12 мая 2022 в 13:42
Источник: Сергей Солонкевич. Фото: apnews.com, actualne.cz, ceskatelevize.cz, wikimedia.org
Спецпроект

Пошла против системы и стала легендой. Драма знаменитой гимнастки, которая выразила протест на Олимпийских играх

Источник: Сергей Солонкевич. Фото: apnews.com, actualne.cz, ceskatelevize.cz, wikimedia.org

В свое время чехословацкая гимнастка Вера Чаславска была известна далеко за пределами родной страны. Спортсменкой восхищался чуть ли не весь мир, и на это было несколько причин. Одна из них — невероятный талант девушки, большие победы и семь титулов олимпийской чемпионки. Вторая — смелость гимнастки, которая не боялась идти против системы, говорила то, что думает, и даже выразила молчаливый протест прямо на олимпийском пьедестале. За убеждения и высказывания Чаславскую преследовали в Чехословакии, но Вера оставалась непреклонной и не отступала. В рамках совместного спортивного спецпроекта Onlíner и Parimatch вспоминаем легенду спортивной гимнастики.

Подпись олимпийской чемпионки

1968 год начался в Чехословакии с перемен. В январе Компартию страны возглавил Александр Дубчек, который был сторонником демократизации общества. Вместе с Дубчеком власть получила команду реформаторов, готовых изменить жизнь чехов и словаков к лучшему. В стране начался период, позже названный Пражской весной. Партийные элиты ослабили цензуру, дали добро на создание многопартийной системы. Правительственная верхушка заявила о стремлении к полной свободе слова, собраний и передвижений. Началась реабилитация жертв политических репрессий конца 40-х — начала 50-х. Предполагалось, что со временем над работой органов безопасности Чехословакии будет установлен строгий контроль, а госконтроль над производством и промышленностью, наоборот, снижен.

В общем, программа запланированных изменений внушала жителям страны оптимизм. Однако происходящее в ЧССР пришлось не по вкусу властям стран Организации Варшавского договора, в которую входила и Чехословакия. Больше всего по этому поводу напряглись в Советском Союзе. В Москве опасались, что Чехословакия, став более свободной и демократической, попробует вырваться из компании стран соцлагеря. И после нескольких месяцев Пражской весны в Кремле стали всерьез задумываться о вводе войск в Чехословакию, который позволил бы взять страну под контроль.

А пока недовольство Москвы не достигло пика, чехи и словаки продолжили идти по пути изменений в обществе. В июне в нескольких чехословацких газетах был опубликован манифест «Две тысячи слов». В документе выражалась поддержка демократизации и реформам соратников Александра Дубчека, критиковалась власть партийно-бюрократического аппарата. Автором манифеста выступил чешский писатель Людвиг Вацулик, а подписали документ многие известные чехи и словаки, среди которых оказалась и олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Вера Чаславска. Тогда спортсменка не знала, что подпись под «Двумя тысячами слов» будет стоить ей карьеры, а Пражскую весну задушат в ближайшие месяцы.

Невероятный талант

Будущая звезда чешского спорта появилась на свет во время Второй мировой в оккупированной немцами Праге.

Отец Веры владел продуктовым магазином, а мать, имея много свободного времени, уделяла внимание воспитанию трех дочерей. Девочек отдали в фигурное катание. Сестры Чаславские с охотой занимались спортом, веря, что в будущем они смогут стать фигуристками или звездами балета на льду. Ни о какой гимнастике Вера не помышляла, хотя с малых лет отличалась пластичностью и грациозностью и пробовала себя в плавании, прыжках в воду, акробатике, аэробике и других направлениях.

В начале 1957-го в жизни Веры Чаславской произошла судьбоносная встреча. Девушка познакомилась со знаменитой гимнасткой Евой Босаковой, выигрывавшей медали Олимпийских игр. Ева пригласила Веру вместе с ее матерью к себе в зал для тренировок, чтобы они смогли познакомиться с жизнью гимнасток. Чаславска заинтересовалась и решила переключиться на спортивную гимнастику. Результат пришел аномально быстро: всего через несколько месяцев пятнадцатилетняя Вера выиграла юношеский чемпионат страны.

Чаславскую тренировала сама Ева Босакова. Вера отличалась отменными физическими данными — гибкостью, силой и выносливостью. Как позже расскажет Вера, многие говорили ей, что она сделана из резины. Упражнения давались Чаславской намного легче, чем ее сверстницам.

Уже в 1958 году Вера отправилась на свой первый чемпионат мира. На турнире гимнастки из Чехословакии смогли занять второе место в командных соревнованиях, но в индивидуальном зачете Чаславска оказалась лишь восьмой.

В следующем году спортсменка едет на чемпионат Европы, где берет золото в упражнениях на бревне и серебро в опорном прыжке. А в 1960-м Чаславска дебютирует на Олимпийских играх, которые проходят в Италии. Индивидуальные выступления прошли для спортсменки не лучшим образом, зато в командном первенстве чехословацкие девушки становятся вторыми — Вера возвращается домой с первой олимпийской медалью.

Чаславска все чаще и чаще добивается успеха. Если на ЧЕ-1961 гимнастка смогла выиграть всего одну бронзу, то на ЧМ в следующем году проявила себя намного лучше. Турнир проходил в Праге, и дома спортсменка завоевала одно золото, два серебра и одну бронзу.

Триумф и слава в олимпийском Токио

Готовясь к своим вторым Олимпийским играм, Вера Чаславска точно знала, чего хочет, и понимала, на кого ей нужно равняться, чтобы замахнуться на победу. По признанию чешки, в те годы одной из лучших (если не лучшей) гимнасток мира была советская спортсменка Лариса Латынина. Она постоянно выигрывала крупные соревнования и стала для Чаславской примером для подражания. Но представительница Чехословакии была настроена серьезно и готовилась дать Латыниной бой.

Выступлением в олимпийском Токио — 1964 Вера Чаславска произвела фурор. Гимнастка завоевала три индивидуальные золотые награды и одно командное серебро. Примечательно, что в дни своего токийского триумфа чешка обрела большую популярность среди японских болельщиков. Жители Страны восходящего солнца завороженно смотрели на выступления гимнастки из далекой Чехословакии и восхищались ее силой и ловкостью. Двойной оборот Чаславской на брусьях в Японии получил название ultra C. Именно этот элемент не удался спортсменке в финале, что стоило чешке очередной олимпийской награды. Чтобы не огорчать своих японских поклонников, Чаславска вскочила на брусья и повторила выступление вне состязаний, исполнив двойной оборот, который ей на этот раз удался.

«Я себе казалась муравьишкой, который собирает зернышко к зернышку и строит из этого большой домик, чуть ли не дворец. Я старалась не упустить и тысячной доли секунды. Я берегла это и говорила себе: сейчас будет прыжок и я должна там набрать очки — так и так. У меня было все просчитано», — рассказывала Чаславска о своем успехе в Токио спустя годы.

На токийских улицах чешскую спортсменку постоянно останавливали и просили автограф. Чаславскую узнавали даже тогда, когда она закутывалась в шарф и надевала солнцезащитные очки. Своей любимице из Европы японцы преподнесли множество подарков, среди которых оказались даже императорское кимоно и самурайский меч. Занимательно, что азиатам непросто давалось произношение полного имени спортсменки, поэтому они называли ее Бера-сан, добавив «сан» в знак уважения и признательности.

Ее знали в каждом чешском доме

Триумф в Японии не вскружил голову 22-летней гимнастки, и она продолжала каждодневные многочасовые тренировки, стремясь повысить сложность исполняемых элементов. А концентрироваться перед соревнованиями чешке помогали медитации. Кроме этого, спортсменка получала от поклонников тысячи писем со словами поддержки и пожеланиями новых побед.

Каждодневный труд дал свои плоды. На чемпионатах Европы по спортивной гимнастике среди женщин в 1965 и 1967 годах Вера Чаславска стала чемпионкой во всех дисциплинах, выиграв десять медалей высшей пробы. С ЧМ-1966 чешка привезла три золота и два серебра.

Феноменальные достижения сделали гимнастку чуть ли не самой узнаваемой и популярной женщиной в стране. Но земляки уважали Чаславскую не только за упорство, трудолюбие и спортивные достижения. Помимо этого, атлетку знали как человека, имеющего собственное мнение и способного его отстаивать. И нет ничего удивительного в том, что Вера оставила свою подпись под манифестом «Две тысячи слов», опубликованным в разгар Пражской весны.

Летом 68-го давление на власть Чехословакии со стороны Советского Союза нарастало. Ощущалась напряженность, особенно в Праге. Еще с весны велась разработка вторжения в Чехословакию войск стран Варшавского договора. В «Двух тысячах слов» возможное вмешательство внешних сил в дела ЧССР осуждалось, и публикация документа, к слову, вызвала негативную реакцию у руководства СССР.

Золотые Игры и молчаливый протест

Пражская весна закончилась в августе 1968-го, когда войска стран Варшавского договора вторглись в Чехословакию. Самый большой контингент войск для операции «Дунай» выделил Советский Союз. Процесс политических и экономических реформ в ЧССР был прерван. Все реформаторы потеряли свои должности, и начались репрессии. Многие представители культурной элиты были вынуждены покинуть Чехословакию.

Политическое преследование ощутили на себе и подписанты «Двух тысяч слов». В какой-то момент в подвешенном состоянии оказалась и Вера Чаславска. До Олимпийских игр, которые должны были пройти в Мексике, оставалось примерно полтора месяца. А гимнастка понятия не имела, сможет ли она выступать на Играх, ведь ей угрожали арестом. Однако для себя Вера решила: если ей все-таки удастся попасть на Олимпиаду, то она сделает все, что в ее силах, чтобы чехословацкий флаг оказался выше советского.

Во время введения иностранных войск в ЧССР гимнастка находилась в Шумперке — городке на северо-востоке Чехии. Оставаться на виду было слишком небезопасно, поэтому спортсменке помогли выехать за город и перебраться в уединенное место подальше от людских глаз.

Приближались Олимпийские игры, а Чаславска очень хотела полететь в Мехико, хоть и сомневалась, что это удастся. Приходилось готовиться к стартам в тех условиях, которые были, то есть ни в каких. Гимнастка тренировалась на ветках деревьев и на лугу. Чтобы дать нагрузку мышцам, Чаславска с места на место переносила уголь и таскала мешки с картошкой. Спортсменка провела в изоляции три недели. А в это время главные соперницы чешки уже прибывали в Мексику, акклиматизировались и готовились к борьбе в идеальных условиях.

После долгих колебаний руководство ЧССР все-таки решило оставить спортсменку в покое и даже согласилось выпустить Чаславскую за границу для участия в ОИ. И в Мексике чешка, мотивированная соперничеством, в первую очередь с советскими спортсменками, на глазах у всего мира показала класс. Вера забрала четыре золота и два серебра.

Самый острый момент соревнований среди гимнасток случился после состязаний в вольных упражнениях. Судьи решили присудить не одну, а две золотые награды. Поэтому медаль высшей пробы по итогам борьбы должна была получить не только Чаславска, но и спортсменка из СССР Лариса Петрик. Чешская гимнастка посчитала такое решение несправедливым и выразила молчаливый протест. Во время звучания советского гимна на церемонии награждения Чаславска демонстративно повернула голову в сторону и слегка ее опустила. Точно так же Вера поступила и во время награждения, когда судьи своим спорным решением отдали победу сопернице из СССР Наталье Кучинской. Разумеется, такие дерзкие жесты не остались без внимания ни на родине спортсменки, ни в Советском Союзе.

Благодаря классному выступлению на Играх Чаславска завоевала любовь мексиканцев так же, как четыре года назад снискала признание японцев.

«То, что писатели выражают словами, мы, спортсмены, выражаем своими результатами», — сказала Вера, намекая на происходящее в ее стране.

Гимнастка после будет подчеркивать, что лететь на ОИ чехословацким спортсменам Москва разрешила в последний момент. Олимпиаду ждала вся Чехословакия, понимая, что именно к этой сборной будет приковано внимание многих стран. Чаславска добавляла, что каждый спортсмен ЧССР старался выжать из себя максимум, тем более если это касалось противостояния с представителями страны-оккупанта. Вера чувствовала, что выступает как будто от имени своих земляков, и в этом искала силы.

Та Олимпиада запомнилась еще и тем, что за день до церемонии закрытия Чаславска вышла замуж за чешского легкоатлета Йозефа Одложила. Венчание проходило в кафедральном соборе Мехико, а свидетелями действа стали порядка ста тысяч человек.

Давление властей и лечение в психиатрической клинике

Вернувшись из Мексики, почитаемая во всем мире гимнастка стала говорить еще громче, чем раньше. Чаславска критиковала новое руководство страны и его политический курс, возмущалась присутствием в Чехословакии внушительного контингента советских войск. Сначала из-за своей смелости спортсменка лишилась возможности выступать за границей, став невыездной. Затем пришлось попрощаться и со спортивной карьерой: неблагонадежную чемпионку просто-напросто вытеснили из спорта.

Коммунистических властей смущал тот факт, что Чаславска осталась непреклонной и не отозвала свою подпись от нашумевшего манифеста. На гимнастку-диссидентку давили: ей не давали устроиться на работу, дома у спортсменки время от времени проходили обыски. Чаславска рассказывала, что ее хорошие знакомые проводили с ней доверительные беседы и объясняли, как остановить давление власти. Нужно было всего лишь отозвать подпись, и тогда бы прекратилось преследование, появилась работа. Но многократная олимпийская чемпионка и гордость нации не сдавалась, продолжая идти против системы.

Парадоксально, но на фоне всех событий одно из издательств попросило Чаславскую написать мемуары о своей спортивной карьере. В 1972-м в свет выходит книга гимнастки Cesta na Olymp («Путь на Олимп»). Правда, перед печатью над текстом поработали цензоры и вырезали все крамольные моменты, в частности те, что касались событий 1968 года. А рукопись книги конфисковали сотрудники госбезопасности.

В 1979-м у Чаславской появилась возможность заняться тренерской деятельностью. Именитую спортсменку пригласили в Мексику, но Чехословакия олимпийскую чемпионку никуда не выпускала. Тогда Мексика предложила Советскому Союзу помочь с поставками угля на Кубу в обмен на Веру Чаславскую, вопрос был решен. За океаном гимнастку встретили с огромной радостью. Спортсменка два года тренировала девушек и вела собственную программу на мексиканском телевидении.

После того как в Чехословакии произошла Бархатная революция и в стране сменилась власть, Вера Чаславска возглавила Национальный олимпийский комитет, а затем стала советником президента Вацлава Гавела по физкультуре и спорту.

С Вацлавом Гавелом

Но жизнь принесла новые неприятности даже теперь, когда казалось, что все налаживается. Еще до Бархатной революции Чаславска разошлась с мужем, от брака остались двое детей. Однажды, когда 19-летний сын Веры — Мартин встретился со своим отцом, между ними произошла ссора. Отец и сын были пьяны, и в пылу начавшейся драки Мартин нанес Йозефу удар по голове. Упав на пол, бывший легкоатлет сильно ударился и получил серьезную травму. Йозефа отвезли в больницу, где он и скончался.

Мартина приговорили к четырем годам тюрьмы за непреднамеренное убийство. Но президент страны после просьбы Чаславской своим личным распоряжением помиловал парня.

Историю широко освещали не только чешские СМИ, но и зарубежные. Журналисты то и дело допекали Чаславскую неприятными вопросами, пытаясь выведать детали. Гимнастка тяжело переживала очередную жизненную драму и дошла до депрессивного состояния. Как итог — психическое расстройство и лечение в психиатрической клинике.

Последнее испытание

Именитая гимнастка находилась вне общественной жизни более десяти лет, которые ей понадобились на то, чтобы выбраться из эмоциональной ямы. В 2007 году Чаславска снова стала появляться на публике, старалась вернуться к прежней жизни и оказывать поддержку чешским спортсменам.

Но в 2015-м бывшая гимнастка столкнулась с очередным испытанием: у нее диагностировали рак поджелудочной железы. Болезнь прогрессировала, потребовалась операция. «Я постоянно бегаю по больницам и химиотерапиям, — говорила Вера Чаславска за несколько месяцев до смерти. — К счастью, я занималась спортом и мое тело помнит частые нагрузки. Это помогает мне справляться с курсами лечения». Но к лету 2016-го состояние Чаславской ухудшилось, а в конце августа всенародно любимой примы чешского спорта не стало. Она прожила 74 года.

Еще при жизни Веру Чаславску объявили на родине спортивной легендой. Гимнастка до сих пор является обладательницей наибольшего количества золотых олимпийских медалей в истории Чехословакии и Чехии. За спортивные результаты и смелость ее обожали и ценили поклонники из разных стран. А в памяти чехов Чаславска осталась не просто талантливой спортсменкой, добывшей много побед, но и сильной женщиной, которая, поставив на карту собственное благополучие, не молчала в непростое для ее страны время.


Смотри статистику противостояний любимых команд в разделе «Аналитика» на сайте и в приложении Parimatch. Регистрируйся, изучай статистику и выбирай исход матча.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by