Спецпроект

«Вообще не мог дышать». Как и куда белорусы убегают от аллергии

28 703
18 августа 2023 в 10:00
Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Вообще не мог дышать». Как и куда белорусы убегают от аллергии

Источник: Полина Лесовец. Фото: Владислав Борисевич. Иллюстрации: Максим Тарналицкий

На бесконечной прямой жизненных решений в том случае, если вам «повезло» родиться с аллергией, есть две крайности: уехать из страны, навсегда поменяв климат и избавившись от злополучного аллергена, или забаррикадироваться дома, наглухо запечатав окна, и не покидать квартиру даже в случае необходимости. Но между этими двумя полярностями, разумеется, существуют и срединные варианты. Например, иногда совершать побег от аллергии, подстраивая отпуск под славный сезон, когда цветут подлые мятлики с лисохвостами. Или вовремя запастись лекарствами. Или нарочно не нырять в поле цветущего пырея… В сегодняшнем тексте о жизни с аллергией рассказывает product-менеджер Максим, а профессор Елена Меркулова делится своим экспертным видением. Onlíner запускает совместный спецпроект с «Аквалором».


«Самое яркое воспоминание: мне 16 или 17 лет, с друзьями провели в поле часа два — и я вообще не мог дышать»

За свои 32 года product-менеджер Максим невольно стал экспертом в аллергии на луговые травы. Он испробовал разные способы: и улетать из Минска в июне, и запасаться антигистаминными таблетками заранее… Вот его история.

— Я счастливый обладатель сезонной аллергии на пыльцу злаковых. Каждый год с конца мая до начала июля — время страданий в моем графике (смеется. — Прим. Onlíner). Сложно вспомнить, когда именно это началось. Такое ощущение, что аллергия была со мной всегда.

Помню, как приезжал к бабушке летом на дачу и страдал. Школьная четверть закончилась, каникулы, вокруг свежий воздух, никто не косит газоны, куча травы, поля вокруг — здравствуй, острая фаза аллергии.

В моем случае аллергия — это сразу заложенный нос, из которого постоянно течет. На медицинском языке это называется «аллергический ринит». Если залезть в какое-то поле, сопли просто льются потоком. Они вообще не прекращаются. Если надышаться пыльцы, то реакция может быть сильной, вплоть до отека. И тогда уже невозможно ничего сделать с носом, даже капли не помогают. Нужно просто ждать, пока пройдет реакция. Помимо носа, это, конечно, глаза, которые чешутся и слезятся. А еще — головные боли.

Помню, как в детстве бегаешь по полям, зайдешь в какую-нибудь траву — и аллергия проявляется прямо на коже: красные пятнышки, волдыри. А мы еще делали петушков из этой травы!.. Самое яркое воспоминание: мне 16 или 17 лет, мы с друзьями провели в обычном поле в деревне часа два, и мой нос стал просто каменным. Я вообще не мог дышать, чувствовал, как отекает даже гортань.

Аллергия часто передается по наследству. В моей семье и дедушка, и отец, и брат, и дочка брата — все страдают от аллергии. Поэтому для меня это не было ни шоком, ни сюрпризом. Родители сразу знали, что нужно делать. Все привыкли. Аллергия на луговые травы (лисохвост, мятлик, ежа сборная, пырей, овсяница, пшеница, рис, ковыль, ячмень) для нас — в порядке вещей.

Несколько раз, когда я был еще подростком, лет в 16, родители специально увозили нас с братом в Турцию в мае — июне, чтобы сбежать от аллергии. Переждать в другой стране самый проблематичный отрезок времени. Проходит две недели, в Беларуси все отцветает. Возвращаешься — и уже не так тяжело здесь находиться.

Турция — страна с иным климатом: другая флора, фауна плюс море. То есть там либо нет трав, на которые у меня аллергия, либо все эти мятлики отцветают раньше, потому что температура жарче. А если нет аллергена, то и аллергии нет. Я сейчас Капитан Очевидность (улыбается. — Прим. Onlíner).

