Ловите немного свежего воздуха из мира. Хочется назвать это «историей успеха» открытых миру белорусов, но это не будет полной правдой. Во-первых, Лиле всего 27, она амбициозна и уверена в себе, но успех впереди. Во-вторых, Нгуен Ле Зиеу Линь — девчонка из Серебрянки, но особенная.
— Вьетнамка, минчанка, выпускница лондонской школы — вы себя как представляете?
— Лиля Ле из Беларуси. Мои родители приехали в Минск из Ханоя учиться. Здесь познакомились. Почти все остальные студенты вернулись домой, а мои остались. И я родилась здесь.
Я ходила в обычную школу в Серебрянке, если что!
— Родной язык?
— Русский. Родители говорили со мной по-вьетнамски, я понимаю, но отвечаю на русском. Во Вьетнам ездила на летние каникулы, там родственники. Но дом здесь. И родителям тут нравится больше. Здесь цивилизованнее. Вьетнам — это круто, но есть вещи, от которых мы все отвыкли.
— Вы в школе официально были Нгуен Ле Зиеу Линь. Как складывались отношения с детьми?
— В школе никаких проблем не было. Для друзей я всегда была Лилей. Наверное, кто-то посмеивался или удивлялся, пока были маленькими. Но потом все выросли и меня не обижали. Из школы — куча друзей и только позитивные воспоминания.
— После школы родители смогли позволить себе отправить меня в одну из бизнес-школ Лондона. Мне было 16, я хотела заниматься искусством, рисовала, фотографировала. Но идти учиться на художника или дизайнера не решилась, не настолько была уверена в выборе.
В Лондоне много иностранных студентов и людей с удивительным бэкграундом, там я ничем не выделялась. Английский был в порядке, что помогло освоиться в чужой среде. Поучилась, постажировалась и поняла, что не люблю офис и компьютер, а люблю людей и общение. И тут придумала: кино!
Через 5 лет Лондона вернулась в Минск и начала искать возможность уехать в США, где вся киноиндустрия.
— Зачем возвращались?
— Нужен был план на будущее, оставаться и тратить время в Лондоне не хотелось. Британская культура мне чужда, как бы резко это ни звучало. В отличие от Беларуси и, теперь я это понимаю, США. У меня много друзей в мире, я вижу разницу. И в Лондоне друзья хорошие. Но в целом британцы не пускают иностранцев в свой круг и держат дистанцию. Русскоговорящий отдельно, британцы держат границы. А в Штатах — все в одном котле.
— В Беларуси вроде точно не в одном…
— Белорусская культура отличается от американской. Если ты не знаком с человеком, он не поздоровается. Но если познакомились — пустит домой пожить.
— После Лондона я была больше видеографом, чем специалистом по кино. Я могла брать камеру, монтажом заниматься. Но понимала, что умею, но не хочу это делать. Хотелось продюсировать и режиссировать. Когда у тебя есть классный сценарий, нужен бюджет и масштабно сделанная работа, а не скетчи на YouTube.
Учиться долго мне не хотелось, и я нашла годовую программу в Лос-Анджелесе. Мне нужен был вход в мир, катапультирование в индустрию, нетворкинг и вот это вот все.
— Куда поступили?
— New York Film Academy. Называется так, потому что есть кампус в Нью-Йорке, но главный филиал — в Лос-Анджелесе. Поступить туда было несложно. Цена? Около $40 тысяч за год.
Это была очень интенсивная программа. Мало времени на теорию и куча практики и заданий. Программа называлась Film Production. Там было все. Подразумевалось, что после выпуска ты будешь готов к первому режиссированию. Я сразу поняла, что это мое, хотя рамок была куча. Например: фильм должен быть 8 минут. А если я хочу 9? Нет. Объяснили тем, что это подготовка к следующим ограничениями.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В конце года нужно было самостоятельно снять итоговый фильм. Хоть на свой телефон, хоть на их оборудование, хоть в Беларуси. И пока я его готовила, столкнулась с таким количество бумаг и бюрократии, что изменила взгляд на продюсирование. Я недооценивала этих ребят! Вот, оказывается, кто главный человек в фильме. В индустрии ведь именно продюсер нанимает режиссера, а не наоборот.
В моей первой истории снялся Джон Морриссей (продюсер «Американской истории Икс») — он был в университете приглашенным гостем. Настоящий продюсер! Я рискнула и отправила ему письмо со сценарием. Боялась дико. И считала себя самым наглым человеком. Он удивился и ответил: согласен, что-то в этом есть.
