13 030
18 августа 2022 в 13:30
Источник: Андрей Марьянов, Александр Забудько. Иллюстрации: Валерия Седлюковская
Спецпроект

«Игра престолов» или «Властелин колец»? Спорим о том, что лучше

Говорят, когда-то давно этот спор потух вместе с самым древним вулканом. Все изменилось после анонса приквелов и спин-оффов, да не каких-то там, а за сотни миллионов долларов. И затряслись подлокотники, загремели пружины… Мы продолжаем спецпроект «Битва диванов», где при участии экспертов и читателей все еще пытаемся понять, кто из двух феноменов поп-культуры или спорта интереснее, умнее и просто круче. Во втором выпуске, сделанном в преддверии выхода двух самых ожидаемых сериалов года, «Дом дракона» и «Властелин колец: Кольца власти», — сражение двух культовых фэнтезийных миров: классического сказочного и современного брутального.

Для тех, кто пропустил или забыл первый выпуск, расскажем еще раз правила игры. Есть два автора Onlíner: первый — фанат «Властелина колец», второй наизусть помнит серию с красной свадьбой из «Игры престолов». Оба пишут эмоциональные тексты про свою любимую вселенную, а потом свой вердикт выносит приглашенный эксперт из мира ролевых фэнтезийных игр и косплея. В самом конце вы тоже можете сделать свой выбор. И нет, варианта «Ведьмак» в голосовалке не будет.


Андрей Марьянов: гладит диски с трилогией Джексона и приговаривает «Моя прелесть»

Давным-давно в далекой галактике слова «хоббиты» и «орки» ничего для меня не значили. Пожалуй, так просто совпало. Те, кто вырос в 90-е, знают это правило: «Для того, чтобы узнать, какая песня только что звучала по радио, тебе нужно было просто жить». Так и с книгами: что-то в свое время попадется под руку, как «Пятнадцатилетний капитан», например — и вот ты уже главный фанат Жюля Верна на своей улице. И, в общем-то, единственный. Да, чуть позже я узнал, что у меня были знакомые, которые читали и «Хоббита», и «Сильмариллион» и даже доказывали, что правильно не «Две башни», а «Две твердыни» (хотя написано же — «Towers»!). Но о полноценной толкиномании тогда и речи, конечно, не шло. И я вот все не могу вспомнить, что для них было раньше — фильм или книги? В моем случае — фильм.

К 2001 году мы все уже пережили культурный шок от «Матрицы» и познакомились со «Звездными войнами» по «Скрытой угрозе» (да, я тоже вошел в эту вселенную через приквелы и до сих пор не понимаю, чем кому-то не понравился тайный ситх Джа-Джа Бинкс) — и, в общем-то, были готовы к следующему шагу. Стоит сказать, нам всем повезло с тем, что у нас есть такой режиссер, как Питер Джексон.

Такое ощущение при просмотре кино возникает нечасто, но мне еще до финальных титров «Братства кольца» захотелось первым выбежать из зала, чтобы занять очередь за билетом на следующий сеанс, и увидеть его снова. Хотя кого я обманываю, тогда и очередей-то в кинотеатры не было, а смотрел я «Властелина колец» на DVD (тоже не факт, вполне возможно, на VHS, но какая, к черту, разница), поэтому нужно было всего-то запустить его еще раз, что и было сделано. Более того — и это важно — у меня появилось резкое желание прочитать оригинал, но не для того, чтобы сравнить и сказать сакральное «А в книге было лучше!», а чтобы еще раз побродить по Средиземью и увидеть все «своими глазами».

Но самое главное: выяснилось, что я был не единственным на своей улице, кто почувствовал то же самое.

Да, мне было всего 12 лет, когда вышла первая часть трилогии, и в этом возрасте действительно гораздо проще восхититься чем-то настолько, чтобы потом бегать по миру босиком и уничтожать Кольцо всевластия в жерле Везувия (до такого не дошло, но прецеденты были). Но вот какое забавное совпадение: я просто так решил пересмотреть «Властелина колец» где-то за неделю до того, как мне предложили написать этот текст, и за 20 лет ощущения не изменились.

Видимо, от того, что мир Толкина/Джексона предельно прост: есть хоббиты, а есть орки, которые обязательно проиграют, даже если кажется, что шансов на это уже не осталось. Ну да, в конце всех спасут орлы, это может показаться слишком уж явным «богом из машины», но сам Толкин пошел на такой ход сознательно, потому что он все-таки создавал сказку в лучшем смысле этого слова. Да и черт с ними, с сюжетными поворотами. За этим, пожалуйста, в «Игру престолов».

Даже в 12 лет с первых минут фильма было понятно, что наши победят, чего бы им это ни стоило, поэтому возвращаемся мы к «Властелину колец» всегда за другим. За ощущением того, что справедливость восторжествует. За тем, что добро и зло однозначны и для них не нужно придумывать специальных определений. Ну и да, за тем, что нельзя просто так взять и не поддаться силе Кольца всевластия, даже если помыслы твои чисты.

Буквально пару дней назад Питер Джексон заявил, что хотел бы «стереть себе память» и посмотреть «Властелина колец» как обычный зритель. И бой, о бой, как же я его понимаю.

Александр Забудько: здоровается со всеми в офисе фразой «Валар моргулис»

Хватит ныть. Мир изменился, но только по форме, а не по сути, и Джордж Р. Р. Мартин если и не доказывает это, то уж по крайней мере доходчиво иллюстрирует. Дети выросли, сказки кончились. Власть и все сопутствующие ей элементы всегда гораздо сильнее будоражат человека, чем какие-то там эльфы и гномы. Даже если он себе в этом никогда не признается. Да, Мартин вырос на Толкине, и инициалы Р. Р. — не что иное, как дань уважения великому мастеру. Но это только в народном фольклоре яблочко от яблони недалеко падает. В нашем случае у этого яблочка получилось вырастить собственное дерево с Джоном Сноу и белыми ходоками.

Сериал «Игра престолов» — один из главных культурных феноменов последнего времени. Не так уж и часто появляются проекты, о судьбе которых знают даже те, кто их не смотрит. ИП — это новый фольклор, который за несколько лет стал частью нашей действительности. «Зима близко» превратилась из удручающей присказки в девиз всех северных народов, которые знают, что стоит за этими двумя словами. «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу» — это теперь замена опостылевшему «Ты ж мой дурачок». Ну а «Что мертво — умереть не может» — новый слоган Warner Bros., которые росчерком пера закрывают «Бэтгерл» еще до того, как картина вышла на экраны. Твердо и четко.

Обратите внимание, что «Игра престолов» пока еще не превратилась в ностальгическое развлечение. Сложно себе представить дядечек на лавочке, которые после партии в домино начали бы предаваться воспоминаниям в духе «Эх, Коля, а вот помнишь, как мы их под Винтерфеллом…». Не пришло еще то время. Как бы ни закончился сериал, история Вестероса еще не рассказана, «Ветра зимы» еще не подули (хотя, по правде, Мартину неплохо было бы и ускориться).

Что и говорить: приквел «Игры престолов» — «Дом дракона» — с запасом самый обсуждаемый проект этого года.

Да, кто-то надеется и на сериал по «Властелину колец», но камон, ребята, там уже по трейлеру и постерам понятно, что Amazon свернул куда-то не туда и фанатам LoR предстоит путешествие в Тилимилитрямдию.

Сам Мартин, кстати, недавно признался, что не принимал участия в работе над последними сезонами сериала. Конечно, странно, что это заявление было сделано через несколько лет после крайне спорного финала, но уже это дарит надежду фанатам на то, что история будет завершена так, как того требует истинное сердце северянина. Поэтому что мы скажем богу плохих концовок? Не сегодня.

А теперь слово эксперту


Аляксандр Кузьмянкоў — мастак, касплэер, ралявік, вядзьмар:

Параўноўваць «Уладара пярсцёнкаў» і «Гульню тронаў» — справа даволі-такі цікавая ды няпростая. Здаецца — чаму? Вось пра гэта давайце і паразмаўляем. 

Што датычыцца падыходу Толкіна да стварэння сусвету «Сільмарыліёна», «Уладара пярсцёнкаў», сусвету Арды, нельга пераацаніць тую колькасць працы, якая ў іх укладзена. Прафесар ставіў мэтай стварыць новы англасаксонскі эпас. Дзеля гэтага былі праштудзіраваны тоны кніг, легендаў, вялася праца па стварэнні новых моў, іх алфавітаў, правіл правапісу (дастаткова згадаць вялізную колькасць талкіністаў, якія ведаюць так званую квенью). 

Тая ж прадгісторыя «Уладара пярсцёнкаў», «Сільмарыліёна» чытаецца ўвогуле як Біблія ды напісана падобным стылем. Але калі глядзець выключна на «Уладара пярсцёнкаў», то гэты эпас добры тым, што цікавасцю, складам ды гісторыяй, якая распавядае пра сапраўднае сяброўства, барацьбу дабра і зла, падыходзіць як для дзяцей, так і для дарослых. Твор, як і экранізацыя Пітэра Джэксана, успрымаецца як эпахальная казка, у якую хочацца верыць, дзе ёсць жаданне апынуцца: папаліць Старога Тобі ў Шыры, паскакаць па стэпе з вершнікамі Рохана, паназіраць за росквітам новай эпохі разам з эльфамі Рывендэла. 

Ну а зараз настаў час «Гульні тронаў». Калі параўноўваць творы «нос да носа», можна з упэўненасцю сказаць, што стрыжнем цыкла кніг Дж. Р. Р. Марціна стала гістарычная падзея — вайна Ланкастэраў ды Йоркаў (крыху нагадвае Ланістэраў ды Старкаў, так?) — серыя дынастычных канфліктаў англійскай знаці. Вялікі ўпор робіцца на апісанні сямей, радоў, геральдыкі, іх звычаяў, форм праўлення i г. д. 

Адметнай рысай «Гульні тронаў» з'яўляецца колькасць герояў. Дзясяткі, а тое і сотні персанажаў, ды за кожным цікава назіраць, бо Марцін добра i дасканала апісвае і зацікаўлівае нас імі, пакуль... А вось тут і пачынаецца галоўная розніца паміж «Уладаром пярсцёнкаў» і «Гульнёй тронаў» — даросласць. Марцін спакойна можа аперыраваць гвалтам, тэмай сексу, катаванняў, жорсткасці. Яго фэнтэзі нельга назваць казачным, калі не ўлічваць драконаў, магію. Яно больш прыземленае, больш жорсткае і чалавечнае. З усімі грахамі, подласцю, інтрыгамі.

Я раблю свой выбар на карысць «Уладара пярсцёнкаў». Чаму? Таму што ён падыходзіць для любога ўзросту, таму што ў эпасе гэтай гісторыі хочацца існаваць (наўрад ці знойдуцца тыя, хто хацеў бы апынуцца ў свеце «Гульні тронаў» ды памерці ад чаго заўгодна на першых жа старонках свайго існавання), таму што разам з героямі ты перамагаеш сапраўднае зло, а не іграеш у шэрую мараль. Але гэта мой выбар. Свой вы зробіце самі.

Собственно, выбор за вами. Что круче?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
«Властелин колец»
«Игра престолов»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Андрей Марьянов, Александр Забудько. Иллюстрации: Валерия Седлюковская