13 января 2023 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Ружечка

Что о человеке говорит почерк? Проверяем графолога на точность

Автор: Артем Беговский. Фото: Александр Ружечка

Где только человечество не искало зашифрованные черты характера: и в положении звезд на небе, и в линиях на ладони, и даже в шишечках на черепе. На фоне этих сомнительных попыток графологический метод кажется куда более убедительным, однако и он вызывает подозрения. То, что почерк, как и отпечатки пальцев, индивидуален, — всем известный факт. Криминалисты знают даже чуточку больше — например, что его еще и не подделать. Графологи же добавляют, что у него есть другая особенность: почерк может рассказать о характере и переживаниях человека больше, чем он сам. Сильное заявление. Мы, конечно же, его проверили. Отправили графологу несколько образцов для анализа и делимся результатами.

Наталия Быковская, она же наш графолог, рассказывает, что на эту профессию учатся долго (приступать к анализу можно после нескольких лет освоения теории и практики), а также что в некоторых странах по почерку берут на работу — например, в спецслужбы или на руководящие должности. Вот представьте: написали вы заявление о приеме на работу, а вам отказали только из-за более сильного нажима. Обидно, но нам это не грозит: все это происходит где-то там, у нас же графология как таковая прижилась лишь в нескольких сферах — профориентации для подростков и психологии.

— Классно, когда графология идет вкупе с психологией, юриспруденцией или медициной. Если я буду говорить языком почерка, меня никто не поймет: арки, углы, аркады, организация, статика, персона и так далее — для этого нужен перевод на понятный язык. Есть еще такая профессия, как почерковед. В отличие от графолога, который дает психологический портрет, почерковед определяет, в каком состоянии было написано письмо, было ли принуждение, не подделан ли почерк. Я несколько раз сталкивалась с предсмертными записками — это очень тяжело, особенно когда знаешь, что произошло. Разбирала почерк подростка, для которого это была игра, у него не было понимания всей ситуации, ужаса, что назад дороги нет.

Как бы ни учили нас выводить каждую закорючку в прописях, надолго гостовская однотипность в тетрадях не задерживается. Постепенно каждый почерк становится беглым и обретает свои неповторимые черты. Может, нам и не нужны все эти прописи и образцы?

— При формировании любого навыка мы начинаем с повторения за кем-то. Школьные прописи — это стандарты и наша отправная точка. Графологи анализируют отклонения от этого стандарта. И у всех эти отклонения обязательно будут. В средней школе человек уже не думает, как писать, он думает, что писать. Третья стадия — когда появляется моторный навык: скорость, сокращения, импровизация, связки. В этот момент уже идет отражение личности на почерке, а со временем там начинает оседать еще и опыт человека. Откройте свой дневник за какой-нибудь из старших классов и сравните: схожесть останется, но почерк значительно разовьется. Мы не роботы, наше написание меняется в зависимости от эмоционального фона, развития и деградации личности.

Человек по большей части пишет на автомате, не задумываясь, как рука выводит ту или иную букву, поэтому даже талантливый мошенник не сможет подделать ваш почерк. Возможно, визуально его работа и будет схожа, но скорость либо замедлится, либо потеряет паузы оригинала, а нажим так и вовсе станет другим. Все эти детали очень хорошо заметны под микроскопом.

— Какие недуги можно увидеть через почерк?

— Стоит отметить, что графолог не врач, мы не можем ставить диагнозы. Недуги будут отражаться на почерке, только если нанесен ущерб личности. Например, два почерка: один писал трезвым, второй — выпившим. Я увижу, что у выпившего будет расслабленное состояние, сниженный волевой фактор, внимания будет слабее. Если речь о серьезной зависимости, то это будет видно, но определить, от чего конкретно, не выйдет.

От болезни, переживаний почерк тоже меняется. Важно то, как личность переживает болезнь, ведь все мы относимся к этому по-разному: можно опустить руки, а можно начать все с нуля. Когда люди получали инвалидность и заново учились писать, например, ртом или ногами, то через какое-то время почерк начинал отражать именно ту личность, которой человек являлся. Если личность адаптивная, то почерк практически не поменяется, даже если человек будет писать ногой. Потому что пишет не рука или нога, а мозг.

— В теории реально понять, что представляет из себя человек, без общения с ним?

— Конечно, в этом и заключается прелесть графологического анализа. Но человек должен быть в курсе, иначе нарушается этика. Ко мне приходила женщина, которая выбирала пластического хирурга по рецептам. Сошлись на том, что врач должен уметь слышать и доносить свою мысль на понятном языке. Такого и подобрали.

— Врачей же вообще по каким-то другим прописям учили. Это отпечаток профессии?

— Да. У педиатра будет один почерк, у терапевта — второй, у главврача — третий, у хирурга — четвертый. Что сказывается? Во-первых, время. Терапевту нужно заполнить кучу бумажек, сделать пометки, понять, что с пациентом не так, выслушать его, поставить диагноз, выписать рецепт, оформить карточку и принять следующего — на все про все 15 минут. Второй момент — эмоциональный барьер: если врач будет вовлекаться в проблему каждого, он выгорит. Третий — скорость принятия решений, особенно у хирургов. Читабельность — это ориентир на окружающих, эмпатия, умение быть понятым — врачам это не нужно. Их приоритеты — высказать свое мнение в экстремальных ситуациях, быстро принять решение под свою ответственность.

