В жаркие летние дни все белорусы делятся на два типа: «Наконец-то! Жизнь удалась! Серега, хватай плавки!» — и «Нет! Я вообще теперь из дома не выйду! Заколачивайте ставни!» Сегодняшний текст мы решили посвятить второй части наших сограждан, несправедливо обделенной вниманием. Непереносимость жары — это вообще болезнь или вариант нормы? При чем здесь проблемы с сердцем? Как связаны +30 и аритмия? И что насчет бокала вина во время знойной сиесты? На вопросы Onlíner ответила кардиолог Маргарита Заяц. Спецпроект с медицинским центром «Кравира» и рубрика «Доктор, это точно?» продолжаются.
Если человек плохо переносит жару, совсем не обязательно, что у него проблемы с сердцем. Ведь, кроме сердечных патологий, есть множество других, которые влияют на восприимчивость к температуре. Например, проблемы со щитовидной железой или болезни бронхов, легких.
Вообще, восприятие температуры — это исключительно личный вопрос. Как конкретно взятый человек переносит условные +29? Он может переносить тяжело, но при этом не обязательно чем-то болеть.
Наука давно занимается людьми с плохой переносимостью погоды. Как-то же нужно было их классифицировать (улыбается. — Прим. Onlíner). На медицинском языке это называется «метеочувствительность». Причем она может работать как в сторону повышения температуры и атмосферного давления, так и наоборот, в сторону понижения.
Всю метеочувствительность делят на три типа. С первым типом (спастическим) люди плохо реагируют на похолодание, повышение атмосферного давления и кислорода в воздухе. Со вторым типом (гипоксическим) чувствуют себя из рук вон плохо, если температура за окном резко повышается, а кислород в воздухе падает. Наконец, с третьим типом (гипотензивным) не очень хорошо переносят любое изменение атмосферного давления. Обычно это врожденная особенность организма, в ней нет ничего патологического. Хотя, если говорить про второй тип — тех, кто не любит жару, — это часто история о дефиците кислорода, поступающего в кровь. Поэтому в более прохладные дни, когда концентрация О2 выше, таким людям дышится легче.
Вообще я бы разобралась с термином «жара». Всемирная организация здравоохранения определяет оптимальные метеорологические условия для человека так: температура воздуха от 18 до 30 градусов Цельсия, относительная влажность 40—60%, скорость движения воздуха — 0,5—1 м/c. Соответственно, все, что выше 30, — некомфортное, неправильное, неадаптированное. Одним словом, жара.
Пациентам кардиолога — людям с сердечной недостаточностью, ишемической болезнью сердца, нарушением ритма, артериальной гипертензией, кардиопатией — в жару особенно тяжело.
Знойная погода запускает в человеческом мозге «протокол» охлаждения. Терморегуляция происходит за счет сердечно-сосудистой системы. Увеличиваются частота и сила сердечных сокращений. А из-за повышенного потоотделения — еще и объем циркулирующей крови. Меняется давление. В +30 сердце сокращается гораздо чаще, чем в +20, — это простая физиология. В итоге может начаться аритмия.
Важный момент: на жаре нельзя пить алкоголь, даже в самых маленьких количествах, ведь это имеет непосредственное отношение к сердцу. Чем выше концентрация алкоголя в крови, тем выше частота сердечных сокращений. Цепочка здесь такая: человек выпивает пару бокалов, организм стремится избавиться от токсического вещества, алкоголь блокирует вазопрессин, вы чаще ходите в туалет, электролиты вымываются, а без электролитов сердечное волокно хуже сокращается и расслабляется. В итоге может возникнуть аритмия, что никому не интересно — ни здоровому пациенту, ни больному. Оптимальной дозы алкоголя, безопасной во время жары, не существует. Равно как и сверхчеловека, который может позволить себе подобные эксперименты.
Да, налицо парадокс: страны, в которых традиционно занимаются виноделием, — жаркие, а вино там пьют круглый год. Но это исключительно вопрос традиции и моды. У итальянцев, испанцев и французов точно такой же набор заболеваний сердца. Мы все относимся к европейской популяции, и процент аритмий плюс-минус одинаковый, с поправкой на пищевое поведение. Нельзя сказать, что какие-то нации здоровее, поэтому им можно пить вино в +30 (улыбается. — Прим. Onlíner).
Если на улице жара, а вы ее плохо переносите, вас должны насторожить такие симптомы: изменение артериального давления, одышка, нарушение ритма, головная боль, дискомфорт в области сердца. Особенно если этот дискомфорт непродолжительный, давящий, сжимающий, с иррадиацией, а боль не проходит после приема таблеток. Это серьезная ситуация, чреватая инфарктом. Или если вы внезапно не можете выносить привычную физическую нагрузку — тоже тревожный звоночек. Как и отеки ног, особенно асимметричные, — они могут говорить о сгущении крови и тромбозе.
Рецепты, как обезопасить себя в жару, давно известны — от горячего зеленого чая и мокрого холодного белья до бутылок со льдом, разложенных по квартире. Я лишь напомню об общепринятых правилах, которые позволят пережить знойные деньки гораздо проще. Первое — регулярный душ. Причем слегка прохладный, но не ледяной. Чрезмерный контраст чреват спазмом сосудов и прочими неприятностями. Второе — холодное влажное полотенце на затылочную часть шеи и лоб. Почему именно туда? А потому что самая высокая температура тела — именно в области головы и шеи. Третье — физические преграды для прямого солнца: зонты, бунгало, палатки и все прочее. Четвертое — минимум синтетики в одежде. Старайтесь надевать хлопок и лен — дышащие вещи, хорошо впитывающие пот и проводящие воздух. Пора избавиться от стереотипов о том, что лен — это только для бабулечек. Он в нынешнем сезоне прямо в огнях, главный тренд! И наконец, пятое — установите в квартире или офисе кондиционер. Но пользуйтесь им плавно, с умом, потому что резкий перепад температур (больше чем на 7 градусов) может спровоцировать нездоровые реакции.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by