10 августа 2021 в 11:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Потратили $60 тысяч и не думаем, что все окупится». Как немец и кыргыз придумали крутой фестиваль на берегу Иссык-Куля

Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

Несколько лет назад немецкий диджей Дэвид впервые побывал на озере Иссык-Куль и влюбился раз и навсегда. Его любовь имела вполне ощутимые последствия: вскоре на диком берегу бескрайнего озера вырос теплый ламповый фестиваль Kol Fest, который Дэвид придумал вместе со своим другом и партнером Чингизом. Вместе с Samsung Galaxy S21|S21+ мы продолжаем исследовать «выжившие» фестивали 2021-го и рассказываем, как организовать крутой оупен-эйр в диких условиях за $60 тысяч.

На прошлой неделе мы рассказали вам про удивительный фестиваль в самом сердце Кыргызстана — оупен-эйр с европейской концепцией и среднеазиатским колоритом. Даже по нашим меркам он совсем небольшой: в этом году на него приехали 700 человек. Но несмотря на это, примечательный: потому что меняет ландшафт и постепенно становится важным туристическим событием в стране, которая постепенно избавляется от советского прошлого. Сегодня вторая часть нашего рассказа. Знакомьтесь, это Дэвид и Чингиз — немец и кыргыз, которые сделали прекрасный Kol Fest.

«Кыргызстан — это новая Грузия». Как это все случилось

У Дэвида с женой Терезой есть традиция: каждый год они устраивают себе челлендж. Он не связан с работой или семейными делами, но призван объединять супругов.

— Однажды наши друзья вернулись в Германию из путешествия по Кыргызстану, — рассказывает немецкий диджей. — Рассказов было очень много, а особенно про Иссык-Куль. Меня это очень заинтересовало и вдохновило, особенно когда друзья сказали: «Здесь обязательно нужно делать фестиваль». Мы с Терезой решили сами это увидеть и поняли, что Кыргызстан прекрасен. Во времена до пандемии, когда туризм был не исключением, а правилом, у меня было четкое ощущение, что Кыргызстан — это новая Грузия. В общем, нам так понравилось, что решили действительно сделать здесь фестиваль. 

Дэвид написал своему знакомому Чингизу, с которым немец сдружился во время международной конференции, и предложил ему работать над фестивалем вместе. Чингиз согласился.

Чингиз учился в университете в Бишкеке, потом отучился два года в Лондоне, некоторое время пожил в США и поработал в ООН, а в итоге вернулся в родной город, стал преподавать международное право, а параллельно — организовывать международные конференции и другие мероприятия. В общем, человек опытный и знакомый с особенностями организации массовых мероприятий в Кыргызстане.

— Он позвонил мне и предложил обсудить идею. «Мне нужна твоя помощь: я привожу диджеев, музыкантов, пишу весь концепт, а ты занимаешься инфраструктурой». Мы собрали еще четырех человек — тоже из Германии — и поделили между собой зоны ответственности. Для нас это все новое: в Кыргызстане никогда такого не было, и здесь слово «фестиваль» используют не по назначению, — говорит Чингиз.

Так начался большой и сложный челлендж. Чингиз и Дэвид собрали команду, объездили весь южный берег Иссык-Куля, дикий и не облагороженный инфраструктурой, и в итоге нашли для фестиваля идеальное место — территорию детского лагеря недалеко от села Боконбаево.

— Мы объездили несколько детских лагерей на южном берегу, поговорили с хозяевами. Кто-то нас понял, кто-то нет, но именно здесь хозяйка сказала: «Что я могу для вас сделать, чтобы фестиваль состоялся?» То есть вопрос не шел про деньги или какую-то выгоду. Это подкупило сразу же, и мы начали подготовку. 

Облагородить дикое место нужно было полностью: расчистить территорию от камней, провести электричество, поставить туалеты и бар, организовать зоны отдыха и смонтировать сцену. Этим занималась команда фестиваля: организаторы и волонтеры. В итоге было несколько моментов, когда фестиваль был под угрозой отмены из-за непредвиденных обстоятельств, но как-то удалось выдержать.

Играть на Kol Fest приехали в основном друзья Дэвида: не какие-то суперзвезды, а люди, которые любят музыку и им в кайф сыграть на сцене в Кыргызстане и заодно попутешествовать. А Чингиз пригласил артистов из Бишкека.

— Посмотрите: это место — одно из лучших, что я видел в своей жизни. А если все это объединить с музыкой, зонами отдыха, получится едва ли не идеальный фестиваль, — говорит Дэвид. — Моим друзьям, публике настолько все это понравилось, что мы даже не обсуждали, стоит ли продолжать Kol Fest. Конечно, стоит!