Вот несколько образцов врачебных шедевров из сети:

— Получается, есть почерк хуже врачебного?

— Конечно — когда у человека идет деградация личности. Например, при социопатии почерк не будет читабельным.

— Поменяю я почерк — все, характер исправился?

— Следует понимать, что психика гибкая. Корректируя один элемент почерка самостоятельно, мы не заметим, как что-то всплывет в другом. Это большой пазл, где, если подвинуть деталь в одном месте, что-то выскакивает в другом.

— Сейчас же никто не пишет письма. По смайликам реально определить характер человека?

— Это точно не к графологу. Отказ от почерка, на мой взгляд, приводит к тому, что человеку сложнее концентрировать внимание. Когда пишем, мы слышим свою внутреннюю речь. Это и ощущение тактильности, нажим — столько всего работает. Когда человек пишет, ему легче формулировать мысль. Вы, возможно, заметили, что почерк наших бабушек и дедушек был близок к прописям. Дело в том, что век стал более информативным и темп жизни сильно ускорился — все это отражается на почерке.

— И маньяка определите по запискам?

— А что люди вкладывают в понятие «маньяк»? Психологическое насилие, абьюз, маниакальное достижение цели? Надо конкретно разобрать каждое понятие и исходя из этого смотреть, что есть в почерке. И да, реально определить деструктивную личность, личность, склонную к насилию, или дебошира.

Один человек — два почерка. Что скажет о нем графолог?

Маньяков мы не нашли, а вот добровольцев из редакции было хоть отбавляй. Мы раздали всем листы A4 и приказали излить все, что им вздумается, главное — сидя и обязательно синей ручкой. Не стараться, не списывать, не под диктовку и не стихи в столбик — таково было указание от графолога, иначе не разгадаем! По всей этой писанине Наталия провела поверхностный анализ, так как для более глубокого нужен микроскоп (да и нам с этими людьми еще работать).

Первый претендент на разгадку — 19-летняя девушка.

Вот что сказала о ней графолог:

— Почерк развивается. Здесь хочется обратить внимание на разницу между подписью и буквами. Подпись — это наша визитная карточка, то, как мы хотим, чтобы нас воспринимали. Здесь есть противоречия: почерк — об амбициях, об эстетике, о том, что человек хочет независимости, развития; подпись же — о чем-то скромном. Самооценка этого человека формируется в зависимости от оценки окружающих. С этой девушкой надо быть осторожным в критике и правильно подбирать слова. Это ранимый человек, у него есть стремление к новому и избирательность в отношениях. Несмотря на то что почерк про коммуникацию, человек достаточно закрыт, и ему надо время, чтобы адаптироваться, ему трудно долгое время быть динамичным. Мотивация — интерес и материальная награда. Ей присущ субъективизм, она оценивает все через призму собственных эмоций.

Второй почерк принадлежит девушке постарше.

Мнение графолога об этом почерке таково:

— Здесь мотивация — новые интересы. Это исследователь, отличный организатор, коммуникатор, который координирует работу остальных. Она думает наперед, надежная, ответственная. Имеет творческий подход к работе. Хороший вертикальный размах говорит о воплощении идей в действия. Она также осторожна в принятии решений, эмоционально зрелая и сдержанная.

Следующие два полностью исписанных листа предоставил нам гомельский собкор. Как видим, в тамошних местах к письменности относятся иначе и заводят сразу два почерка.

— Оба почерка очень схожи по темпераменту. Если говорить о первом, то тут мотивация — действие. Тактика человека — завоевать близлежащие цели. Он неосторожен в принятии решений.

Во втором случае человек пропускает все через себя, через свое мнение. Ему важно владеть информацией и быть в центре внимания. Он амбициозен, целеустремлен, искренен, дружелюбен. С этим человеком нужно говорить на равных и в быстрой манере, нерешительных он не воспринимает. Критичен, периодами скептичен. Здесь видна острота темперамента, острота ума. Если человек говорит, это могут быть хлесткие фразы, прямолинейность, ирония.

— На самом деле это почерки одного человека.

— Видно, что второй почерк выписан: ему очень затратно писать печатными буквами. Если мы посмотрим эти почерки под микроскопом, штрих в них будет идентичен, паузы, когда почерк меняет угол, одинаковы. Заметьте, в обоих случаях лист полностью заполнен, нет абзацев, буквы очень перекликаются: например, обратите внимание, что «о» одинаковая на двух листах, как и расстояние между строк, точки, вступление.

— А как так вышло, что у человека два почерка?

— Такое бывает, но они, как правило, различаются наклоном и чуть бо́льшим размером букв. Это способ адаптации, психотип же будет один.

Передав расшифровку героям, мы обнаружили как совпадения, так и существенные неточности. Возможно, при глубоком анализе мы узнали бы что-то сокровенное, но пока конкретики не так много.

— Все, что вы рассказали, может подойти каждому человеку, как гороскопы, разве нет?

— Нет, уникальность в том, что у каждого человека свой набор элементов. В каждом почерке может быть несколько сочетаний характера. Для полной картины нужно проводить анализ под микроскопом, тогда человека можно разложить по полочкам.

15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i7 12650H, 16 ГБ DDR5, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti 4 ГБ (TGP 75 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 76 Вт·ч

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by