13 619
01 декабря 2022 в 16:36
Автор: Артем Беговский. Видео: Игорь Деменков, Роман Пастернак
Спецпроект

«Страшно всегда, не боится только дурак». Рассказ каскадера о своей профессии

Александр Ситник — профессиональный каскадер и постановщик трюков, экшен-сцен в кино. Он пролетел 40 метров на Jaguar, чего себе даже Джеки Чан не позволял. Всю жизнь он мечтал, чтобы его профессия была такой мужской, экстремальной. К этому и пришел, но не обошлось без шишек. Теперь Александр открыл свою школу каскадеров и собирается сделать одну из самых крутых трюковых команд. Благодаря поддержке компании Betera наша съемочная группа узнала о закулисье одной из самых опасных профессий.

Вот несколько цитат героя из видео:

— Не зная географии места, постановщик не может определить, как лучше сделать трюк. Например, Джеки Чан мог на локациях проводить целые дни.

Кадр из фильма «Странный дом», в нем Александр Ситник пролетел 40 метров на автомобиле Jaguar

— У меня спортивное прошлое, я — тхэквондист. Служил в разведке, а потом устроился работать в МЧС. В каскадерство попал случайно, пришел с очередной смены, и мама говорит: «Слушай, я нашла объявление в газете, проходит набор в каскадеры». Отбор проводил Сергей Каторженко, из 35 человек он отобрал 5. Один из них был я.

— Первый мой съемочный день на площадке — небольшая драка в переходе метро. Один раз снялся, потом еще и еще. Начал ходить на тренировки вместе с коллегами и понял, что это мое.

Кадр из фильма «Уровень угрозы», в нем Александр Ситник и ребята из команды Stunt team Dst совершили штурм здания с прыжком в окно. Снял весь экшен оператор Stunt team Dst

— Первая травма у меня была в 2013 году, перелом ключицы в трех местах. Подумал, что это знак, когда получил вторую травму. Тогда мы испытывали новое устройство — оно как подкидная доска, только под другим углом выбрасывает. Ну а я же герой, кто, кроме меня, ее проверит? И маты мне не нужны. Выхожу, нажимаю на датчик, а она меня выкидывает совершенно не так, как я ожидал. Самое страшное для каскадера — в момент трюка передумать его выполнять, что я и сделал. Как итог — перелом таза. Месяц лежал на кровати, не вставая, не двигаясь, не поворачиваясь ни вправо, ни влево. Разные мысли были в голове, особенно когда окружение давит, мол, не прошло и полгода, а ты так серьезно поломался, может, пора завязывать? Я никого не слушал.

На съемках картины «Феникс» ребята-каскадеры из технической команды Stunt team Dst имитируют взрыв машины после попадания в нее выстрела от ручного гранатомета

— Многие думают, что у нас не снимают кино, но на самом деле работы хватает. Каскадеру платят деньги за красивые эффектные кадры, актерам нельзя рисковать: если не дай бог с ним что случится — это конец для всей картины. В фильмах, где главный герой делает много экшена, всегда ищут для него дублера на весь фильм. Даже на элементарных пробежках иногда нужен каскадер.

— Каждый трюк индивидуален, прайса тут нет. Каскадер может гореть в машине, может гореть на улице, может падать с третьего этажа, а может — с десятого. Что труднее, где нужно больше подготовки, высокие риски, то и оплачивается выше.

Александр Ситник после выполненного трюка по перевороту пикапа во время съемок фильма «Феникс»
Во время выполнения трюка Александр Ситник находится в кабине авто, кадр из фильма «Феникс»

— В кино всё обман. Если видите, что машина разлетается, то знайте: мы все подпиливаем, откручиваем, конструкция еле держится. Не всегда все трюки можно сделать при помощи компьютерной графики, к тому же это недешевое удовольствие. Даже в Голливуде, где рисуют хорошо, зачастую все трюки реальные. Потому что это совсем по-другому выглядит.

— Джеки Чан в свое время понял: чтобы стать лучшим, чтобы его знал весь мир — нужно делать все самому. Как говорится,  хочешь сделать хорошо — делай сам. Ты должен постоянно развиваться, я, например, монтирую все свои сценические бои, и ни один режиссер не сказал, что эти кадры плохие.

Каскадеры из технической группы Stunt team Dst построили специальную рампу и усилили металлическими дугами каркас пикапа, что позволило постановщику трюка — Александру Ситнику находиться в авто во время съемок экшен-сцены
Каскадер Александр Ситник во время выполнения трюка по перевороту в воздухе пикапа на съемках картины «Феникс». Видео с экшен-камеры, которая была установлена командой Stunt team Dst в авто. На снимке видно, как техническая команда каскадеров усилила раму машины

— Всегда страшно, не боится только дурак. Непосредственно перед трюком я сижу, анализирую, все ли я проверил, все ли я рассчитал правильно, могу иногда бодрящую музыку послушать.

— Моя цель — сделать одну из самых крутых трюковых команд, белорусскую. Я буду заниматься каскадерством всю жизнь. Каскадером стать реально, но для этого нужно прийти к нам в зал. Я как постановщик трюков смотрю на тебя, узнаю, есть ли у тебя спортивное прошлое, если нет — то неважно, ведь есть одаренные ребята.

На съемках ленты «Колотушка» постановщик трюков Александр Ситник показывает экшен-оператору Stunt team Dst Михаилу Панику динамику предстоящего боя. Примечательно то, что одну из актрис в картине сыграла каскадер команды Надежда, она исполняла роль бойца Фурии

Очень многие экшен-сцены в кино снимаются при помощи специальных тросов. В Stunt team Dst тоже есть особые бригады каскадеров-риггеров. Например, на этом кадре постановщик трюков Ситник и его каскадер Виктория Акинчиц тренируются перед съемкой эпизода, где актер должен ходить по потолку.

А вот так за кадром может выглядеть полет и укус вампира в кино.

А здесь ребята из команды Ситника отрабатывают падение на автомобиль с крыши дома.

Партнер проекта — Betera

Смотри ЧМ-2022 c Betera — легальным игроком белорусского букмекерского рынка. Делай ставки на любимую команду и наслаждайся главным футбольным турниром!


Редакция выражает благодарность ребятам из команды Stunt team Dst и организаторам съемок за помощь при создании видео.


«Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Артем Беговский. Видео: Игорь Деменков, Роман Пастернак