Этот путь у каждого настоящего мужчины начинается в детстве, когда он втихаря запирается в ванной и берет в руки бритву отца. И да, его предупреждали, что с этим не стоит торопиться и что ничего крутого в этом нет, но мужчина так устроен: он намазывает пеной щеки и шею точь-в-точь как делает папа, а затем водит бритвой по гладкому подбородку с самым серьезным выражением лица в своей жизни. Все, с этого момента мужчина закрепляется в своих правах на этой планете, теперь он бреется. Жаль, что тогда в запертой ванной не нашлось никого, кто бы научил делать это правильно. Но настоящего мужчину этим не смутишь, настоящий мужчина будет терпеть. Вот только нужно ли?
Мы много-много лет брились, не спрашивая ни у кого совета. Меняли кассеты и бритвы, экспериментировали с пеной и гелем, раздраженно втирали в раздраженную кожу то лосьон, то крем, то первое попавшееся под руку. Мы вели себя по-мужски: терпели, повторяли, что все делаем правильно, что так и должно быть.
Лет через 25 мы пришли спросить совета у тех, кто бреет на профессиональной основе. А заодно поэкспериментировать с разными типами бритв: какая работает чище, какая раздражает меньше, какая, в конце концов, бережет не только кожу, но и личный бюджет.
Это не эксперимент одного дня: за основу взят весь многолетний опыт — как выяснилось, весьма противоречивый.
Алексей Гавриленко — барбер, основатель барбершопа Bonzer. Он делает мужчин красивыми. Без раздражения.
— Зачастую люди приходят в барбершоп на бритье для того, чтобы получить определенные эмоции, сервис и эстетику бритья. Будем честными, большинство бреется дома самостоятельно, — рассказывает мастер.
— Можно и хорошо, и плохо побриться любым инструментом. Проще говоря, не только инструмент решает: важен сам процесс. Если бреешься опасной бритвой, очень велик риск порезаться, если ты не умеешь с ней обращаться. С Т-образной бритвой все то же самое: мало кто заморачивается над тем, в какой последовательности брить, как натягивать кожу, в каком направлении вести лезвие. Но хорошие мастера знают об этом, — разъясняет Алексей.
Натягивать кожу и думать о направлении — серьезно?
— Существует карта роста волос. Она плюс-минус одинаковая у всех, хотя индивидуальные нюансы есть у каждого. Барберу, как правило, это видно, ему в любом случае проще манипулировать бритвой, чем человеку самому пытаться это делать перед зеркалом. И существует определенная технология, последовательность, движения, которыми пользуется профессионал. А человек, который сам бреется в ванной, обычно работает бритвой так, как ему удобно вести рукой. Он проводит бритвой, где-то сбривая волосы по росту, где-то против роста, и не задумывается об этом, — говорит мастер.
Кажется, бритвенный станок мало изменился за последние лет двадцать-тридцать. Производители чего-то мудрят, впечатляют нас то тремя лезвиями, то пятью, заставляют кассету вращаться или подводят к ней электричество. Но в главном все осталось как и прежде, даже тот самый Gillette «как у папы» все еще есть в продаже.
Многие, кстати, до сих пор отдают предпочтение бритвам с относительно небольшим количеством лезвий — до трех. Почему не пять? Потому что чем больше лезвий, тем плотнее они расположены друг к другу и тем быстрее бритва забивается срезанными волосами — так говорят эти люди. Приходится чаще ее промывать — в общем, суета.
Мы не поверили и взяли Fusion с пятью лезвиями. Ну что сказать: да, забивается, снова отцы оказались правы.
Но работает станок как надо: помучиться пришлось только с чрезмерной растительностью на лице, а щетину все эти лезвия убирают с одного захода. Много времени на это не уходит, и пока бреешься, особого дискомфорта не возникает: он приходит позже. Кожа зудит, чувствуется жжение, где-то заметны небольшие воспаления. Средство после бритья облегчает дискомфорт, но не устраняет его полностью.
К качеству претензий нет: кожа мягкая, но притрагиваться к ней не слишком приятно — раздражение тут же дает о себе знать. Оно же и наводит на мысль о том, что, возможно, нужно попробовать что-то другое, что какой-то способ бритья может быть поприятнее.
— Любое бритье — это все равно воздействие на кожу. Получается что-то вроде микропилинга: часть кожи — условно отмершая — снимается, шлифуется. Для кожи этот процесс ощутимый, даже травматичный. И именно от человека, который осуществляет бритье, зависит, насколько все пройдет комфортно или болезненно. Это опять же к утверждению, что не все дело в инструменте, — резюмирует Алексей.
Насколько хватит кассеты, сказать объективно невозможно: все зависит от того, как часто вы бреетесь и какой у вас волос. Кто-то меняет лезвия каждые пару недель, другим они служат два-три месяца.
Самый бюджетный способ гладко выбриться — использовать одноразовую бритву. Возможно, кто-то использует такие на постоянной основе.
— Я полагаю, что единственное отличие одноразовой бритвы от многоразового станка в качестве металла, из которого изготовлены лезвия. Потому как по форме, по структуре нет никаких отличий, — отмечает мастер.
