Спецпроект

Режут барана на льду и вбивают гвоздь в рельс. Собрали странные традиции спортивных команд

30 декабря 2021 в 12:00
Источник: Сергей Солонкевич. Фото: Getty Images, dailymail.com.uk, goal.com
Спецпроект

Режут барана на льду и вбивают гвоздь в рельс. Собрали странные традиции спортивных команд

Источник: Сергей Солонкевич. Фото: Getty Images, dailymail.com.uk, goal.com

Традиции, суеверия и предрассудки в спорте — это явление, которое существует столько, сколько люди оспаривают между собой звание лучшего в беге, прыжках и других активностях. Большинство традиций спортивных команд и турниров выглядят красиво, действительно имеют смысл и историческую подоплеку. Однако есть и другие принятые нормы, которые со стороны кажутся странными, абсурдными и даже неадекватными. Некоторые из них мы отметили в рамках совместного спецпроекта Onlíner и Parimatch.

Миссия — бросить на лед осьминога

«Детройт Ред Уингз» — одна из самых титулованных и узнаваемых хоккейных команд НХЛ. Но у «красных крыльев» есть не только спортивные фишки. Так, после того, как хоккеисты «Детройта» забрасывают шайбу, фанаты клуба швыряют на площадку мертвых осьминогов. И это не хулиганство, а традиция, которой более полувека.

Говорят, что все началось в 1952 году. Братья Джерри и Пит Кузимано, пришедшие на матч «красных крыльев», бросили на лед мертвого осьминога. По одной из версий, братья Кузимано владели рыбным рынком, по другой — торговали морепродуктами. А бросить осьминога с трибуны им захотелось не просто так. В том сезоне «Детройт» вышел в плей-офф НХЛ, который состоял всего из двух раундов — полуфинала и финала. Любой команде, чтобы стать чемпионом, требовалось выиграть восемь матчей плей-офф. Восемь — именно столько щупалец имеет осьминог. Вероятно, Пит и Джерри Кузимано усмотрели в таком совпадении символизм: восемь щупалец — восемь побед — выигрыш титула.

В том розыгрыше «Детройт Ред Уингз» выиграл все матчи плей-офф и забрал трофей, а СМИ начали трубить о предзнаменовании и удаче, которую принес осьминог. С тех пор фанаты «красно-белых» стали брать на игры любимого клуба осьминогов и бросать их на лед после заброшенных шайб. Традиция почти сошла на нет, когда у «Детройта» наступил непростой и безвыигрышный период. Но спустя время популярность швыряния моллюсков на лед снова возросла.

Традиция настолько прижилась и полюбилась болельщикам, что осьминог стал своеобразным символом клуба, а на домашней площадке появлялись огромные фигуры моллюска. Сейчас для завоевания Кубка Стэнли требуется шестнадцать побед во всех раундах плей-офф. Поэтому, когда «Детройт» борется за трофей, на домашней арене команды со стропил свисают два осьминога.

Болельщики «красных крыльев» бросают моллюсков на лед не только после голов своей команды, но и перед матчами — на удачу. Пусть символические жесты не всегда помогают, это никого не останавливает. Иногда матчи «Детройта» в НХЛ прерываются из-за того, что на льду оказываются осьминоги и их требуется убрать и очистить площадку. НХЛ пыталась бороться с традицией и даже вводила штраф за бросание моллюсков на лед, что очень не понравилось поклонникам «Детройта».

Мыльные пузыри перед домашними играми

У английского футбольного клуба «Вест Хэм Юнайтед» есть интересная традиция: перед домашними играми «молотобойцев» специально нанятый человек пускает на стадионе тысячи мыльных пузырей. Кому-то трюк с мыльными пузырями кажется странным, кого-то раздражает, но факт остается фактом.

У традиции есть история, которой более сотни лет. В 1918 году в Бродвее вышла постановка «Уходящее шоу», в которой звучала песня I`m forever blowing bubbles («Я вечно пускаю пузыри»). Позже об успешном мюзикле узнали в Великобритании, а песня из него пришлась европейцам по вкусу и стала популярной на островах.

Полюбил песню и Корнелиус Бил, который руководил объединением школьных коллективов в районе Лондона, где находилась база «Вест Хэма». Бил любил музыку, писал стихи и на мотив песни про пузыри придумывал чанты для каждого новичка команд.

Одним из таких новичков был лондонский паренек Уильям Мюррей, который походил на мальчика с картины художника Джона Милле «Мыльные пузыри». На полотне изображался мальчик, наблюдавший за тем, как мыльный пузырь улетает вверх (позже картина использовалась в рекламе мыла). Параллели напрашивались сами собой. У Мюррея появилось прозвище Bubbles, а фаната «Вест Хэма» полюбили песню I`m forever blowing bubbles и стали ее распевать на матчах «молотобойцев».

Уильям Мюррей не стал выдающимся футболистом и мало чем запомнился публике, но фанаты стали распевать песню из мюзикла, и она передавалась от одного поколения болельщиков к другому. А в конце ХХ века фаны «Вест Хэма» захотели войти в Книгу рекордов Гиннесса. Придя на матч любимой команды, несколько десятков тысяч зрителей стали одновременно выдувать мыльные пузыри.

Так родилась традиция: перед игрой звучит песня I`m forever blowing bubbles, а болельщики в это время пускают мыльные пузыри. Позже клуб взял традицию в свои руки. На стадионе появилась установка, запускающая тысячи мыльных пузырей. Посетителям арены остается лишь распевать песню и наслаждаться зрелищем.

Жертвоприношение на льду

Казахстанский хоккейный клуб «Барыс» известен белорусским любителям спорта в первую очередь своим выступлением в КХЛ. В лиге «Барыс» играет с момента ее основания. За эти годы клуб представляло немало легионеров, и некоторые из них стали свидетелями диковатых для ХХІ века ритуальных действий. На домашней арене «Барыса» время от времени принято резать барана и кропить его кровью лед и раздевалку. Этот обычай стал пусть и не регулярной, но традицией.

Например, барана зарезали в октябре 2015-го, перед первым официальным матчем «Барыса» на его новой домашней площадке в Нур-Султане. Кровью животного окропили арену и раздевалку казахстанского коллектива. Жертвоприношение состоялось накануне встречи «Барыса» и питерского СКА, в которой победила команда из Казахстана.

Тогда в клубе, видимо, подумали, что именно принесение барана в жертву (кому?) повлекло за собой успех. Так появилась традиция, к которой стали иногда обращаться. В 2017 году, когда у «Барыса» не ладились дела в КХЛ, в клубе снова решили пойти по проторенному пути привлечения удачи. Перед началом тренировки на глазах у всей команды зарезали очередного барана, а его кровью побрызгали на ворота. История вышла за пределы клуба, и в СМИ появилась информация, что некоторым легионерам от увиденного стало не по себе.

Ритуальное действо обсуждали на форумах и в соцсетях так бурно, что пресс-секретарю «Барыса» Евгению Акманову пришлось давать официальный комментарий по поводу смерти животного. Представитель клуба сказал, что жертвоприношение — это казахская традиция, к которой нужно относиться с уважением. По словам Акманова, плохо при виде крови никому не стало и все хоккеисты спокойно отреагировали на традицию.

Забить железнодорожный гвоздь в рельс

В футбольной команде североамериканской лиги МЛС «Атланта Юнайтед» есть, на первый взгляд, странная традиция: один из футболистов клуба после домашнего матча забивает в рельс железнодорожный костыль. Этого момента всегда с интересом ждут болельщики и журналисты. А дело вот в чем.

«Атланта» была основана в 2014 году. Создатели клуба хотели подчеркнуть историческое прошлое города и связь команды с населенным пунктом, который она представляет. Поэтому на эмблеме «Атланты Юнайтед» есть две вертикальные черные полосы, которые символизируют железную дорогу.

В 1836 году на месте, где позже появится город, было решено построить железнодорожную станцию. Причем не простую, а конечную. Через год станция появилась, а землемер якобы где-то рядом воткнул в землю кол, вокруг которого стало разрастаться поселение. Этому в немалой степени способствовала появившаяся железная дорога.

«Атланта Юнайтед» стала своеобразным проводником истории города в спорт. Перед матчами игроки команды расписывают огромный железнодорожный костыль, который забивает, как правило, известный человек. А после игры футболист, признанный лучшим в составе «Атланты», забивает уже стандартный железнодорожный гвоздь в одно из отверстий, проделанных в куске настоящего рельса. Кому-то это может показаться странным, но благодаря уникальной традиции игроки могут лучше понять, город с каким прошлым они представляют в чемпионате.

Девушка с бесплатными ирисками

Еще одну традицию мы подсмотрели в Англии. Перед домашними играми ливерпульского «Эвертона» девушка бросает на трибуны или раздает болельщикам ириски. При этом одета она в традиционный местный наряд.

Зачем все так сложно, спросите вы. На самом деле, корни этой традиции на поверхности. Одно из прозвищ «Эвертона» — «ириски» (самое распространенное, кстати). Сегодня никто не знает точно, почему ливерпульский клуб стали называть «ирисками», но куда же мы денемся от легенд?

Эвертон — это городской район Ливерпуля, в котором еще в ХVIII веке начали работать несколько магазинов, торгующих конфетами, в том числе и ирисками. Футбольный клуб, названный так же, как и район, основали в 1878 году при англиканской церкви Святого Доминго. В день игр рядом с полем, на котором играла команда, часто появлялась некая Матушка Бушелл и продавала конфеты. А еще получить «сладкое» прозвище «Эвертон» мог из-за того, что собрания клуба проходили в так называемом «доме ириски» (Ye Anciente Toffee House).

Позже клуб перебрался на «Гудисон Парк» — стадион, открытый в 1892 году, на котором команда играет и по сей день. Рядом с полем находился кондитерский магазин мисс Ноблетт. Такую конкуренцию Матушке Бушелл было выдержать непросто. Но клуб пошел торговке навстречу и разрешил продавать конфеты прямо на стадионе. Матушке Бушелл в ее бизнесе помогала внучка. В игровой день девушка по настоянию бабушки надевала свой лучший наряд, брала корзину с ирисками и отправлялась на стадион.

Сейчас девушку-подростка, которая будет раздавать ириски, выбирает Клуб болельщиков. И перед матчами «Эвертона» зрители могут прикоснуться к традиции клуба и угоститься конфетой.


Проходи квесты, открывай праздничные коробки — и получай баллы! Больше баллов — больше выигрыш: на кону 300 000 рублей! Залетай на лендинг с правилами — там подробно расписаны условия и механика розыгрыша. А в самый жаркий период с 29 декабря по 4 января ты можешь выиграть сразу 100 000 рублей. Не упусти свой шанс!

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Статускво», УНП 101011505.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by