Несколько недель назад Припять раздалась вширь так, что для любознательных туристов стали организовывать экскурсионные сплавы по затопленным живописным районам. Но юг Беларуси не единственное место, оказавшееся этой весной под водой. На севере разбушевались мощная Западная Двина и с десяток куда меньших речек, неплохо подтопивших местных жителей. Мы отправились в небольшой трип по Витебской области, нашли несколько классных точек для экотуристов и бердвотчеров, едва не застряли в грязи по пути в заблокированную водой деревню и в очередной раз убедились, что даже в сложной ситуации белорусы умудряются шутить и сохранять спокойствие.
Скромный небольшой райцентр Городок в последнее время зачастил в нашу ленту новостей. В ноябре мы показывали местные снегопады, в феврале рассказывали, как уровень снега в соседнем поселке Езерище достиг рекордных для этой зимы 47 сантиметров. Сейчас местная речка Горожанка разбушевалась так, что затопила не только улицы, но и стадион, а еще взяла в плен несколько десятков домов, подбросив работы спасателям. Короче, тотальный беспредел и разгул стихии.
Оказавшись в Городке, мы первым делом двинули на местный рынок — за резиновыми сапогами. Среди роллетов со всякой всячиной мы отыскали сразу несколько точек с сапогами.
Нам разрекламировали их как самую практичную обувь для некоторых районов города и за 45 рублей продали вот таких зеленых красавцев на завязках.
Пройдя пару минут, мы оказались перед обрывом, с которого открывался эстетский вид на тот самый бедный стадион. Газон и беговые дорожки оказались полностью под водой, перекладины ворот облюбовали чайки, недалеко спокойно плавала парочка уточек.
Судя по всему, местная команда с гордым называнием «Городокские львы» еще нескоро примет здесь своих соперников. Зато пока можно спокойно посоревноваться в беге в резиновых сапогах или погонять на надувных лодках. Птицы, кажется, уже устроили между собой нечто подобное.
Недалеко от стадиона расположилась улица Галицкого. Проезд к некоторым домам размыла река, и добраться к ним можно разве что в сапогах да на лодке. Или придется шагать в обход, сделав неплохой крюк.
— Вы знаете, паводок на Горожанке случается нередко, но такого, как сейчас, я не припомню, — задумалась женщина, которую мы встретили у пешеходного мостика. — Я живу чуть повыше, меня никогда не подтапливало. Но на этот раз я сама достала из-под пола 53 ведра воды. То, что мы сейчас видим, — это уже ничего, вода отступила. А так были затоплены дома, огороды..
Что люди делают в такой ситуации? Сегодня утром видела, как со стороны дома, проезд к которому отрезало водой, в рыбацких сапогах шли мама с мальчиком. В таком виде они двигались до этого моста, потом переобувались и шли дальше. Ну а как иначе?
Рядом с нами остановился велосипедист. Мужчина живет чуть поодаль, но с этим катаклизмом тоже столкнулся, спасая от потопа свою живность.
— Почему так случилось? Выпало много снега, у нас речек в городе хватает, уровень воды повысился, и прорвало несколько плотин. Уровень воды под моим полом был примерно метр. Хлев, где живут куры, тоже подтопило, — делится своей болью житель Городка. — Так я им досок туда принес, чтобы в воде не утопились. Вода хоть и упала, но до сих пор стоит.
Но основную ударную мощь беспощадной стихии принял на себя 3-й Вокзальный переулок, который местные почему-то прозвали Порт-Артуром. Речка здесь затопила сразу несколько домов и заставила жителей временно перебраться к родственникам. Прямо сейчас территория, оказавшаяся под водой, напоминает какую-то апокалиптическую картинку. В Горожанке спрятались песочница, беседка с фонариком, детские качели…
Из воды торчит часть старенького ГАЗ-53, неподалеку разместились вагончик с надписью «Люди» и стойка с двумя коврами — шикарная зона для фанатов странных фотосессий. Правда, зеленые боты оказались непрактичными для этой речки, и пришлось возвращаться в машину за более прочными и высокими рыбацкими сапогами.
Больше остальных не повезло прямоугольному кирпичному дому. Воду из него хоть и выкачали спасатели, но на территории еще остались лужи. Стихия нехило прошлась по жилплощади, и теперь хозяев ожидает незапланированный ремонт.
— Как все произошло? Вы проснулись, а на полу вода? — спрашиваю у хозяина дома Сергея.
— Нет. Так было у нашей соседки. Она проснулась ночью, опустила ноги, а там уже вода стоит. Мы же заранее позвонили спасателям, рассказали о том, что вода поднимается. Они помогли поднять мебель, а мы переехали к родителям.
— Предполагали, что такое может произойти?
— Нет. Мы лет 20 тут живем, и я не помню, чтобы когда-то было так плохо, как теперь. Последний раз много воды было в 2010-м, но все равно не так. Пока еще не возвращаемся сюда. Полы подняли, все сохнет. Нужно делать ремонт. В холодильнике компрессор накрылся…
Несмотря на случившееся, хозяин общается с улыбкой, и мы шутим о том, какую же рыбу здесь можно ловить.
— Хорошего в произошедшем, конечно, мало, но а толку-то плакать? — резюмирует на прощание Сергей.
Возвращаясь к машине, возле авто с российскими номерами встречаем еще одного местного жителя. Зовут его Юра, мужчина работает в Санкт-Петербурге. Его дом тоже частично пострадал от паводка. Только узнав от соседей, что пошла вода, он практически сразу приехал домой, чтобы убрать хоть какие-то вещи. В итоге увидел убитый пол, который теперь нужно менять. Говорит, что дом вообще по-хорошему нужно разбирать: так себе место для жизни.
— Я хорошо запомнил, когда в последний раз было что-то похожее, — вспоминает Юрий. — В 1994 году родился мой сын. Помню, была весна. Мы качали его в коляске, и где-то под утро я свесил ноги с кровати, чтобы тапки надеть, а тапочек уже нет — уплыли.
— Как вообще местные переносят эту проблему? Ходят в огромных рыбацких сапогах, на время уезжают?
— Когда случилось то самое наводнение, еще был жив мой отец, царство ему небесное. Он внука положил в ванночку, вышел из дома и толкал ее перед собой. Вода выше пояса была, сапоги не помогали. Шли огородами и так как-то на улицу выбрались. Помню, папка потом весь колотился: вода же ледяная была. Спиртом его растерли, 100 граммов принял — и батька отошел, чувствовал себя уже нормально. Помню, какое-то время жили у соседей.
Городок не единственное в Витебской области место, пострадавшее от большой воды. В списке МЧС фигурирует сразу несколько районов, и многие из пострадавших мест расположены в долине Западной Двины. К примеру, деревни Завалынка, Петровцы, Венцевое в Полоцком районе буквально отрезаны водой от внешнего мира. В последние дни туда добирались только на лодках, и мы, понадеявшись на свои высокие сапоги, тоже решили прорваться.
В агрогородке Островщина, расположенном в нескольких километрах от Венцевого, мы остановили женщину и спросили, как проехать в деревню. Она едва сдержала смех, как будто услышала шутку, а потом сказала:
— А дороги же нет сейчас, ее размыло. Об этом еще в нашей газете написали. Вчера возле нее на кладбище человека хоронили, так люди рассказывали, что видели спасателей, которые ездили туда на лодках.
Проехав деревню и предупреждающие знаки, мы оказались у того самого кладбища, а потом уперлись в какое-то бескрайнее озеро, идти по которому даже в сапогах оказалось небезопасно. Судите сами.
Но мы не сдались и попытались проехать другой дорогой, свернув возле старинной Иверской церкви в Мыщено. Все шло по плану, но за три километра до деревни мы оказались в грязи. Дальше пошли пешком, и через километр дорога просто превратилась в воду, открыв перед нами невероятный простор, не уступающий картинкам с Припяти.
Вокруг ни души. В кустах мы разглядели цапель, а вдалеке — одинокую и пугливую косулю. Такую Беларусь — с бескрайними разливами — увидишь нечасто.
Неподалеку находится Дисна — самый миниатюрный из белорусских городов с населением менее 2 тыс. человек. Расположен он у слияния одноименной реки с Двиной, которые знатно затопили улицы города. Порой кажется, что дома вот-вот оторвутся от земли и отправятся в свободное плавание — как, к примеру, вот этот домик по улице Смирнова, который мы сфотографировали уже вечером.
Его вообще полностью окружила вода, и добраться до крыльца можно лишь по воде. Но, судя по всему, жителей это не тревожит: в доме горит свет, люди спокойно занимаются своими делами.
Через дорогу мы встретили местного жителя. Вокруг дома его сожительницы вода, но внутри сухо. Он уверяет, что и в том белом доме по улице Смирнова воды тоже нет, и особо на этот счет не волнуется.
Он вспоминает, что настоящее наводнение было в далеком прошлом, когда вода покрывала хаты, а сейчас это так, шалости природы.
Через несколько минут, проехав мост и парочку старых улочек, мы чуть не уткнулись в деревянный мосток, проложенный спасателями через затопленную дорогу.
Возле него собралась небольшая группа людей. Внимание притягивает мужчина в рыбацком комбинезоне.
— Все, Дисна через луг соединилась с Западной Двиной, и сейчас мы находимся на полноценном острове. Дороги еще есть, но вокруг нас вода, — предупреждает он.
— Мы были в Городке, так там местных жителей из-за затопления переселяли…
— Да я видел сюжет по телевизору! Вот так вот водички, — мужчина проводит по щиколотке. — И люди уже выезжают. А у нас у кума в таком случае мебель ставили на колодки высотой 40 сантиметров и жили дальше. Зачем уезжать? Главное, чтобы электричество работало.
— Наша старенькая соседка говорила, что если затопит, то на чердак полезет, — добавляет другой человек.
— А мы, если что, на лодке плавали бы! — говорит третий.
Ощущение такое, что некоторые местные воспринимают паводок как необычный челлендж, который время от времени происходит в городке, и в этом нет ничего неординарного. Хотя у местных спасателей мнение противоположное, и они, чтобы предупредить опасность, определили места для временного отселения.
К слову, в Дисне из-за воды действительно случались серьезные неприятности.
Один из встречных рассказал нам, что в 2013 году женщину то ли по дороге на всенощную перед Пасхой, то ли на обратном пути снесло течением, и она утонула.
Люди говорят, что мы еще не видели самого интересного, и отправляют нас к барже — посмотреть на Западную Двину. Через пару минут перед нами открылась гладь шириной 300—400 метров.
Местные уверяют, что вода может еще подниматься.
— Думаю, вода еще до метра поднимется, — говорит Александр. — Звонили из Витебска и сказали, что к нам льдинки из России по Двине приплыли. Так что это не все.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by