«Бюджет — $60 тысяч. Деньги я вкладывал из своих сбережений»

В прошлом году фестиваль пришлось отменить из-за пандемии, хотя предварительные продажи билетов шли отличными темпами: публика распробовала Kol Fest и захотела еще. А в феврале 2021 года организаторы приняли тяжелое решение: проводить фестиваль несмотря ни на что.

— Мы оценили риски и решили, что при нынешней ситуации в Кыргызстане можно проводить фестиваль. Плюс нашелся партнер, который решил поддержать фестиваль и дать деньги на оборудование. Это и стало решающим фактором, — рассказывает Чингиз. — На данный момент бюджет фестиваля — $60 тысяч. Деньги я вкладывал сам — из своих накоплений и по мере продажи билетов. Причем я не думаю, что мы хотя бы выйдем в ноль. В следующем году — может быть, но не сейчас. Мы рассчитывали на тысячу билетов, а продали около 700, расходы увеличивались с каждым днем, многие из них были непредвиденными. Но вся команда была готова работать за оплату по факту, и никто не обсуждал сумму заранее. Рассчитывали, что будем продавать билеты и постепенно окупать затраты…

Чингиз улыбается. Для него финансовые потери не трагедия, и он уже начинает планировать следующий фестивальный сезон: если в этом году публике понравится, то в следующем наверняка дела пойдут гораздо лучше.

— Мы хотим сохранить атмосферу фестиваля и не планируем делать его слишком масштабным. Для нас важно сохранять сообщество людей, которые ценят такой вид отдыха. Половина наших гостей — это туристы или иностранцы, которые живут в Бишкеке: сотрудники международных организаций, работники посольств. Местные ребята — это люди, получившие хорошее образование, золотая молодежь Бишкека. Таких мало — через три улицы от них может жить человек, который никогда в жизни не видел ничего подобного. Таких, к сожалению, большинство. Но у нас появляется альтернативная группа людей — средний класс, интеллигенция. Эта публика — исключение из правила. Наверное, как и в любой стране, только в других пропорциях. 

Фиксированные тарифы в такси и туристическая милиция. Как здесь все устроено

Южный берег озера Иссык-Куль считается диким: сюда едут туристы, которые хотят насладиться природой и готовы пожертвовать ради этого комфортом. Это полная противоположность северному берегу с дорогими пансионатами, масштабными дискотеками и другими благами. На юг человек едет, чтобы поставить палатку или остановиться в кемпинге или юрте и наблюдать за природой.

Kol Fest в этом плане максимально подходит для такого отдыха: здесь, конечно, есть стандартные для фестиваля условия вроде воды, электричества, туалетов и палаточного городка, таксистов у входа, охраны и дежурных милиционеров, но все равно устроено все таким образом, чтобы человек минимально отвлекался от природы и музыки.

Живут люди в удобных гостевых домах, юртах или палатках в зависимости от того, насколько им хочется комфорта. Вот так, например, выглядят гостевые дома.

А это уже юрты — все максимально аутентично.

Если человек остановился в палатке, то может устроить себе пляж прямо рядом с входной дверью в жилище.

А вот остальным нужно немного прогуляться, чтобы искупаться в прохладном озере. Здесь же устраивают пикники местные: раскладывают целое застолье с обязательным арбузом, который охлаждается в озере.

С фестиваля людей развозят таксисты — местные жители, которые готовы домчать до гостевого дома за фиксированную стоимость: 150 сомов — что-то около $2. Попробуйте проехать хотя бы 100 метров за такие деньги с фестиваля в Беларуси. Еще по расписанию ходят микроавтобусы, и организаторы всех просят пользоваться этим транспортом и не садиться пьяными за руль.

За безопасностью здесь следят сотрудники полиции и туристической милиции (в Кыргызстане есть такое подразделение), а кроме людей в форме на фестивале дежурят охранники — их тоже набирали из местных жителей, и те отлично справляются.

Вообще коммуникация с госорганами проходят по принятым здесь законам и завершается масштабным застольем для людей с борсетками в одном из фестивальных шатров. Бар в этом году организаторы сделали своими силами: закупили алкоголь, поставили холодильники и пригласили барменов работать за гонорар. Было сложно: нужно было просчитать объемы, чтобы фестивальная публика вдруг не осталась среди степи без допингов. Но вроде бы все оказались довольны.

Про еду мы уже рассказывали: местные жители готовят здесь в полевых условиях бешбармак, плов, манты с тыквой, салаты и куурдак — очень вкусно и нажористо: порции точно хватит, чтобы потом тусоваться всю ночь.

«Мы ехали 18 часов, чтобы здесь сыграть»

Многие из музыкантов, которые выступают на Kol Fest, это друзья Дэвида. Они готовы приезжать сюда бесплатно и играть хоть для десяти человек — им в кайф. С Ви Мукарати немец познакомился на фестивале в Зимбабве несколько лет назад: у Дэвида, как вы понимаете, обширная гастрольная биография.

— Я сейчас живу в Швейцарии и прилетел сюда из Женевы, — рассказывает зимбабвийский музыкант. — Сначала думал, что будет тяжело добираться со всеми этими ковидными ограничениями, но по итогу все оказалось куда проще. Приехал и кайфую: для меня Кыргызстан — это вообще другой мир: он очень сильно отличается и от Европы, и от родной Африки. А вот это место я вообще считаю одной из лучших фестивальных локаций, что видел в жизни. Посмотрите: с одной стороны горы, с другой вот это нереальное озеро. Круто же!

У нас, кстати, тоже есть крутые фестивали. Да, про Зимбабве все в основном думают, что это очень бедная страна, где живут нищие люди. Но это то, о чем пишут крупные медиа. То, что их привлекает. А на самом деле у нас есть крутая движуха и много аутентичной музыки. Приезжайте — сами все увидите.

Кажется, путь Ви Мукарати из Женевы в Бишкек был куда проще, чем у ребят из Узбекистана. Участники Flyin Up говорят, что их дорога в столицу Кыргызстана заняла 18 часов.

— У нас очень дорогие перелеты из Ташкента в Бишкек, поэтому пришлось добираться по дороге и переходить границу пешком, — рассказывают музыканты. — Но оно того стоило: мы давно хотели выступить здесь. Прочитали как-то про фестиваль и офигели, насколько здесь круто. У нас в Узбекистане тоже проводится похожий фестиваль, только более масштабный. Называется «Стихия» — это рейв прямо на месте высохшего Аральского моря, среди ржавых затонувших когда-то кораблей. Выглядит очень атмосферно, хоть это и место глобальной экологической катастрофы. 

Вообще наша рок-сцена, конечно, скромнее, чем в Беларуси. Групп не так много, но мы сами стараемся делать движуху, организовывать фестивали в Ташкенте. Что-то потихоньку развивается, хотя наша группа сейчас самая крутая в Ташкенте, честно говорим!

А это уже местные ребята: группа Pishpek City, про которую мы немного рассказывали в прошлом материале. Это один из самых заметных рок-коллективов в стране, хоть и аудитория в Бишкеке для рок-концертов немноголюдная.

— Это примерно 2 тысячи человек, костяк, — говорят кыргызские музыканты. — Понятно, что на все концерты они не ходят, так что местами получаются грустные цифры. Но для нас это не так важно: нам просто в кайф делать музыку, играть вместе, выступать где-то. Главное, чтобы не заканчивался энтузиазм и желание что-то делать, а у нас с этим полный порядок. 

В Бишкеке бывает мало фестивалей, так что Kol Fest — это скорее приятное исключение. В основном у нас коммерческие вечеринки и кавер-бэнды, а вот коллективов, которые делают авторскую музыку, не так уж и много. Но благодаря вот таким фестивалям что-то двигается с мертвой точки. 

Что будет дальше? 

Чингиз с Дэвидом уже начинают обсуждать планы на следующий фестивальный год. Никто не думает, что он будет очень простым. Готовятся много и упорно работать. В этом году заветная тысяча человек на фестиваль не пришла, но и провалом назвать это сложно: по крайней мере, Чингиз улыбается и говорит, что все прошло почти по плану.

Будут диджеи из разных стран мира: в этом году приезжали из Зимбабве, Франции, Японии, Индии и менее экзотических стран вроде Казахстана. Соберется золотая молодежь Бишкека, которая голодна до таких тусовок и весь год проводит в ожидании поездки на Иссык-Куль. Приезжайте и вы: здесь круто!


Встречайте Galaxy S21 и S21+. Новый уровень камеры. Новый уровень впечатлений. Вы больше никогда не упустите идеальный момент для снимка. С кинематографичным разрешением 8K вы сможете создавать невероятные фотографии прямо из видео. Galaxy S21 и S21+ — это камера 64 Мп, самый быстрый процессор в Galaxy и мощный аккумулятор на весь день. Созданы произвести революцию в мире видео и фотографии.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро