Этот фильм мы даже включали в подборку самых ожидаемых кинопремьер года. Казалось, Netflix готовит годную премьеру, о которой заявил некогда один из наиболее обсуждаемых современных режиссеров. На выходе же получили фантастическую сатиру, но не едкую, а максимально примитивную и тупую. Пожалуй, главное разочарование этой зимы.
Сегодня Жан-Пьеру Жене 68 лет, у него в портфолио необычный и вызывающий артхаус «Деликатесы» — истинно французский бурлеск о семейке каннибалов. Тогда режиссеру было всего 36 лет, и его стали называть одной из ярких и самобытных, только зародившихся звезд, которую ждет большое будущее.
В последующее десятилетие Жене оправдывал возложенные на него надежды. Пусть «Чужой 4» понравился не всем, но это был дорогой проект с яркими акцентами, которые привнес во франшизу режиссер. А в 2001-м вышла «Амели» — как оказалось, самая талантливая работа Жан-Пьера Жене, переплюнуть которую ему так и не удалось.
Снимал он все реже и реже, фильмы в целом неплохие, но до успеха «Амели» недотягивающие. Последние десять лет о Жене практически ничего не было слышно. И вдруг — новость о том, что некогда знаменитый режиссер вздумал тряхнуть стариной и готовит новый проект. Судя по первым кадрам и тизерам, можно было бы ожидать чего-то как минимум необычного, стильного и, возможно, даже со смыслом.
Правда, классические студии в возвращение Жене не очень-то поверили. Зато в Netflix его идею приняли с энтузиазмом. Стриминговый сервис уже не раз давал возможность забытым режиссерам и актерам вернуться посвежевшими благодаря творческой свободе. Ожидалось, что так случится и на этот раз. Но нет. Похоже, некогда чуть ли не главную французскую кинонадежду пора окончательно списывать со счетов.
Середина XXI века, Франция. Люди живут в одинаково стерильных домиках с прозрачными стенами. Кругом — роботы, причем внешне очень похожие на людей. Попадаются и механизированные модели постарше, которые так и называются — «мехи». Правда, собирают их лишь ценители ретро, тогда как корпорация Yonux постоянно клепает все новых и новых роботов. При этом последние какие-то уж очень воинственные. В какой-то момент армия престарелых робокопов решает покончить с доминирующим человечеством и взять власть в свои руки.
Главное — не ждать от «Большого бага» чего-то похожего на «Терминатора». Все события здесь происходят в одном доме с участием семи человек и нескольких домашних роботов.
Устаревшие «мехи» чрезвычайно сентиментальны в отношении людей, а потому хотят сохранить их жизни. Для этого искусственный интеллект блокирует двери дома и не выпускает оказавшихся здесь homo sapiens. Последние, впрочем, ведут себя как озабоченные идиоты и мечтают любыми способами вырваться из ловушки.
Компания и впрямь собралась специфическая. Хозяйка дома Алис принимает у себя бывшего мужа с его новой пассией-секретаршей. Здесь же — немолодой кавалер, ежеминутно пытающийся затащить Алис в кровать (та вроде и не против, в отличие от обстоятельств). Еще у него есть сын-подросток, изъясняющийся на малопонятном молодежном сленге и положивший глаз на дочь хозяйки. Наконец, в гости успела заглянуть престарелая соседка, которая любит во всех смыслах позаниматься с персональным роботом-тренером.
В перерывах между попытками героев переспать друг с другом и выбраться из дома показывают телепередачу Homo Ridiculus. Там роботы держат голых людей в клетках, дрессируют их с помощью плеток и выгуливают на поводках.
Жан-Пьеру Жене очень хотелось снять едкую сатиру на современное общество. Получилось же отвратительное старческое брюзжание. Режиссер чуть ли не из штанов вылезает, чтобы всем-всем продемонстрировать свой сарказм в отношении человечества. Что ж, идея понятна, а реализация подкачала. Агрессивно, без капельки иронии, но очень зло.
От того Жене, которого помнят его поклонники, остался лишь визуальный стиль. «Большой баг» — кино яркое, с китчевой стилистикой, вырвиглазными костюмами и гипертрофированными характерами героев. Вот только сопереживать, в отличие от той же «Амели», здесь некому. Наверняка в этом и была задумка режиссера, выпячивающего человеческие слабости. Что ж, с этой задачей он справился, но это не значит, что фильм стал лучше.
От комедии в «Большом баге» остались несмешные вымученные шутки о сексе и роботах. От фантастики — наверняка недорогие «робокостюмы», а от артхауса — желание режиссера кому-нибудь что-нибудь доказать. За тоннами фарса, желчи, зеленых интерьеров и скучных персонажей разглядеть что-то большее в фильме решительно невозможно.
Хотя при желании найти парочку привлекательных черт в «Большом баге» можно. В первую очередь это роботы — как гуманоидного типа, так и механические ребята. Некоторые из них странные, другие отталкивающие, третьи симпатичные — равнодушными зрителя не оставит ни одна модель. Особенно хороша домашний робот Моник и тот самый «престарелый робокоп», который завоевывает мир.
Еще из плюсов — изобретательный дизайн интерьеров. Художники отлично постарались, чтобы придумать всякие житейские штуки из относительно недалекого будущего. Так что по одному баллу за пару роботов и работу дизайнеров — получаем справедливую оценку для нового и, не исключено, последнего в карьере Жан-Пьера Жене фильма.
В провале его работы кроется и опасность для кино, особенно если говорим о стриминговых сервисах. Вдруг боссы Netflix на примере «Большого бага» увидят, что полная творческая свобода — не всегда хорошо, а прославленные некогда режиссеры не обязательно будут блистать сегодня так же, как и раньше? Надеюсь, до закручивания гаек дело не дойдет и компания не прекратит поддерживать многообещающие, но иногда не столь удачные проекты.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by