Отличия и правда найти сложно. Более того, выбор одноразовых станков, возможно, даже богаче. Одно лезвие, два, три, те же производители — что брать? Берем то, что «получше», то есть не опираясь ни на какие объективные критерии. Три лезвия, увлажняющая полоска — все как в дорогих станках. Исполнение одноразовой бритвы, конечно, куда проще: ручка из пластика, выглядит дешево. Вопрос в том, как такой станок бреет?
Да точно так же. Нет, возможно, эксперты ощутят принципиальные различия, но неискушенное лицо приняло бритье одноразовым станком с тем же раздраженным смирением. Выбривает начисто, мучиться не пришлось. Чувство жжения после процедуры никуда не делось.
Возможно, это досадное недоразумение, но одноразовая бритва оставила два заметных пореза на лице. Едва ли тому есть логическое объяснение (скорее рука дрогнула), но появился психологический барьер. Пусть одноразовая бритва все же остается одноразовой, повторно пользоваться ей мы не рискнули, несмотря на то, что визуально ее состояние оставалось вполне удовлетворительным.
Пришлось вспомнить отцовский способ и заклеить порезы кусочком салфетки. Вместе с этим вспомнилась и фраза: «Порезался, потому что лезвие тупое». В этом вообще есть логика?
— Конечно, — успокаивает барбер. — Бритва не сбривает волосы так же хорошо — значит, приходится прилагать гораздо больше усилий. Возрастает риск где-то слишком надавить. В целом, правило очень простое: если лезвие начинает вырывать, дергать волос — значит, пора его менять.
— Что в итоге: выбрит чисто, лицо болит — как быть?
— Нужно думать не только о том, что будет после бритья, важно спланировать, что будет до. Надо подготовить щетину для того, чтобы ее лучше сбрить. Я не сторонник применения различных прешейвов, масел для бритья, я не вижу в них большого смысла. Если мы бреемся станком или опасной бритвой, то, на мой взгляд, лучше всего использовать мыльный раствор. В мыле есть щелочь, она создает агрессивную среду для волоса. Волос ведь имеет, скажем так, чешуйчатую поверхность, и эти чешуйки как бы раскрываются под таким воздействием. В результате волос становится более податливым, в него проникает влага, он становится мягче.
— А средство из баллончика подойдет? Пена или гель.
— Это скорее смазывающий материал, и он не работает так, как мыло. Ведь еще одна причина раздражения после бритья — это бактерии, которые могут попадать на кожу. Мыло значительную часть бактерий уничтожает.
— Ладно, как делать мыльный раствор?
— Его можно делать самому. Нужны специальное мыло для бритья либо крем для бритья на мыльной основе и помазок. Вспенили — нанесли. Если нет специального мыла — можно воспользоваться и обычным, но оно, как правило, сильнее сушит кожу.
— А после бритья что лучше использовать?
— Есть разные типы афтершейвов — средств после бритья. Лучше использовать два: один на спиртовой основе — прижечь и дезинфицировать, а потом уже крем — увлажнить и успокоить кожу. Мыло ведь сушит кожу, нужно вывести ее из этого состояния.
— Алексей, а сам чем бреешься?
— Я, можно сказать, не бреюсь. Я использую триммер. Начисто не выбриваюсь, мне комфортнее с легкой щетиной. Слишком юно себя ощущаешь, когда выбрит гладко. (Смеется.)
Чистая правда, нужно сказать. Отвык от этого ощущения, а потом выбрился гладко — и весь такой торжественный, будто свидетелем на свадьбу лучшего друга идешь.
Триммер — это вариант для тех, кто хочет оставаться со щетиной, ну или щетинкой. Результат не будет таким, будто вы просто устали и давно не брились, но и от гладкого бритья он далек, что имеет свои плюсы.
— Триммер так не травмирует кожу, потому что взаимодействует только с волосом — это щадящий режим для лица. И бриться гораздо проще: уже не имеет такого значения ни последовательность, ни направление, — отмечает барбер.
Вот те, кого не устраивало постоянное жжение после бритья станком, к чему-то такому рано или поздно приходят. Триммер напоминает машинку для стрижки, но он меньше и как-то деликатнее. Предназначен для бритья почти любых участков тела. Бывают также электробритвы с функцией триммера. Короче, выбирать есть из чего.
Как это работает: снимаем все насадки. Бреющая часть достаточно безопасна, чтобы без нажима водить ей по лицу, укорачивая щетину. Как правило, дискомфорта при этом не возникает, а результат в зеркале довольно быстро становится удовлетворительным: выбриться гладко же задачи нет — многое изначально прощается.
Опять личное. У отца всегда был станок, а вот у деда — электробритва с двумя или тремя кругами-роторами. В детстве было совершенно непонятно, как она работает, но жужжало достаточно страшно для того, чтобы не рисковать прижимать ее к лицу. Впрочем, наверняка многие вспомнят, как их родные делали характерные круговые движения такими жужжалками.
— Есть сеточные электробритвы и есть роторные. Принцип работы у них похож, но роторные поагрессивнее. Как обычно пользуются электробритвой люди: круговыми движениями многократно проводят по лицу на одних и тех же участках, пока результат их не устроит. Барберы так не работают. Мы четко видим направление роста волос и работаем электробритвой строго против роста: только так бритва будет работать и лишний раз не травмировать кожу, — объясняет Алексей.
Но мы с вами не барберы. И загвоздка именно в том, что зачастую приходится по много раз возвращаться к одному и тому же участку на лице, где волосы почему-то никак не желают сбриваться — к примеру, под скулами. Это злит, мы давим сильнее. Почти гарантировано на лице возникнет раздражение, чем бы вы потом его ни смазали.
— При использовании электробритвы воздействие на кожу всегда увеличивается — соответственно, кожа больше подвержена травмам. У роторных это заметно сильнее. Как работает бритва: есть сеточка или некая поверхность, которая разделяет кожу и нож. Волос должен попасть в отверстие на этой поверхности, где нож его и срубит. Чем меньше отверстия, тем бритва менее травматична для кожи. Как правило, у роторной бритвы эти отверстия больше, чем у сеточной. Но чем больше отверстия, тем бритвой проще бриться. Это логично: волосу проще попасть под нож, — продолжает специалист.
В общем, дилемма: выбирать инструмент с маленькими отверстиями, но затем мучиться, пытаясь «поймать» в них каждый волос, или брать с отверстиями побольше, но заведомо подвергать кожу значительному стрессу?
Если бы все было так просто. По росту, против роста — в зеркале видишь щетину, которая почему-то не исчезает с первого раза, в какую сторону бритвой ни веди. Приходится делать те самые круговые движения. Чисто субъективно кажется, что это не самый скоростной способ гладкого бритья.
И ведь как попало не оставишь — соответственно, вновь и вновь повторяешь процесс. Коже это не нравится, она дает знать об этом, но что делать — терпишь, ведь это так по-мужски.
Спустя какое-то время гладко выбриться удалось. Ну может, не на отлично, но уж на удовлетворительно так точно. На простых участках лица щетина действительно не ощущалась, то есть результат можно сравнивать с эффективностью станка. Однако комфортным такой метод не назовешь, хотя наверняка все дело в навыках, и если набить руку — будет лучше.
— Кстати, некоторые и с электробритвами используют средства для бритья. Это оправданно?
— Я бы рекомендовал с электробритвами бриться все-таки на сухую. Может быть, даже усиливать эффект с помощью талька. Когда кожа влажная, то электробритва за нее как бы цепляется, в то время как с сухой кожей работать гораздо проще.
Идеальный способ побриться мы не нашли. Что ж, тогда, может быть, выберем хотя бы самый экономичный? С одноразовыми бритвами все понятно, к станку нужно регулярно покупать новые кассеты, но и электробритва — не вечный двигатель. Производитель модели, которой мы воспользовались, к примеру, утверждает, что спустя два года бритвенные головки придется заменить.
Из этого и станем исходить: сколько мы прогнозируемо потратим на бритвенный инструмент за эти два года? Каждый может подставлять собственные значения — мы уже говорили, что все индивидуально. В качестве средних показателей будем исходить из того, что нам потребуется на год: шесть сменных кассет к станку, 104 одноразовых станка (если бриться дважды в неделю) или одна электробритва. Триммер к сравнению не допускаем в связи с невыполнением условий — все-таки идеально гладко им не выбриться.
Что получается (стоимость товаров актуальна для предложений в Каталоге на момент публикации):
Длительность | Электрическая бритва (Polaris PMR 0305R) | Станок + 6 лезвий (Gillette Fusion5 Proglide Flexball) | Одноразовые бритвы (Gillette Blue Simple3) |
1 год | 107 рублей (спустя два года потребуется смена головок) | 98 рублей | 245 рублей |
2 года | 196 рублей | 490 рублей |
Безусловно, можно выбирать бритвы подешевле или подороже, пользоваться ими более или менее экономично. Но общая тенденция понятна: кажется, экономия в моменте не всегда совпадает с нашими ожиданиями на длинной дистанции.
Так может, все это бросить и купить опасную бритву — как у барберов?
— Опасной бритвой можно бриться и самому, но необходим навык — это нужно уметь делать, — предупреждает Алексей.
— Вот только тренироваться как-то страшновато.
— Это правда. (Смеется.) Но если работает мастер, который умеет обращаться с инструментом, то именно опасную бритву я бы поставил на первое место по качеству бритья. Туда не забивается волос, не приходится по много раз работать по одному и тому же месту, а чем меньшее число раз приходится воздействовать на кожу — тем лучше. Для чего по десять раз проводить бритвой по одному месту, если все можно сделать за одно широкое движение: правильное, отточенное. Мы пользуемся одноразовыми лезвиями, они вставляются в шаветку — по виду она напоминает опасную бритву. Хороший барбер бреет косящими движениями. Мы же когда хлеб режем, не просто давим на него со всей силы, мы делаем косящие движения туда-обратно. Так вот обычным станком это невозможно сделать.
Благодарим барбершоп Bonzer за помощь в организации репортажа.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by