Мне сначала никто не поверил. Прошло всего два месяца, поймите, мы снимали чашки на столе на цифровик. И тут я привожу человека, который вчера, условно, с Майклом Дугласом ужинал.
— Почему у одних получается, а у других нет?
— Нет формул. Есть куча историй про везение и невезение. Но есть и объективная штука: нужно быть собой и объективно себя оценивать. Если вы знаете, что вы крутые (или потенциально крутые) — не стесняйтесь. Никто вас не останавливает.
Интровертам будет тяжело это принять. Но всегда нужно разговаривать, общаться и брать все в свои руки. Мне тысячу раз было страшно, когда я отправляла приглашение поработать вместе крутым ребятам! Но когда люди начинают отвечать, ты веришь, что все делала правильно.
У меня был видеозвонок со звукорежиссером «Спайдермена». Я к нему обратилась — он это оценил! Второй вопрос был «где ты нашла мой имейл».
— Где?
— О, а это было непросто! Иногда на поиски уходит половина времени. Но это и есть работа продюсера — поиск нужных людей.
— Разве это сложно, когда есть соцсети?
— У многих старших их нет или они не очень активны. И потом, писать в соцсети это не по-деловому. Я могу только ровесникам что-то предлагать через FB.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Если вы знаете, где живет нужный человек, можете пойти к нему домой?
— Нет. Но я могу отправить физическое письмо. Это очень сейчас удивляет. Один из хороших способов привлечь внимание.
— Где граница между активностью и наглостью?
— Это рядом, согласна. Меня многие посчитали наглой. Но я просто чуть более деловая в американском мире, где все слишком деликатны. Я не хочу тратить время. «Ты крутой, я крутая, давай работать вместе» — вот идея!
Еще совет «быть собой» работает. Если притворяетесь — тогда все зря. И это взаимно. Я тоже не хочу работать с тем, кто не разделяет мои интересы.
— По итогу года обучения я (как продюсер) сняла 28-минутый фильм «Хлебные крошки». Он без привязки ко времени и месту. История про то, как один герой попросил у другого хлеба. Тот дал, но потом обиделся, что про доброе дело никто не узнает из его соседей. И под этим знаменем «я очень хороший человек» в порыве убивает первого героя.
Получилось круто. Звук сводил Андрей Дергачев, который делал звук для всех фильмов Звягинцева. Уточняю, потому что это мой повод для гордости.
Фильм про альтруизм, но имеет очень много интерпретаций.
— Умно, фестивально…
— Нет! Это не какое-то «независимое» кино с кучей шелухи и претенциозности. Фестивали спецом ищут иногда сложные смыслы и формы. Или клише типа «история русского человека». А я хочу делать, чтобы людям понравилось. Чтобы хотелось подумать.
Сейчас куча короткометражек, где люди снимают про друг друга, ситуации, эпизоды. Как девушка забеременела, как кого-то уволили. Но нет пищи для ума.
Мейнстримовое кино тоже не дает ничего: ремейки и блокбастеры. Даже поклонники Marvel уже это понимают. А мы мечтаем снять из «Крошек» полнометражный фильм на тему того, что люди слишком парятся о том, кто и что о них думает. А понимаем ли мы, кто мы без этой оценки?
— Съемка большого фильма — мечта или реальный план?
— План, конечно. Netflix, Amazon постоянно ищут новые сценарии и идеи. Они дают кучу бюджетов таким, как я, если хорошо запитчить сценарий, идею, фильм.
Не нужно недооценивать друг друга. Вы смотрели сериал «Безумцы»? Никто не хотел давать деньги на него, мол, кому интересен очередной офисный сериал. Но это топ, который затронул актуальные и вечные ценности. Новые темы и смыслы есть и в «Во все тяжкие» и даже в «Игре престолов»!
И не думайте, что людям нужно только то, что дают кассовые фильмы: зрелище.
— Что посоветуете посмотреть, если устали и хочется нового, смыслов и немного (!) подумать?
— «Одержимость», «Безумцы» и, например, «Вселенная Стивена Хокинга» если не видели еще. Там хорошо буквально все.
— С планами понятно, а какова цель и мечта?
— Многим хочется денег и славы. Разочарую: киноиндустрия — слишком сложный путь. Тут такая конкуренция, что лучше сразу идти мимо в сторону YouTube или съемки свадеб. Я тоже искала что-то другое. И сформулировала для себя так: кино — мощное оружие, которое в неправильных руках превращается в пропаганду, а наоборот — расширяет людям кругозор. Все же любят кино, оно позволяет окунуться в другую жизнь. Я хочу показывать, что жизнь — это много чего за пределами вашей рутины.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро