С самого момента рождения наша сексуальность сплетается из очень тонких и порой неожиданных вещей: первого прикосновения материнских рук, снов и фантазий, прочитанных книг, способности любоваться закатом над озером… Разумеется, фильмы и сериалы играют здесь свою важную роль. Но какую именно? Достаточно ли увидеть треугольник Серсеи Ланнистер, ее брата Джейме Ланнистера и короля Роберта Баратеона в «Игре престолов», чтобы немедленно пойти и обзавестись любовником? Неправдоподобные оргазмы в «Сексе в большом городе» — это хорошо или плохо? Изящное чувство юмора Соррентино в «Молодом Папе» приближает нас к удовольствию или отдаляет? В сложной, но приятной теме сексуальности и кино разбирались журналист Полина Лесовец и психолог Алена Королькова. Сегодняшним текстом Onlíner открывает совместный спецпроект с VOKA под названием «Как в сериале».
— Есть ли связь между тем, какие сериалы мы смотрим, и тем, какие паттерны выбираем, выстраивая отношения?
— Да, в некоторой степени. У человека всегда есть надежда найти то, чему он хочет научиться. Обрести новый, недостающий способ взаимодействия с миром. Начать жить по-другому. В психологии даже есть метод под названием «фильмотерапия», который помогает исследовать свой опыт. Но если мы смотрим кино исключительно для «трансования», это не станет научением. Ничего не изменит. Это словно движение без движения. Убаюкивание себя от реальности.
— Выходит, мы — осознанно или нет — пытаемся копировать поведение любимых экранных героев?
— Да, если вдохновляемся ими. Возьмем, например, фильм «Джой». Он основан на реальных событиях и рассказывает о домохозяйке, которая изобрела первую в мире складную швабру, а потом построила огромную империю и патентовала разные изобретения. «Джой» очень сильно вдохновляет и мужчин, и женщин, дает надежду: если кто-то прорвался в таких тяжелых условиях, я тоже смогу.
Сюда же — «Джули и Джулия. Готовим счастье по рецепту». Потрясающий фильм, один из моих любимых. В нем параллельно сняты две сюжетные линии: американская домохозяйка Джулия пишет кулинарную книгу в 1950-х, а девушка Джули спустя 30 лет оказывается на распутье (кем она хочет быть? расставаться со своим партнером или нет? как жить? что делать?). Джули попадается книга Джулии, и она каждый день начинает готовить по ее рецептам, открывает свой блог, который становится суперпопулярным. Это очень вдохновляет. И, кстати, картина тоже основана на реальных событиях.
Если фильм или сериал попадает в истинную потребность, но нам не хватает поддержки или вдохновения, он может стать последней каплей: раз — и я начинаю что-то делать! Это работает. Многие аналитики используют фильмы в лечении своих пациентов. Вообще, искусство — это ведь то, что помогает нам в поиске себя.
— Сцены, где женщины оргазмируют в кино, вызывают улыбку своей неправдоподобностью. Но, может быть, картинка, в которой женщина неизменно получает оргазм за пять секунд, — это не смешно, а грустно и вредно для психики?
— Это, как вы говорите, вредно для психики, если у зрителей не развит сексуальный интеллект. Увы, возраст по паспорту и подлинная зрелость не всегда совпадают. Если же у человека все в порядке с сексуальным интеллектом, это вызывает лишь легкое недоумение. Понятно, что оргазмы хорошо продаются. И если бы все интимные сцены снимали так, как есть в реальной жизни, это было бы… эм-м-м… менее эффектно (смеется. — Прим. Onlíner).
Безусловно, если у человека низкий сексуальный интеллект, он правда может думать, что с ним что-то не так, начинать пугаться и сравнивать себя с другими. Если вы вдруг ловите себя на этом переживании, пожалуйста, читайте хорошие книги по психологии сексуальности и просвещайтесь. Эротические сцены — тоже элемент фантазийного жанра, красивая сказка, выполненная профессионалами.
Прошу заметить, сексуальный интеллект не развивается через написанные на заборе сообщения, общение со сверстниками 14—25 лет или фильмы 18+. Сексуальный интеллект — это философия, идея, и только от нас зависит, чем она будет наполнена. Если она наполнена адекватными знаниями о психофизиологии секса и пониманием собственного коридора ограничений и возможностей, то, допустим, женщина с высокой половой конституцией не будет говорить своему партнеру с низкой половой конституцией: «Слушай, дорогой, с тобой что-то не так. Я хочу каждый день по три раза, а ты — раз в месяц. Сходи-ка лучше к доктору». Нет.
Чем больше развит сексуальный интеллект, тем больше свободы и контакта с собственным удовольствием он дает. Потому что сексуальность — это умение получать удовлетворение и удовольствие от всех аспектов жизни. Это не только территория нашей спальни.
Чем отличается встреча сексуально зрелых людей от молодых? У молодой пары что-то не получилось — например, ушла эрекция или не возникла оргастическая разрядка, — и люди сильно напрягаются и расстраиваются. Женщина думает: «Со мной что-то не так! Нужно срочно „прокачивать сексуальность“!» И идет куда-то «дышать маткой». А как поступит сексуально зрелая пара? Ну не получилось в процессе — подумаешь, устали сегодня. Обнялись, поцеловались, поржали и заснули — все. Тут много свободы и удовольствия. Нет идеи о том, что нужно взнуздать свое возбуждение и выдать очередной перформанс, который видел в новом фильме.
— Давайте разберем несколько конкретных примеров. Что скажете о «Сексе в большом городе»?
— Для меня это сериал о кризисах сексуальности и о том, как удачно можно с ними обходиться. В «Сексе в большом городе» столько свободы и удовольствия! И совсем нет идеи в духе «Я должна соответствовать общепринятому сценарию, потому что его одобрит мое окружение». Но это можно увидеть, только если заглянуть за фасадную часть сериала, которая поначалу кажется слишком «отфотошопленной».
Последний сезон, в котором актрисам, играющим главные роли, уже за 50, вызвал столько хейта со стороны женщин! Это было для меня открытием. Послание «Какого черта вы снимаете старых женщин?!» громко доносилось отовсюду. Неужели женщина не имеет права быть старой? Идея о том, что жизнь продолжается, не вписалась в ригидные рамки установок, что секс — это только для молодых, тонких и звонких, красивых, успешных, с идеальной грудью и эрекцией… Увидеть женщин с морщинами, сединой и изменившимися фигурами было для многих невыносимо.
Для меня «Секс в большом городе» — это, еще раз, история про разные кризисы сексуальности. Например, этап, когда хочется экспериментировать, как Саманте. У нее очень широкий диапазон нормы. А в сексуальности, если мы говорим об условно здоровом варианте, не рассматриваем парафилии и извращения, понятие нормы действительно очень широкое. Саманта говорит: «Я такая. Мне нравится. Мне это подходит». Она рассказывает подругам о своих похождениях, и кто-то падает в обморок, кто-то говорит: «Ну, не знаю, мне бы такое не подошло», — а она все равно отвечает: «Мне нравится». И при этом сохраняется дружеский контакт. Ее не отвергают, не говорят «Ты сумасшедшая, замуж тебе пора, климакс на пороге, а все бегаешь по молодым!». И в конце мы видим красивую историю истинной, глубокой любви, несмотря на большую разницу в возрасте.
Или, например, Шарлотта Йорк — очень правильная, ранимая, интеллигентная женщина. Но она все равно находит точки соприкосновения с полярной Самантой. «Секс в большом городе» — это история про возможность сталкиваться с разностью другого человека, видеть ее, возможно, не разделять, не принимать, но все равно оставаться в контакте. И, в конце концов, там просто потрясающие наряды (улыбается. — Прим. Onlíner).
Очень тяжелый, абсолютно из другой полярности — последний сезон, где героини ждут менопаузу, где умирает муж Кэрри Брэдшоу и они вместе переживают потерю. Она потом обретает силы, идет и ищет. У нас вдова под 60 — это крест. Здесь же совершенно обалденная метафора, которую большое количество женщин почему-то прочитало по-другому. Кэрри красиво наряжается — в совершенно сумасшедшее розовое платье, эдакий тяжелый люкс — и прах своего мужа, как он завещал, развеивает над рекой. Это очень важная метафора. Жизнь все равно побеждает смерть. Несмотря ни на что, жизнь сильнее.
Если просто слепо смотреть фильмы, говорить «Я тоже так хочу» и пытаться надеть на себя безумное розовое платье, вообще не вашего размера, не задаваясь вопросом «Что это означает для меня?», то такое подражание правда может травмировать. Очень важно в любом фильме увидеть метафору.
— В «Игре престолов» столько измен и любовных треугольников, что не сосчитать. Самый известный — это, пожалуй, Серсея Ланнистер, ее брат Джейме Ланнистер и король Роберт Баратеон. Разумеется, Джордж Мартин рисовал условное Средневековье, но и в современном мире встречается огромное количество измен, когда муж или жена нужны для картонного фасада приличной семьи, а любовник или любовница — для всяческих приятностей. Как думаете, треугольник — устойчивая конструкция? И что вообще толкает людей на измены?
— Треугольник — это и правда самая устойчивая конструкция. Я, кстати, очень большая поклонница «Игры престолов». Помню, когда вышел очередной сезон, мне даже пришлось заболеть, чтобы посмотреть все серии залпом (улыбается. — Прим. Onlíner). Хотя это, наверное, самый жестокий сериал, который я видела. Только успеваешь познакомиться и полюбить какого-то персонажа — бац, его уже убили.
В «Игре престолов» показана агрессивная сторона сексуальности. Очень важно не путать агрессию с насилием, потому что это разные вещи. Агрессия в переводе с латыни — «идти навстречу». Это всегда движение и любопытство. Каждое действие мы, в общем-то, совершаем из здоровой биологической агрессии. Даже фраза «Привет! Как дела?» — это уже агрессия, потому что вопрос вторгается в чужое интимное пространство. Дальше человек принимает решение, разрешать это вторжение или нет. Если он отвечает «Знаешь, сейчас нет настроения, не хочу разговаривать», а вы настаиваете «Нет уж, давай выкладывай!», это насилие.
Секс сам по себе — агрессивный акт. Мужчина вторгается в тело женщины, а она принимает решение, разрешать это вторжение или нет. В случае насилия женщина перестает быть человеком, которому мужчина хочет доставить удовольствие, а становится объектом, с помощью которого он удовлетворяется. Так вот, сериал «Игра престолов» — это квинтэссенция здоровой агрессивной сексуальности. Там очень много страсти, и влюбленные не видят препятствий. В случае с Ланнистерами препятствия не только не разрушают партнеров, но созидают — через заговоры, владение новыми землями и бесконечное рождение детей.
Вообще же, любовный треугольник — это история диалога, который никогда не произносился вслух. Например, человек не может получить со своим партнером или партнершей что-то, в чем сильно нуждается. И это не обязательно секс. Может быть, восхищение. Или поддержка. Если в паре это невозможно, человек сознательно или бессознательно находит способ привлечь в систему третьего.
Пары, которые сумели пережить измену и достать все скелеты из шкафа, порой выходят на новый, очень глубокий и устойчивый уровень. И это правда другие отношения. Но не история а-ля «Я тебя простила, а теперь веди себя хорошо». Иногда этим грешат женщины, которые держат мужчину на коротком поводке из-за его измены двадцатилетней давности. Нет. Прощение в таком случае, когда легализуется треугольник, происходит для себя. Я прощаю для себя, а не для партнера, потому что, несмотря на боль и разочарование, все равно желаю попробовать еще раз. Это не история про жертву или последний шанс.
Жизнь после измены сто процентов возможна. Есть прекрасная книга Эстер Перель «Право на „лево“», которая дает много надежды. Очень ее рекомендую.
Последнее, что хочу сказать об «Игре престолов»: это сериал для людей с развитым сексуальным интеллектом. Потому что очень важно видеть то количество кровосмешения и извращений, что показывают нам сценаристы, и понимать, помещается ли оно в коридор вашей нормы. Если нет, рассматривайте это не через испуг, а через удивление и облегчение: «Ого, такое бывает! Слава богу, что не у меня…»
— Как думаете, в «Молодом Папе» Паоло Соррентино нарочно играет с табу, провоцирует зрителя? Пий XIII во сне одобряет мастурбацию, аборты, ЭКО, разводы и даже эвтаназию — невиданное дело для папы римского. А чего только стоит эпизод в шестой серии, где торжественная служба-молебен запараллелена с весьма чувственным сексом втроем, которым занимается кардинал Андрю Дюсолье!
— Я думаю, что у Соррентино очень тонкое и изящное чувство юмора. В «Молодом Папе» показано многообразие человеческой сексуальности. Если «Игра престолов» — это хорошая иллюстрация агрессивности и учебник для разбора коридора нормы и патологии, то «Молодой Папа» для меня вообще не про секс, несмотря на то что там есть откровенные сцены. Сериал Соррентино — о сексуальности как умении получать удовольствие и удовлетворение от всех аспектов жизни. Насколько тонко режиссеру удалось это увидеть и показать через метафору папы и его проповедей во сне и наяву!
«Игра престолов» — это секс, страсть, инстинкты, технически разнообразные половые акты, вызывающие сильные переживания. А «Молодой Папа» — это сексуальность. Не зря люди описывают оргазм как момент соединения с богом, с космосом. Здесь выбрана очень удачная метафора. Идея — «Я понимаю, как быть в удовольствии», «Если я живу, то какие удовольствия мне доступны?». Мне запомнилась сцена с премьер-министром Гренландии, которая преподносит папе виниловую пластинку с песней итальянской певицы. Как красиво она потом под нее танцует! Живет в этом танце. В этом танце, здесь и сейчас, ее удовольствие. Это и есть подлинный контакт с собственной сексуальностью.
Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное, всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (viju, Amediateka, Premier, Start, more.tv), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции и собственный эксклюзивный контент платформы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by