильно повлиявшим на нее во время работы над «Барби» просто по той причине, что это «один из самых „быстроговорящих“ фильмов всех времен». Почти все ключевые диалоги в «Барби» тоже скоростные и причудливые — и за это явно стоит благодарить комедийный шедевр Золотого века Голливуда.
Парижанин месье Юло теряется в аэропорту и случайно знакомится с группой американских туристов, которые тоже толком не понимают, где они и куда им надо идти. В следующих пяти эпизодах эти же люди будут попадаться на глаза главному герою то в офисном здании, то на выставке или в ресторане. Ради съемок этой новаторской сатиры была выстроена масштабная декорация антиутопического Парижа, а некоторые фоны заменили гигантские фотографии — похожий подход к сеттингу применяли и художники-постановщики «Барби» (в фильме минимум снятых на «зеленке» сцен).
«Жак Тати — король медленного юмора, — отзывается о „Времени развлечений“ Грета Гервиг. — Мир, в котором разворачивается его фильм, сделан просто идеально. Мне всегда казалось, что корпорация Mattel должна существовать во вселенной Тати». И действительно, если вы сравните офисные кадры из «Барби» и «Времени развлечений», то почти не найдете отличий.
Киносказка восьмидесятилетней давности в свое время произвела революцию, показав волшебный мир Фрэнка Баума в цвете, при помощи технологии Technicolor. С тех пор хрестоматийный детский мюзикл не только не теряет актуальности, но и приобретает новые смыслы. Сюжет вы и так знаете, но на всякий случай: девочку Дороти и ее пса Тотошку ветром уносит в сказочную страну Оз — туда, где заколдованный лес, изумрудный город, трусливый лев и Страшила с Железным дровосеком. Ну и еще та самая дорога из желтого кирпича, к которой, очевидно, отсылает шоссе, ведущее в Барбиленд.
«В этой картине есть все, чему я хотела подражать: декорации, звук, нарисованное небо, само ощущение вот этой „аутентичной искусственности“. Мне это кажется таким красивым и эмоциональным», — рассказала Гервиг, добавив, что во время съемок «Барби» ее команда получила задачу работать так, будто они сейчас делают какой-нибудь мюзикл 30-х, 40-х или 50-х.
Собственно, ключевым ориентиром (правда, уже из другого десятилетия) послужил культовый французский мюзикл Жака Деми. Кино рассказывает о любви и разлуке девушки Женевьевы (Катрин Денев) с ее возлюбленным, которого призвали на войну, — и парочке судьбоносных решений, принятых героиней во время их романа на расстоянии.
Гервиг также упоминала в качестве источников вдохновения «Ателье моделей» и «Девушек из Рошфора» все того же Жака Деми, однако именно из «Шербурских зонтиков» были позаимствованы ключевые элементы стиля главных героев «Барби» (прическа Марго Робби так вообще местами выглядит в точности, как у Картин Денев). «Это потрясающий фильм, он очень красивый. Мне понравилось, как в нем используются цвета и создается легкое ощущение сюрреалистичности. Большую часть времени все кажется будто бы нарисованным», — объясняла свой выбор Гервиг.
Беззаботный клерк тридцать лет счастливо живет и улыбается всему миру, не подозревая, что этот самый мир — искусственный и ограниченный одним лишь небольшим городком, а сам мужчина — главный герой реалити-шоу. Сюжетные мотивы классики 90-х и опять же подход к работе с декорациями — почти аналогичные тем, которым следовала Грета Гервиг.
Сама режиссерша этого совершенно не скрывает. Более того, перед началом съемок «Барби» она получила много консультаций и ценных советов от режиссера «Шоу Трумана» Питера Уира. «Я пересмотрела этот фильм несколько раз перед тем, как приступить к работе. А Питер Уир был так добр, согласившись созвониться со мной. Он долго рассказывал мне о производственном процессе и о том, как вообще он заставил всю историю работать», — прокомментировала Гервиг.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро