Глядя на известных и успешных людей, может показаться, что у них все классно и они понятия не имеют, что такое тоска, отчаяние или депрессия. Однако в жизни знаменитостей, в том числе и спортсменов, неприятности случаются ровно так же, как и у всех остальных. Часто мы даже не представляем, через какие незаметные со стороны испытания проходят кумиры сотен тысяч болельщиков. При этом депрессия в спорте — не такое уж и редкое явление. В совместном спортивном спецпроекте Onlíner и Parimatch мы вспомнили истории некоторых спортсменов, которые боролись с психическими расстройствами. Увы, не всегда успешно.
Будущий олимпийский призер Джерет Петерсон увлекся фристайлом в юности. Парень выбрал для себя лыжную акробатику и не прогадал: он ездил на Олимпийские игры, выступал на чемпионатах мира, в сезоне-2005 Петерсон выиграл зачет Кубка мира в лыжной акробатике. Наивысшим достижением американского спортсмена стало серебро на Олимпийских играх в Ванкувере.
Казалось бы, что жизнь удалась: фристайлисту удалось добиться неплохих успехов, построить хорошую спортивную карьеру. Правда, мало кто знал, что происходило с Петерсоном и как он все время боролся с собой. Психологические проблемы появились у Джерета в детстве: мальчик стал жертвой сексуального насилия. К этому добавлялось еще одно потрясение: пятилетнюю сестру Джерета насмерть сбила машина.
Петерсон нередко впадал в депрессии и пытался выйти из них с помощью алкоголя. Очередной серьезный удар психическому здоровью Джерета был нанесен в 2005 году. Тогда прямо на глазах у спортсмена покончил с собой его близкий друг.
После этого на Олимпийских играх — 2006 случилась еще одна неприятность. В финале после первого прыжка американец шел на первом месте, но смазанный второй прыжок отбросил его на седьмую позицию. А через несколько дней Петерсона исключили из команды за недостойное поведение. Джерет подрался с приятелем в местном баре. В следующие четыре годы фристайлисту не всегда удавалось выступить на соревнованиях, но на Играх-2010 он взял серебро.
Петерсон продолжал бороться с депрессией, которая время от времени накатывала с новой силой. Однажды Джерет признался друзьям, что подумывает о самоубийстве, и потом несколько раз возвращался к этой теме. Чаще всего роль лекарства от уныния выполнял алкоголь. В июле 2011-го Петерсон даже был арестован за вождение в нетрезвом виде.
На следующий после ареста день Джерет отправился в арендованный летний дом, который находился в каньоне Лэмбс. Через два дня полиция обнаружила тело спортсмена с огнестрельным ранением головы. Выяснилось, что фристайлист покончил с собой, выстрелив себе в голову из дробовика. Незадолго до смерти спортсмен набрал номер 911 и сообщил диспетчеру, что хочет покончить с собой. Петерсон объяснил, где он находится, и попросил, чтобы полиция приехала и забрала его тело. Позже полицейские недалеко от машины Джерета нашли его предсмертную записку, но содержание послания так и не обнародовали.
Джерет Петерсон был кумиром многих, его успехами гордились семья и близкие друзья, но это все не помогло ему выбраться и обрести душевное равновесие.
Американский пловец-легенда Майкл Фелпс, которого знают любители спорта со всего мира, тоже не смог уберечься от депрессии. Хотя снова можно задаться вопросом: отчего грустить 23-кратному олимпийскому чемпиону? Оказывается, причины были.
Спортсмен признавался, что временами его атаковали приступы постолимпийской депрессии. Впервые Майкл ощутил, что происходит что-то не то, после Олимпиады-2004, на которой пловец завоевал восемь медалей. В тот период, по словам Фелпса, он страдал очень сильно.
Еще одна волна депрессии накрыла спортсмена в 2008-м, снова после Олимпийских игр. И это — в триумфальный для Фелпса момент, когда американец выиграл в Пекине восемь золотых наград из восьми возможных. С хандрой Майкл предпочитал разбираться так, как ему казалось правильным. Своеобразным «лекарством» для пловца стал алкоголь.
В 2014-м именитого спортсмена арестовали за вождение в нетрезвом виде. Спортсмен превысил скорость и пересек двойную сплошную. Майкла быстро отпустили, и он извинился за свои действия. Примерно в то время к американцу пришло осознание, что депрессия — это болезнь, от которой нужно лечиться.
«Тогда я наконец понял, что это то, кем я являюсь, что это часть меня и это никуда не уйдет. Так что я должен узнать больше об этом. Я должен узнать, зачем я работаю, как я работаю, почему я такой, какой есть», — объяснял Фелпс.
Чтобы побороть депрессию и тревогу, он обратился к лицензированному специалисту. Позже спортсмен скажет, что именно это решение спасло ему жизнь. «Понимаю, от этого нельзя избавиться насовсем, это будет со мной всю жизнь. Но сейчас начинаю разбираться в себе, лучше себя понимать. Не хотел обращаться за психологической помощью, но, как только сделал это, стал больше изучать себя, и мне это помогает. Я лучше понимаю, почему переживаю и нервничаю», — говорил Майкл в одном из своих интервью.
После того как Фелпс научился работать со своими проблемами, он начал помогать и другим. Пловец стал членом консультативного совета и выступал на конференциях, делясь своей историей.
Имя немецкого вратаря Роберта Энке наверняка хорошо помнят многие болельщики. История футболиста стала общенациональной трагедией Германии.
Роберт Энке смог по-настоящему раскрыться и стать железным первым номером в «Ганновере 96». А до выступления за «красных» кипер представлял и «Бенфику», и «Барселону», и «Фенербахче». В Ганновере Роберт быстро пришелся ко двору, став основным вратарем и капитаном команды. Именно выступая за «96-х» Энке был дважды признан лучшим голкипером сезона в Бундеслиге.
Надежная игра вратаря не осталась без внимания, и Энке начал привлекаться в национальную сборную. С ней Роберт в роли второго вратаря поехал на Евро-2008. После ухода из сборной Йенса Леманна у Энке появились все шансы стать первым голкипером Германии на ЧМ-2010. Но в жизни спортсмена было не все так просто.
Когда Роберт Энке выступал за «Барселону», у него проявились первые признаки психического расстройства. Причина — проблемы на работе. Энке, привыкший в прежних командах постоянно находиться в игре и защищать свои ворота, в Каталонии основательно присел на скамейку запасных, с которой никак не мог вырваться. На этом фоне у вратаря стала появляться неуверенность в себе.
Немца отправили в аренду в «Фенербахче». Наверное, Роберт надеялся, что здесь он сможет заиграть, но провел в Турции всего один матч, в котором пропустил три мяча. Обозленные фанаты стамбульского клуба стали посылать с трибун в адрес Энке проклятия и угрозы, в кипера полетели бутылки и зажигалки. Вратарь был настолько шокирован, что решил покинуть Стамбул как можно быстрее. Футболист вернулся в Испанию и несколько месяцев сидел без дела, что очень сильно его угнетало. В то время Роберт впервые обратился к психотерапевту.
Казалось, что, очутившись в «Ганновере 96», Энке нашел свое место и вернул прежнюю уверенность. Но у спортсмена умерла двухлетняя дочь, у которой был врожденный порок сердца. Роберт тяжело переживал смерть дочери, но продолжал тренироваться и играть, чтобы не загнать себя еще глубже. В итоге Энке вернулся на прежний уровень, заиграл в сборной. Вместе с женой Терезой Роберт принял решение удочерить девочку. Казалось, что жизнь налаживается и вратарь смог побороть все свои проблемы.
Ноябрьским вечером 2009 года Роберт Энке находился в городе Нойштадт-ам-Рюбенберге. Футболист остановил свою машину вблизи железной дороги и пошел вдоль рельсов. Примерно через сто метров голкипера сбил экспресс Гамбург — Бремен, который двигался со скоростью более 160 километров в час. Позже станет известно: психотерапевт спортсмена советовал ему лечь на несколько недель в больницу. Но футболист заверил жену и медиков, что с ним все в порядке и он отлично себя чувствует. В найденной предсмертной записке Роберт просил прощения за то, что сказал неправду о своем состоянии.
Вдова Роберта рассказала о страхе погибшего, который очень боялся, что органы опеки могут забрать у него приемную дочь после того, как узнают о расстройстве. А еще в голове футболиста всегда жил страх показаться окружающим слабым и остаться без своей репутации, которую он очень ценил.
Энке не смог выбраться. В последний путь 32-летнего вратаря провожали более 40 тысяч человек.
Возможно, те, кто внимательно следит за итальянским футбольным чемпионатом, в курсе, почему игрок «Аталанты» Йосип Иличич время от времени может пропускать матчи. Причина все та же — депрессия. Ее основы были заложены в детстве будущего футболиста.
Йосип родился в 1988-м в Югославии. Спустя некоторое время город, в котором жили родители мальчика, оказался в центре боевых действий. Йосип был совсем маленьким, когда его отца застрелили. Позже мать будущего футболиста вместе с детьми бежала от войны в Словению. Но происходившее в Боснии наложило отпечаток на психику Иличича: ему часто снились кошмары о войне, мальчик то и дело расспрашивал маму о папе, тосковал по нему и мог заплакать ни с того ни с сего. Йосип рос, привыкая все драматизировать и видеть жизнь в мрачных тонах.
Когда Иличичу был 21 год, он остался без клуба. Спортсмен пережил апатию, думал завязать с футболом и податься в грузчики, потому что ему просто-напросто не было чего есть. Даже когда у Йосипа все более-менее наладилось в карьере, он не мог избавиться от уныния. Часто у футболиста наблюдались перепады настроения: хорошее настроение сменялось приступами истерик. Жена Йосипа рассказывала, что в такие дни даже боялась подходить к мужу. Особенно тяжело было переживать моменты, когда Иличич заводил разговор о суициде.
Футболист обратился к неапольскому психотерапевту, который диагностировал у пациента биполярное аффективное расстройство. Иличичу был выписан курс лекарств, которые помогали держать себя в руках. Но в жизни спортсмена постоянно происходило что-то такое, что повышало его тревожность. Так, Йосипа сильно шокировала смерть его бывшего одноклубника по «Фиорентине» Давиде Астори, который ушел из жизни в 31 год. А затем самому Иличичу пришлось бороться за жизнь, когда у него диагностировали бактериальную инфекцию лимфоузлов. В тот период словенец боялся засыпать, потому что думал, что может не проснуться, как его друг Астори.
Иличич смог выбраться в первую очередь благодаря жене и, конечно же, поддержке одноклубников по «Аталанте». Правда, психические проблемы футболиста никуда не отступили. Психотерапевт спортсмена даже говорил, что игрок может завершить карьеру. Тем более психическая нестабильность Йосипа напрямую отражалась на игре. Если в одном матче словенец мог блистать, то в другом — выглядел совсем невзрачно.
Сообщения о том, что у Иличича снова обострилась болезнь, появлялись в СМИ и в январе нынешнего года. К счастью, Йосип не сдается и продолжает бороться со своими внутренними проблемами. Поэтому словенцу хочется пожелать удачи и здоровья.
Главные спортивные события, инсайды легендарных матчей из мира футбола, хоккея, баскетбола узнавай в совместном проекте Onlíner и Parimatch «Спорт» и пробуй первую бесплатную ставку в 30 рублей. Играй и побеждай!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by