Работает это так. Садишься в самолет в Минске, из носа течет, глаза чешутся — невозможно. Приземляешься на турецкой земле — чувствуешь себя другим человеком. Как будто сезон аллергии закончился!

Когда я вырос и обзавелся собственной семьей, то пришел к выводу, что каждый раз подстраивать отпуск под сезон аллергии — проблематично. Все-таки июнь — самое горячее время как у нас, так и в других странах. Не всегда хочется в жару путешествовать. К тому же, когда ты с детства привыкаешь к аллергии, то становится не так дискомфортно, как может показаться человеку со стороны. Поверьте, я летом не сижу безвылазно в квартире, забаррикадировав ставни (улыбается. — Прим. Onlíner). К счастью, сейчас есть медикаменты, которые позволяют снять симптомы: капли для носа, капли для глаз, антигистаминные таблетки. Если летом не ходить в Ботанический сад, то все будет хорошо (смеется. — прим. Onlíner).

Но иногда я все-таки сбегаю от аллергии в другой климат. Последний раз это было четыре года назад, когда мы с семьей полетели в июне к морю — в Италию. Июнь — неприятный месяц для аллергика. Жарко, едешь в аэропорт с краснющими глазами, чешешь их, натираешь — они только сильнее зудят, нос тяжелый, заложенный, течет, голова раскалывается… А нужно принимать решения, доставать паспорт, смотреть багаж, куда-то идти… Ответственный момент, а тебе плохо. Садишься в самолет, и, как только он взлетает — аллергия начинает пропадать. Фильтры очищают воздух — и все как рукой снимает. Буквально за пять минут проходят симптомы. Нос откладывает, глаза перестают чесаться, головная боль исчезает. Это очень четкое понимание: вот был аллерген, я им дышал, мне было плохо, а сейчас аллергена нет — стало хорошо.

Я не планирую решать проблему радикально, переезжать из Беларуси в другой климат. Аллергия для меня — точно не аргумент для переезда. А просто часть жизни, к которой привык. У многих моих друзей тоже аллергия. В начале сезона мы пишем друг другу: «Ну все, ребят, кажется, началось. Идем за таблетками?» И все такие: «Да, идем!» (Улыбается. — Прим. Onlíner.)

Чтобы подтвердить аллергию, я в свое время сдавал аллергопанель. Выглядит это так: приходишь к врачу, у него есть набор основных аллергенов, которые тебе наносят на предплечье, чуть-чуть повреждая кожу, и просят десять минут подождать в коридоре. Сразу четко видно, на что у тебя реакция. В том месте, где мне нанесли злаковый аллерген, руку раздуло очень сильно. Прямо красный волдырь появился. Потом, в зависимости от аллергена, врачи могут прописать конкретное лечение.

В этом году, как ни странно, у меня впервые случилась реакция на березу, хотя раньше такого не было. Реакция была очень мощная: сильно чесались глаза, нос заложило, и он тек так, что никакие салфетки не справлялись. Я просто сидел дома у открытого окна, возле которого растет береза. Буквально за час мне стало плохо, и я сразу поехал к аллергологу. Она выписала таблетки, которые подействовали только через 3—4 часа. Я был удивлен. Не готов к тому, что сезон аллергии начинается… прямо сейчас.

В период аллергии я стараюсь не выезжать за город, не планировать с семьей поездки и праздники на природе. Хотя у нескольких друзей дни рождения именно в июне, и они отмечают их за городом. Я обычно либо отказываюсь от таких поездок, либо принимаю очень много таблеток, чтобы просто приехать на час-другой, иначе это превращается в испытание. Представьте, я постоянно хожу, шморгая носом, с краснющими глазами, и люди спрашивают: «С тобой все в порядке?»  (улыбается. — Прим. Onlíner). А в целом в Минске вполне комфортно можно пережить сезон аллергии, если не выезжать за город.

«Мне кажется не совсем реалистичным каждый раз уезжать из Беларуси в сезон аллергии»

Елена Меркулова, врач-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор, смотрит на жизнь трезво, без розовых очков: аллергику непросто жить в Беларуси — такова реальность.

— Сезонный аллергический ринит потому и называется «сезонным», что проявляется в определенный период. К сожалению, в Беларуси этот сезон очень растянут, — говорит Елена Павловна. — Начиная с апреля, когда первым делом цветет береза, и заканчивая сентябрем-октябрем, когда цветет полынь. Поэтому аллергику жить в нашей стране тяжело.

Насморк, слезы, чихание, кашель, опухшая гортань — это классические симптомы аллергии. Все зависит от того, к чему именно сенсибилизирован человек. Если к пыльце березы, значит, симптомы проявляются именно в апреле, когда она начинает цвести. Причем в каждой стране береза цветет в разное время. В Беларуси сейчас все больше случаев аллергии на амброзию, которой раньше не было.

Если человек часто болеет осенью и зимой, во время сырости и хляби, это говорит о том, что к процессу присоединяется ОРВИ, которая, конечно, усугубляет течение аллергии. Порой разобраться, аллергия это или вирусная инфекция, достаточно тяжело. Недаром люди с аллергией должны находиться на учете у врача, чтобы принять правильное решение о лечении.

Конечно, во влажном морском климате человеку с аллергией становится легче. Но мне кажется не совсем реалистичным каждый раз уезжать из Беларуси в сезон аллергии. К тому же прекрасные далекие берега и масса цветущих растений и деревьев, увы, могут таить в себе опасность для аллергика. В любом случае каждый делает выбор, исходя из своих возможностей. Все-таки большинству наших пациентов приходится жить в стране и приспосабливаться к существующим антигенам. И здесь дисциплина — прежде всего. Особенно в том, что касается детей. Родительский уход, воспитание, понимание, как ребенку жить дальше с аллергией. Если речь идет о взрослом пациенте — он тоже должен принять решение, как комфортно, не снижая качества жизни, сосуществовать со своим заболеванием.

Прежде всего нужно устранить аллерген. Если это сезонный аллергический ринит, то форточки должны быть закрыты, вечером нужно делать влажную уборку. И не стоит думать, что лишь белорусы, завесив марлей окна, с трудом пережидают, пока отцветет условная береза. Например, когда я приехала в Японию в апреле, то на улице практически не было ни одного человека без маски, — а это еще доковидные времена, когда люди и не знали, что такое респираторы. Японцы готовились к цветению сакуры, которая тоже приносит аллергию. Наученные опытом, они оберегали свою слизистую оболочку.

Очень важный момент — уход за полостью носа. Ведь слизистая оболочка полости носа — первое, что встречает аллерген на своем пути. Сегодня на рынке есть препараты на основе морской воды или физиологического раствора. Они помогают пациентам не только при аллергии, но и при ОРВИ. Прибегать к сосудосуживающим препаратам не приходится — и это хорошо, ведь ими можно пользоваться не больше 6—7 дней.

Колоссальные научные исследования — и в США, и в Беларуси, и в России — показали, что слизистая оболочка, особенно полости носа и околоносовых пазух, нуждается в растворе, который содержит слабые концентрации соли, морской воды. Если считать, что человек был рожден в воде, то, наверное, это исходит из древних состояний нашей жизни. Причем это касается не только аллергиков, но и всех остальных. Вот мы с вами находимся в больнице, за окном — стройка. Кто-то не переносит пыль, кто-то делает ремонт — вот и ухудшение качества жизни. Как себе помочь? Растворами, которые содержат соль.



Партнер проекта — «Сэлмон-Графикс»

«Аквалор» — спреи с натуральной морской водой. Применяются как для ежедневной гигиены полости носа и носоглотки, так и для лечения и профилактики респираторных инфекций. 

«Аквалор»:

— Способствует удалению любых патогенов со слизистой оболочки полости носа.

— Способствует уменьшению заложенности носа и восстановлению носового дыхания.

— Увлажняет слизистую носа.

— Деликатно очищает.

— Не вызывает привыкания.

— Не содержит консервантов.

Производитель «Аурена Лабораторис Эй Би» (Швеция), АО «Нижфарм» (РФ).

Спецпроект подготовлен при поддержке представительства АО «Нижфарм» (группа компаний Stada) в Республике Беларусь, УНП 102386304.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by