Конституционная комиссия из 36 человек работает полгода. По итогу она предлагает изменить 53 статьи Конституции, ввести 14 новых статей и 2 статьи исключить. В частности, сохранить президентскую форму правления, но провести перераспределение полномочий между президентом, парламентом и правительством.
Закрепить и установить конституционный статус Всебелорусского народного собрания, которое в таком случае станет новым органом в системе государственной власти.
«Сохранить историческую правду и память о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
Конкретизировать конституционные основы избирательной системы и поднять конституционный статус Центральной избирательной комиссии.
Ограничить сроки президентского правления
«Здесь имеются три варианта. Первый — сейчас эту норму, ст. 24, не изменять, не трогать. Поскольку это положение рассматривалось на референдуме в 1996 году о сохранении смертной казни. Были предложения изменить эту норму, ст. 24, и установить смертную казнь только за преступления террористической направленности, где гибель людей произошла. Третий вариант — вообще поставить вопрос об отмене смертной казни».
Лукашенко также заявил, что вопрос об отмене смертной казни следует отнести в будущее.
«Если уже на то пошло, рассмотреть его отдельно на референдуме. И людям об этом сказать», — сказал он. По мнению Лукашенко, сегодня большинство белорусов выступает за сохранение крайней меры наказания.
«Я всегда говорил: я не могу подписать указ вопреки тому, что было на референдуме. Запад это не слышал. Они слушали мою мотивацию, а потом я понимал, что они кукиш в кармане держали, просто помалкивали, а потом за глаза меня критиковали. Но согласитесь, что я поступил честно. Я не стал идти вопреки мнению народа. Хотя, если бы я подписал указ о приостановлении смертной казни, думаю, рейтинг бы мой не упал. Но я на это не пошел, понимая, что это нельзя делать. Потому что народ принял вот такое решение, сохранив смертную казнь на референдуме. Конституционным большинством, по-моему».
Как пишет БЕЛТА, Лукашенко отреагировал на разговоры о том, что он якобы может занять пост председателя ВНС и в этом статусе определять, кто будет президентом. По его словам, даже если он возглавит ВНС, то определяться с кандидатурой нового президента будет только народ.
«Как мы определим по Конституции — так будет избираться президент», — подчеркнул он.
Как отмечал Петр Миклашевич, у членов Конституционной комиссии остались расхождения по вопросу формирования Всебелорусского народного собрания, а также его полномочий. В частности, члены комиссии не пришли к единому мнению, надо ли задействовать Всебелорусское народное собрание в разрешении вопроса о легитимности выборов президента.
Второй вопрос — участие трудовых коллективов в выдвижении кандидатов в депутаты.
«Важно, чтобы вся проводимая работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ. Как я уже говорил, референдум состоится не позднее февраля будущего года», — сказал Александр Лукашенко.
«Думаю, Всебелорусскому народному собранию надо придать полномочия изменения Конституции. Законотворчество — это серьезная вещь. И, может быть, нам, сформировав Конституцию на референдуме, все-таки дать право вносить изменения и дополнения Всебелорусскому народному собранию», — сказал Александр Лукашенко.
Кроме того, Лукашенко высказался о возможных полномочиях ВНС. Среди них формирование состава Центризбиркома и Конституционного суда, а также общественный контроль за решениями нового президента, когда он будет избран.
«Формировать функции, полномочия и само ВНС надо из практики и из той жизни, которая складывается у нас сегодня. Но не тащить туда лишние функции. Ибо мы разрушим существующую систему власти, где у нас президентская республика (она должна остаться)», — заявил Лукашенко.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро