11 205
25 декабря 2021 в 14:00
Источник: Антон Мацулевич

Десять альбомов 2021 года, которые стоит послушать

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Успеваем запрыгнуть в последний вагон уходящего в 2022 год поезда и подводим музыкальные итоги. Без рейтингов и топов — просто десять отличных альбомов, которые стоит послушать. Здесь и новая Адель, и очередной эксперимент Tyler The Creator, и апокалиптическая запись Ника Кейва, и модники Turnstile. Короче, вы совершенно точно найдете что-нибудь, что понравится конкретно вам. Читайте и слушайте нашу подборку и выбирайте подходящий саундтрек на конец этого безумного года. 

Adele

«30»

Этот альбом вышел совсем недавно, так что воспоминания еще свежи. Мощная промокампания, крепкие синглы, харизматичные интервью самой артистки — шансов пропустить «30» не было никаких. Адель, как и прежде, страдает настолько профессионально, что важные, но достаточно банальные темы материнства, развода, репутации звучат здесь очень мощно. Каждая песня, даже и не самая обязательная, исполнена так круто, что эффект от простых, казалось бы, ходов и гармоний усиливается многократно.

Британская певица не только идеальная ролевая модель, но и блестящая исполнительница, которая делает настолько сложные и еле уловимые вещи, что повторить их практически невозможно. В этом плане немногочисленные продюсеры из Швеции, США и Великобритании вытягивают «30», а Адель помогает песням раскрыться и зазвучать. Задача продюсеров в таком случае — просто дать качественный материал, не мешать и следить за волшебством. По сути, любая из этих песен могла бы оказаться на песенном конкурсе «Евровидение» в распоряжении какой-нибудь куда менее мастеровитой звезды локальных размеров и пропасть в море похожих композиций. В этом и прелесть Адель: у нее круто звучит даже относительно проходной материал. Предсказуемо «30» оказался в топах практически всех музыкальных изданий и сделался одной из главных пластинок 2021 года.

Nick Cave / Warren Ellis

Carnage

Ник Кейв умеет страдать так, как никто другой. Причем это не какая-то дешевая спекуляция, а именно глубокое чувство, аргументированное и выстраданное артистом от и до. Австралиец на каждом своем альбоме каким-то чудесным образом делает личное публичным, но при этом не скатывается в пошлость, а транслирует действительно сильные эмоции. Только попробуйте с этим поспорить: моментально получите звание заслуженного сухаря. Carnage Кейв записывал вместе со своим другом и соратником Уорреном Эллисом, с ним же он к концу года выпустил отличный саундтрек к документальному фильму La Panthére des Neiges. На Carnage, камерной и тихой записи, музыкант с личных трагедий переключается на трагедии и переживания внешние. Если предыдущие свои работы он практически целиком посвятил погибшему сыну, то на этот раз в фокусе внешние катаклизмы. Предчувствие апокалипсиса, затишье перед бурей, отстраненное созерцание катящегося в пропасть мира: перед вами прекрасный саундтрек неизбежного конца света. И Кейв, словно побитый сединой пророк, наблюдает за происходящим откуда-то свысока и просто фиксирует тревожный момент. Тяжелая, но очень красивая запись.

Converge & Chelsea Wolfe

Bloodmoon: I

Еще один совсем свежий релиз и практически идеальная коллаборация двух мощных творческих единиц. Готическая дива Челси Вулф в 2019 году представила шестой полноформатник Birth of violence — мрачную фолк-запись, где нашлось место и отличным поп-номерам вроде Deranged for Rock & Roll. Converge четыре года назад выпустили крутейший The dusk in us, который с одинаковым энтузиазмом расхваливали и Pitchfork, и Rolling Stone. При этом музыканты (при всей их любви к мрачной и тяжелой музыке) очень разноплановые и теоретически могли бы идеально дополнить друг друга.

Так и получилось: запись полна сюрпризов и неожиданностей. В одной композиции могут прекрасно уживаться дроун и тягучие мелодии Челси Вулф и гитарный хаос и лютая агрессия хардкорщиков Converge. Все это каким-то удивительным образом звучит очень органично и уместно, так что вот это взаимодополнение друг друга пошло музыкантам на пользу. Оценки альбом получил достаточно неоднозначные: Pitchfork его откровенно залажал, другие же включили в топ по итогам года. Запись действительно откровенно нишевая и понравиться может далеко не всем. Но в рамках жанра она звучит очень мощно, будто Вулф и музыканты Converge долго не могли найти друг друга, а когда все же отыскали, на радостях записали свой лучший альбом.

The Weather Station

Ignorance

Ignorance — одна из главных записей 2021 года и засветилась практически во всех топах авторитетных изданий. Хотя до недавнего времени было не очень понятно, как в первую очередь представлять Тамару Линдеман — то ли как канадскую актрису, то ли как участницу фолк-группы The Weather Station. В 2018 году у коллектива вышел одноименный альбом — сборник олдскульных композиций, который метил в максимально широкую аудиторию (послушайте хотя бы сингл Kept It All to Myself). Но окончательно раскрылась Тамара Линдеман только сейчас — на пятом студийном альбоме The Weather Station. Канадская группа превратилась в мини-оркестр, который прекрасно дополняет тихие, интровертные песни Линдеман и превращает их в маленькие шедевры. Несмотря на то что в какой-то мере композиции с Ignorance текстоцентричны, не проседает и музыкальная составляющая: отличные мелодии, грамотные и красивые аранжировки, общая динамика композиций — даже тихий вкрадчивый вокал Тамары Линдеман на фоне всего этого буйства звучит уместно, настолько идеальный баланс нащупали музыканты группы. Теперь уже точно ясно: Тамара Линдеман — музыкант в первую очередь. Ну и The Weather Station послушать нужно обязательно.

Wolf Alice

Blue Weekend

Британская группа Wolf Alice стала мейнстримным явлением еще до выхода дебютного альбома — так ее захвалили критики и пресса. Престижные награды, эфиры на ведущих радиостанциях, слоты на фестивалях. Такой кредит доверия, разумеется, породил и целую армию скептиков, на глазах которых сгинула не одна такая «перспективная» группа. Но тут все сложилось иначе: Wolf Alice действительно выросли в большую группу и полностью оправдали надежды британских специалистов. По крайней мере, два предыдущих альбома коллектива были восприняты максимально тепло.

Альбом Blue Weekend — это еще один шаг вперед: пластинка достигла высших позиций в британских и шотландских чартах, и это вполне объяснимо. Лондонцы записали идеальный альбом на стыке рока и поп-музыки: прекрасные мелодии, отличные аранжировки, очень разнообразный материал, который варьируется от гулких поп-гимнов до карикатурного панк-рока — группа демонстрирует свой безграничный потенциал и выдает альбом, каждая песня из которого могла бы стать успешным синглом. На уровне синглов здесь можно смело выделить 5—6 песен, а это уже большой успех для современного альбома. Главное, что при всей своей форматности и радийности Wolf Alice не потеряли главное: едва уловимое обаяние, которого лишены «стадионные» коллеги музыкантов.

Deafheaven

Infinite Granite

Странно, но каким-то чудесным образом группа Deafheaven из чисто нишевого явления вырулила в мейнстрим и протоптала себе дорожку на крупные фестивали. Это редкое явление: достаточно специфический коллектив одинаково уважаем и поклонниками экстремальной музыки, и меломанами в широком смысле. Infinite Granite — это еще один шаг в сторону от субкультурности и жанровых клише. Здесь Deafheaven окончательно избавляются от ассоциаций с блэк металом и делают звук еще более воздушным: это уже шугейз, в котором нет места ни бластбитам, ни скримингу. Здесь можно найти влияние групп вроде My Bloody Valentine или Katatonia, так что если вдруг любите эти коллективы, то включайте Infinite Granite и даже не сомневайтесь.

Смена жанровых рамок пошла Deafheaven на пользу: альбом получился разнообразным, у музыкантов появилось больше пространства для экспериментов и полета мысли — и в итоге группа выпустила лучшую запись в своей карьере. Возможно, ее слегка недооценили. Возможно, этот период для группы — переходный. Но тем интереснее наблюдать, что же будет с Deafheaven дальше и как далеко заведут музыкантов эти эксперименты.

Turnstile

Glow On

Моднее уже некуда. Группа Turnstile из чисто субкультурного явления превратилась чуть ли не в главную гитарную группу 2021 года. А после выхода Glow On эту репутацию уже никто не посмеет оспорить. Альбом занимает верхние позиции практических во всех топах: не важно, сумасбродный ли это Pitchfork или же традиционный Rolling Stone — и там и там одинаково захваливают американцев. Turnstile прекрасно соблюдают баланс между агрессией и духом панк-хардкора и популистским подходом к сочинительству. Здесь хватает всего: и кроссжанровых экспериментов, и шумных гитар, и поп-мелодий — чего тут только нет. Вполне объяснимо, что группа нравится всем: она очень модная и поэтому близка прогрессивному слушателю, она бережно относится к традиции и поэтому удерживает ортодоксальную аудиторию. Glow On не портит даже гигантский трек-лист, потому что большинство этих песен не дотягивается и до хронометража в три минуты. Очень резвая, крепкая и бесконечно модная работа, которую просто грех пропустить.

Japanese Breakfast

Jubilee

Специально для записи этого альбом Мишель Цаунер брала уроки фортепиано и изучала теорию музыки. То есть изначально планы у артистки были большие. Впрочем, подход демонстрирует не только амбиции Мишель, но и ее отношение к делу. Результат перед вами — новый альбом проекта Japanese Breakfast, который сейчас хвалят вообще все.

Jubilee — это эклектичная запись. Здесь и эксперименты с шугейзом, и загогулистый арт-рок, и прифанкованная поп-музыка, и гулкие и очень трогательные баллады. Вдобавок это первый по-настоящему светлый альбом в дискографии певицы, потому что предыдущие так или иначе были связаны с личным трагедиями и переживаниями. Безусловно, совершить такой резкий тематический переход непросто, и Jubilee все равно получился с некоторым оттенком грусти. Но не это важно. Главное, что это очень зрелая, сложная и красивая работа, в которой при этом нет никакого занудства. У Мишель получилась внежанровая работа, в которую она вложила все свое мастерство. И душу, разумеется. И это почувствовали все.

Tyler the Creator

Call Me if You Get Lost

У Tyler the Creator репутация чуть ли не главного выдумщика и затейника в мире хип-хопа. И это при живом-то Канье Уэсте. У обоих, кстати, в этом году случились релизы. И оба устроили из них настоящее шоу. Про Уэста вы и так все знаете, потому что об этом писали даже там, где обычно не пишут. У Тайлера кампания была поскромнее (но ненамного), так что информация наверняка долетела не до всех. В начале июля в США появился таинственный рекламный щит с надписью Call Me if You Get Lost и номером телефона. Человек, который решался позвонить по нему, прослушивал запись телефонного разговора между Тайлером и его матерью. Так человек догадывался, что Tyler the Creator снова что-то задумал.

Предыдущий альбом рэпера Igor стал одним из самых заметных релизов прошлого года, поэтому никто не ожидал, что Тайлер вернется так скоро. Но он вернулся и снова выпустил концептуальный и очень крепкий альбом. В Call Me if You Get Lost вы не услышите жанровых клише и самоповторов. Здесь есть и настоящий олдскул, и экспериментальный хип-хоп с диссонирующими семплами, и синтетический соул прямиком из 80-х — стилистика записи пляшет от песни к песне, альбом напоминает лоскутное одеяло, но в этом его прелесть.

Squid

Bright Green Field

Squid — скромная молодая группа из Брайтона, о которой всерьез заговорили только сейчас (и которая сейчас наверняка подумывает о смене названия). Музыканты выпустили дебютный альбом Bright Green Field, и по его обложке можно обманчиво рассудить, что перед тобой очередной воздушный фолк-альбом менестреля-мечтателя. Но это ошибка: в качестве источника вдохновения музыканты называют Neu!, а критики сравнивают молодую группу с Black Midi, Fountaines D.C. и прочими коллективами на слуху, хотя лучше всего в этот ассоциативный ряд ложится Modest Mouse времен We were dead before the ship even sank. Рваные гитарные риффы, нервный, экспрессивный и очень театральный вокал барабанщика Оли Джаджа — все это весьма напоминает Modest Mouse, хотя британцы предлагают слушателю куда более сложные структуры и заигрывают с мат-роком настолько, что отпугивают любителей простых и понятных песен.

В Bright Green Field придется вслушиваться, разбираться в нем, в его ритмах и мелодиях, тогда терпеливому слушателю альбом раскроется и принесет массу удовольствия. Критики расхваливают дебютную запись британцев и ставят за нее очень высокие оценки, так что хотя бы попробовать послушать эту музыку однозначно стоит. Забавно, что вышедший в этом году альбом black midi, от которых ожидают куда большего, получился гораздо слабее дебюта из Брайтона, свежего, бодрого и изобретательного.

наушники, мониторные (охватывающие), для аудиофилов, 6-38000 Гц, кабель 3 м
наушники, внутриканальные, портативные/для аудиофилов, 10-40000 Гц, кабель 1.2 м
наушники, мониторные (охватывающие), для аудиофилов, 15-50000 Гц, кабель 2 м

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Антон Мацулевич